И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намНе первый год над дорогами Воронежа витает фраза «дорожный коллапс». До определённого момента власти довольствовались «точечными» проектами по улучшению дорожного движения: расширение отдельных дорог, ликвидация трамвайных путей, запуск движения по набережной Массалитинова. Но в скором времени администрация приступит к реализации проекта, который, возможно, изменит «транспортное лицо» города, — это и есть КСОДД, комплексная схема организации дорожного движения.
«Реорганизация движения в городе, который уверенно движется к транспортному коллапсу, — дело заведомо неблагодарное»
На его разработку московский «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» потратил около года и заработал на нём порядка 30 миллионов рублей. Впрочем, лёгким этот заработок не назовёшь. В первую очередь потому, что реорганизация движения в городе, который уверенно движется к транспортному коллапсу, — дело заведомо неблагодарное: без жёстких, непопулярных мер не обойтись.
Непростой характер работы осложнило нежелание бизнеса раскрывать важную для проекта информацию. К примеру, к весенней презентации схемы специалистам не удалось в полном объёме исследовать грузовые потоки: более 80 предприятий, которые используют грузоперевозки, информацией не поделились.
На прошлой неделе в мэрии был представлен финальный вариант схемы. «Варяги»-академики предложили городу три плана действий. Бюджетный план рассчитан на 2 года и потянет на 300–500 миллионов рублей. На эти деньги удастся построить несколько парковок, заездных карманов, локально переделать разметку и изменить схему работы светофоров. Стоит отметить, что после промежуточной презентации проекта, прошедшей в мае, базовый вариант серьёзно подорожал со 140 миллионов рублей до нынешних 300–500.
«27 миллиардов нам нужны только на то, чтобы к нам не пришёл полярный зверь коллапс»
Компромиссный план на 4 млрд. рублей предполагает также расширение дорожного полотна. На его реализацию должно уйти 3 года.
Самый-самый вариант по временным и денежным затратам потянет на создание трёх серий «Пиратов Карибского моря». Его реализация займёт 5 лет и потребует более 830 миллионов долларов (более 27 миллиардов рублей).
Этот сценарий дорожного «блокбастера» поражает воображение. Запланировано строительство до 12 новых развязок и эстакад (пересечения Московского проспекта и улицы Антонова-Овсеенко, улиц Транспортной и Бурденко, на памятнике Славы и др.); создание разгонных полос на магистралях (на Московском проспекте в районе улицы Урицкого и проспекта Труда); введение одностороннего движения на отдельных участках улично-дорожной сети (к примеру, от Ясного проезда до улицы Хользунова по улицам Солнечной в направлении Северного и по улице Донской в сторону центра); изменения организации движения на ключевых перекрёстках (кольцо улиц Ворошилова, Космонавтов, пересечения улиц Хользунова и Шишкова, Матросова и Ворошилова, Чапаева и Грамши и т.д.); создание пешеходных зон (на улице Куколкина и в Политехническом переулке); строительство надземных и подземных пешеходных переходов (в районе универсама «Молодёжный», пересечения Московского проспекта и проспекта Труда, в районе Юго-Западного рынка и т.д.) и др.
«Весь комплекс мер увеличит пропускную способность воронежских улиц на 25%»
Центр с его плотной застройкой перекраивать бесполезно, так что тут пригодятся те самые непопулярные меры: жёсткая парковочная политика, перевод автомобилистов и пешеходов в разные уровни и др.
Весь комплекс мер увеличит пропускную способность воронежских улиц на 25%. Вот тут можно бы и порадоваться, если бы не прогноз НИИАТ насчет увеличения трафика. Сейчас на тысячу жителей приходится 250 легковых автомобилей, а в целом — 330 транспортных средств. К 2017 году эти показатели вырастут на 24% и 15% соответственно. Получается, 27 миллиардов нам нужны только на то, чтобы к нам не пришёл полярный зверь коллапс.
В какой мере будет реализован проект, пока неясно. Ему ещё предстоит пройти этап согласований со всеми заинтересованными ведомствами: ГИББД, органами областного правительства и т.д. Впрочем, уже сейчас очевидно, что в городской казне не найдётся денег на реализацию в полном объеме. А пока воронежские чиновники думают, где бы взять порядка 800 миллионов долларов, правительство рангом повыше выдаст Сербии кредит на аналогичную сумму. По сообщению РИА «Новости», именно столько Владимир Путин обещал братьям-славянам на развитие инфраструктурных проектов.
Сейчас в Северном районе проживает около трети всего населения Воронежа. Примерно год назад началась застройка земель ВГАУ, так что через 7–10 лет между улицами Шишкова, Московским проспектом и Ломоносова вырастет новый микрорайон. По прогнозам экспертов, это добавит Северному до 80 тысяч новых жителей. Поэтому совершенно неудивительно, что власти наибольшее внимание уделили проекту развязки на памятнике Славы. Если в ближайшие годы не изменить сложившуюся ситуацию, лет через 5 дорожное движение в районе Памятника придётся переименовывать в дорожное стояние.
Московские проектировщики предложили свой выход из ситуации. В створе с ул. Хользунова предусмотерно строительство эстакады с сохранением отметок Московского проспекта, при этом нет левого поворота из центра на ул. Хользунова. Левый поворот из центра в Северный район будет возможен по ул. Лизюкова: на пересечении с ул. Лизюкова Московский проспект проходит в эстакадах над ул. Лизюкова с обеспечением левого поворота из центра в Северный район в подмостовой зоне. Совокупная протяжённость эстакад потянет на 360 м, а подходные части к ним — на 480 м.
Изменения коснутся и общественного транспорта. Движение из центра в Северный пройдёт по ул. Лизюкова. Чтобы избежать заторов, дорожное полотно здесь планируют расширить до 6 полос. На пересечении с ул. Жукова потребуется расширение перекрёстка с разрешением левого поворота с ул. Лизюкова на ул. Жукова при движении от Московского проспекта. Помимо этого, придётся переустраивать контактную сеть троллейбуса в квартале Хользунова — Жукова — Лизюкова — Московский проспект.
Специалисты НИИАТ уверены, что распределение движения по двум параллельным улицам (Хользунова и Лизюкова) избавит район памятника Славы от нынешних заторов. Впрочем, далеко не все воронежцы согласны, что этих мер хватит. Критики проекта считают, что от развязки на памятнике Славы будет мало толка, если не разгрузить самые напряжённые перекрёстки с Московским проспектом: площадь Заставы, район Автовокзала, Рабочий проспект. Здесь тоже неплохо бы устроить как минимум двухуровневые развязки. Однако отдельным специалистам и этого мало: по их мнению, действовать нужно радикально — убрать все светофоры между памятником Славы и площадью Заставы.
Иллюстрации © «Агентство по инновациям и развитию».