И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намХудожник и дизайнер Егор Астапченко, находясь в оппозиции современным тенденциям и трендам актуального видения современного искусства, сумел сформировать собственный неповторимый стиль и новаторские способы подачи своих работ. Участие в психоделической рок-команде, активная деятельность в арт-группе, создание прогрессивного видеоарта — все эти культурные грани, покорённые в своё время Егором, отразились на понимании, воплощении и трактовке лучших образцов авторского материала молодого художника. Downtown.ru поговорил с Егором Астапченко о дуализме в современном искусстве, перформансах как элементах формирования общественного сознания и замшелости мышления молодых художников.
Современное искусство — вещь крайне противоречивая: отрицает какие бы то ни было рамки, само же в них находясь.
Непременно должен существовать пласт художников, занимающихся традиционным искусством: иначе современное искусство будет казаться не более чем китчем.
«Недавно в Краснодаре уличная выставка современного искусства была разгромлена, а её организатор — в буквальном смысле слова заплёван»
Я всегда выступал за соединение стилей и форм в искусстве: в 2005 году, когда я играл в рок-группе, на концертах мы обвешивали задник чёрной тканью и транслировали видео и слайды. То есть это уже был не традиционный концерт, а музыкальный хеппенинг.
Современное искусство — явление немассовое, и это отчасти хорошо. То, что происходит в Европе, где экспонаты неформатных выставок развешаны чуть ли не на каждой улице, — это перебор.
Хотелось бы, чтобы в современном дизайне использовались элементы contemporary art, который большинство продвинутых художников считают низким ремесленническим трудом: в нашем городе на сегодняшний момент это невозможно.
Творчество для меня неразрывно связано с интровертностью: гораздо важнее передать внутреннее ощущение, чем красиво подать какую-то идею.
Чтобы попасть в среду прогрессивных художников, львиная доля которых живёт и работает в Москве, необходимо иметь совершенно определённый тип мышления. То есть правила и тенденции, несмотря на внешнюю свободу «нового» арта, безусловно, существуют.
В Воронеже к радикальному искусству относятся толерантнее, чем в других провинциальных городах: относительно недавно в Краснодаре уличная выставка современного искусства была разгромлена, а её организатор — в буквальном смысле слова заплёван.
Порой общаешься с талантливым художником, и с ужасом осознаёшь, что, несмотря на огромное количество течений, сменившихся в искусстве за последние сто лет, идеалом для него остаются тщательно вырисованные феи и монстры из интернета.
«Современное искусство вызывает у меня опасение: кажется, что это одна большая фальсификация»
Для меня поиск новых измерений в творчестве гораздо важнее отражения актуальных проблем общества.
Для меня важную роль играет представление и подача искусства: за последние несколько лет мы с моими друзьями-концептуалистами устраивали художественные акции и перформансы в самых неожиданных местах, начиная от разрушенных домов и заканчивая заброшенными пляжами и Северным мостом.
Не все мои работы сугубо неформатные: зачастую под малопонятными арт-объектами и рваными мазками подразумеваются пейзажи, натюрморты и портреты. Содержание может оставаться традиционным, но форма обязательно должна меняться.
Несколько лет назад я принимал активное участие в арт-группе, и мы устраивали перформансы на улицах города: заставляли людей ходить по мостам или красить оранжевой краской арт-объекты. Мне было интересно воплощать в общественных пространствах своё представление о современном искусстве в масштабах города.
«Порой общаешься с талантливым художником, и с ужасом осознаёшь, что идеалом для него остаются тщательно вырисованные феи и монстры из интернета»
В нашем городе у многих отсутствует адекватное представление об искусстве: красотой считается то, что давно уже стало пошлостью и товаром.
Год назад я участвовал в фестивале современного искусства в Перми: городские заборы и стены домов украшались авангардными рисунками актуальных художников со всей России. Представить такое в Воронеже крайне сложно.
Иногда современное искусство вызывает у меня опасение: кажется, что это одна большая фальсификация.
Когда я принимаюсь за новую работу, у меня начинается внутренняя борьба с самим собой: я постоянно думаю, нужно это или нет.
«Восторг»
Композиция «Восторг» — мой дебют в современном искусстве. Нарисовав её, я понял, что можно создавать что-то общественное и интуитивно понятное каждому человеку.
«Осенний пейзаж»
Мне всегда было интересно сочетание консервативного и новаторского. Для этой работы я подготовил обычный холст, заполнил его чёрным цветом и наклеил на него несколько раскрашенных в осенние цвета дискет. Это в какой-то мере ирония над традиционной живописью. Кроме того, меня привлекают идеальные формы — в данном случае квадраты.
«Траектория движения стула»
Стул — символ чего-то статичного, постоянного, неброского; здесь он погружается в состояние движения. То есть обычный предмет помещён в необычные обстоятельства. Плюс работа создана в графике: ножки соединены, и у стульев появляется траектория.
Не имея прямой принадлежности к современному арт-мейнстриму города, Егор Астапченко за несколько лет сумел создать своё уникальное представление о том, каким должно быть современное искусство, и воплотить его без какой-либо поддержки извне. Ещё одним штрихом на холсте contemporary art в Воронеже стало больше.
Фото из архива Егора Астапченко.