Гиды

Метро, которого не будет

Метро, которого не будет
В нашем миллионном городе метрополитен стал бы идеальным решением транспортной проблемы. Воронежский архитектор разработал схему, которая, возможно, когда-нибудь воплотится в жизнь. Или не воплотится.

Уже несколько лет Михаил Гаргопа преподаёт «транспорт» четверокурсникам ВГАСУ на кафедре теории архитектуры и композиции. Он как никто понимает, какова обстановка на дорогах в Воронеже, поэтому почти три года он проектировал схему линий метро, чтобы предложить выход. Однако к своей работе относится с улыбкой: «Некоторые любят раскладывать пасьянс, некоторые — решать кроссворды, а я люблю фантазировать».

Город проектировался после войны, тогда максимальное количество транспорта рассчитывалось как 45 на 1 тысячу населения, сейчас в Воронеже 330 машин на 1 тысячу человек. Единственный вариант, когда людей можно вытащить из автохлама и пересадить на общественный транспорт, — это построить метро.

За три года конфигурация станций в плане менялась, менялись сами линии.

— Практика показывает, что строительство одной ветки проблемы не решает. Допустим, в Москве первое метро пролегло от Сокольников до Парка Культуры: эта ветка взяла на себя не более 0,06% общего пассажиропотока от общественного транспорта. Тогда в основном это были трамваи, автобусы почти не ходили. А сейчас в Москве ¾ людей, которые пользуются общественным транспортом, ездят именно на метро. На мой взгляд, московский метрополитен полностью себя исчерпал: продлевать станции смысла нет, линии очень перегружены. А вот для нашего компактного города 3-4 линий будет более чем достаточно.

«Предпочтительный вариант для Воронежа — строительство метро по типу питерского»

Вначале Михаил Гаргопа проектировал метро по Правому берегу с выходом на Левый, это были первые две линии. Но позже решил запустить ещё линию через Левый берег и линию на территории Лесной Поляны, СХИ, ЛТИ, ведь эти районы очень активно застраиваются, и людям тоже хочется быстрее добираться до центра.

— По генплану Воронежа предусмотрено строительство по старому Острогожскому шоссе от Шилово до Краснознамённой. Там собираются пустить скоростной трамвай, чтобы собрать весь пассажиропоток. Будут развиваться Шиловский и Малышевский микрорайоны, поэтому у меня возникла четвёртая линия метро, которая проходит петлёй, охватывая их.

Выбирая маршруты для станций, Михаил Гаргопа руководствовался историческим принципом: «Когда проектировался Воронеж, в XVIII веке он строился на трёхлучевой схеме, одним из лучей которой являются улица Плехановская и улица Кольцовская. Вдоль этих улиц и их продолжений я и формировал свою сеть. Эти улицы в городе узловые. Станции расположены как раз в узловых местах».

Как проходят станции метро в плане:

  • 1 линия (красная): «Политехническая» (9 км) — «Областная больница» — «Московский проспект» — «Мирная» (район кинотеатра «Мир») — «Автовокзал» — «Электросигнальная» — «Центральная» (пересечение улиц Плехановская и Кольцовская) — «Университет» — «Петровская набережная» (переход по вогрэсовской дамбе на Левый берег — здесь поезд будет идти по эстакаде, т.е. идти открыто над землёй) — «Кировская» — «Авиастроителей» (рядом с авиазаводом) — «Баррикадная» — «Илюшинская».
  • 2 линия (зелёная): на скрещении с первой. Она начинается в Юго-Западном районе. Станция «Первомайская» — «Танаис» — «Юго-Западная» — «Космическая» (пересечение ул. Космонавтов и Мехзавода) — «Девицкий выезд» — переходная станция «Плехановская» — «ЖД-1» — «Парк культуры «Динамо» — «Левобережная» (пересечение улиц Остужева и Перевёрткина) — «Железнодорожная» (там, где сейчас проектируется транзитный вокзал станция Воронеж-3). Главное в этой линии — то, что она связывает два железнодорожных вокзала.
  • 3 линия (синяя): связывает две первые. Она проходит от Отрожки до Машмета, конечная станция — «Горнозаводская». Отрожка — Тельмановская (рядом с проходной завода) — Северо-Восточная (здесь ведётся масштабная застройка, поэтому будет большой пассажиропоток) — Суворовская — пересадочная «Спортивная» (рядом со спортивной набережной) — «Придача» (рядом с рынком» — дальше выходит на Ленинский проспект станция «Патриотическая» (возле «Музея-Диорамы») — «Кировская» (проектировалась мной как станция, на которой поезда идут к одному перрону. Например, как в Москве — Поклонная гора) — «Менделеевская» — «Новосибирская» — «Горнозаводская». 
  • 4 линия (жёлтая): «Автоокружная» — «Бульвар Победы» — «Северная» (окончание улицы 60-ой армии) — пересадочная станция «МП» — «Лесная поляна» — «Ломоносовская» (рядом с Лестехом) — «Берёзовая роща» — «Ротонда» (старая областная больница) — «Автовокзал» (пересадочная пересекается с первой линией) — «Солнечная» — станция «Машиностроителей» (пересечение улиц Машиностроителей и 9 Января) — дальше линия уходит в Юго-Западный район, станция «Пешестрелецкая» — «Космическая» — «Полтинник» — «Краснознамённая».

«Если решится вопрос о строительстве, в Воронеже придётся переделывать всю наземную транспортную сеть»

Если решится вопрос о строительстве, в Воронеже придётся переделывать всю наземную транспортную сеть. Метро рационально только тогда, когда расстояние между станциями составляет 1600-1800 метров. Наземные остановки должны быть не далее чем в 400 метрах друг от друга. Таким образом, придётся дублировать станции наземным видом транспорта, как в Москве, где маршруты начинаются у одной станции и завершаются у другой.

По мнению Михаила Гаргопы, предпочтительный вариант для Воронежа — строительство метро по типу питерского. Оно отличается от московского способом контакта с пассажирами: в Москве большой открытый перрон, с двух сторон подходят поезда. В Питере к рельсам выхода нет. В Питере часто случаются прорывы воды, эти двери предполагают, что в случае аварии они задержат воду и пассажиры успеют эвакуироваться, но самое главное достижение этого метода — уменьшение вероятности несчастных случаев. По этому же принципу спроектированы новые парижские линии метро.

18521
Анна Володина
26 апреля, 12:00

Поделиться: