Гиды

Брендинг территории. Будет ли у Воронежа свой логотип?

Брендинг территории. Будет ли у Воронежа свой логотип?
Нужен ли Воронежу свой логотип? Давайте разберемся.

Что такое логотип города и чем он отличается от герба

Все знают, что у каждого города России есть свой герб. Гербы размещают на печатях муниципальных (то есть — городских) учреждений, изображают в официальных документах, используют на фасадах зданий, относящихся к городской власти. То есть герб — это всегда что-то строгое, официальное, даже в чём-то угрожающее (ведь исторически гербы возникли именно как символы устрашения врага на поле боя и способ отличить в бою «своих» от «чужих»).

Для тех, кто забыл, напомню — так выглядит современный официальный герб города Воронежа

Достаточно грозно, не правда ли? Зубцы крепостной стены в короне, чёрный двуглавый орёл с распростертыми крыльями, каменный склон... Дружелюбным это изображение точно не назовешь. Да оно таким и не должно быть. Ведь у герба есть своя, чисто специфическая функция — идентифицировать город в официальных церемониях и обозначать принадлежность того или иного объекта, предмета, документа к городской, муниципальной власти.

«Но ведь это изображение используют не только в официальных церемониях!», — возразите вы. Правильно. Используют его все, кому не лень и где только «бог на душу положит», а меж тем, есть официальные нормативные акты, строго регулирующие порядок использования герба города. И за их нарушение должны, по идее, строго карать ответственные органы.

Надеюсь, теперь многим уже стало понятно к какой мысли мы подошли: кроме герба каждому уважающему себя городу нужен ещё и логотип. Цель логотипа, в отличие от герба, — создать индивидуальный образ города, повысить его запоминаемость для гостей, украсить элементы архитектурной среды, образовать вокруг себя своеобразный «фирменный стиль» города, который можно было бы использовать не оглядываясь на ограничения и запреты, следующие за использованием официального герба.

В качестве примера успешного логотипа города, который получил всемирную славу, можно привести логотип города Нью-Йорка, созданный изначально в 1977 году дизайнером Милтоном Глейзером как символ рекламной кампании по привлечению в город туристов. Наверняка вы тысячи раз видели этот символ и многочисленные подражания ему.

А теперь посмотрите на следующее изображение и попробуйте догадаться что это.

Какие есть варианты? Печать индейцев племени Майя? Эмблема египетской мукомольной фабрики? Клеймо фермы по выращиванию бобров в Аргентине? Не угадали. Официальный герб города Нью-Йорк! Сколько раз вы видели предыдущее изображение и сколько это? Думаю, не ошибусь, если предположу, что герб Нью-Йорка 99% из вас видит впервые.

И теперь ещё более очевидной становится необходимость появления логотипа города: официальные гербы никогда и никто не создавал запоминающимися и узнаваемыми. Просто в силу того, что каждый автор при создании герба должен в обязательном порядке руководствоваться незыблемыми, столетними правилами науки геральдики, но никак не своей дизайнерской фантазией или маркетинговой целесообразностью.

У каких российских городов уже есть логотипы

Говоря о необходимости разработки логотипа Воронежа неплохо было бы, как это водится, вначале посмотреть как обстоят дела в других российских городах. Может, мы уже безнадежно отстали в этом вопросе или наоборот — «пытаемся бежать впереди паровоза»? Проведя небольшой анализ этого предмета могу сказать: в вопросе брендинга территорий в России творится, как бы это помягче сказать, бардак. Есть несколько регионов, где разрабатываются даже не отдельные логотипы, а целые проекты брендирования территорий, причем среди них встречаются очень сильные работы. Например, «Проект визуальной идентификации» Нижнего Новгорода: 

Брендинг Нижнего Новгорода

Предыдущее
Следующее
1 фото из 5

Или, небезызвестный для тех, кто интересуется рекламой и дизайном, проект брендинга Перми от гуру отечественного дизайна Артемия Лебедева.

Брендинг Перми

Предыдущее
Следующее
1 фото из 7

Концепция нового бренда Ненецкого автономного округа вылилась в формулировку «Ненецкий автономный округ — североевропейская кладовая России». Стиль реализован на самом высоком уровне.

Брендинг Ненецкого автономного округа

Предыдущее
Следующее
1 фото из 3

В остальном же, по стране можно чаще встретить отдельные логотипы городов, которые преимущественно создаются в честь той или иной круглой даты и бывают довольно интересными в плане дизайна и своего обоснования.

Правда, некоторые концепция бывают не лишёнными недостатков.

Но многие логотипы бывают откровенно ужасными. 

Логотипы Воронежа

Полюбовавшись вдоволь на логотипы других городов, вернемся всё же «к нашим баранам», пардон, к логотипам Воронежа. Итак, что же у нас есть на сегодняшний день? Мне удалось отыскать только 2 логотипа, разработанных за историю города. Первый логотип был создан во времена СССР, в 1965 году и больше напоминал герб, хотя таковым не являлся. Вот он.

Я назвал его для себя «корабль, запутавшийся в колосьях и радиации». Все в традициях бредового штампованного советского дизайна. Думаю, если хорошенько поискать, и сегодня в городе можно найти раритеты, отмеченные этой эмблемой, хотя из обихода она давно уже вышла с прекращением существования самого Советского Союза.

Следующий логотип напротив — наш с вами современник, и его можно часто встретить на улицах города. Это логотип 425-летия Воронежа. Вот его первоначальный вариант.

Дизайн выполнен в стиле «я его слепила из того, что было». Стандартный слявянский шрифт, небрежно отрисованный кораблик, символизирующий ботик Петра I и внизу две ленты непонятных оттенков, символизирующих непонятно что. Всё это от души сдобрено фотошопными эффектами объёма. Даже у комиссии из числа городских чиновников, которые не являются профессионалами дизайна и рекламы, от вида такого логотипа возникло ощущение «чего-то здесь не то...». И принятие логотипа отложили подальше к началу юбилейных торжеств, объявив воронежцам, что, мол, логотип хороший, но в него ещё будут вноситься изменения. И хотя, как известно, как ты «Жигули» не правь, «Мерседес» из них не получится, наши спецы всё же сумели из этого логотипа сделать такой, который понравился чиновникам города.

А всего-то надо было — покрасить всё в цвета российского флага и вместо идеологически неправильных салатово-розовых лент сделать триколор, как на правильных логотипах, например, этом.

Каким мог бы быть брендинг Воронежа?

Итак, есть хорошее правило «критикуешь — предлагай». Как вы поняли из статьи, я недоволен нынешней ситуацией с брендингом территорий в России в целом и в Воронеже в частности. За всю Россию ответить будет довольно сложно — велика у нас страна, — но за наш родной город постараюсь сказать.

Если Воронеж реально претендует на неофициальное звание «Столицы Черноземья», то ответственным за это людям в руководстве города следует как можно скорее озаботиться вопросом брендинга города. Наличие у города собственной концепции визуальной идентификации — это вопрос не только престижа города, но и залог его будущего уверенного экономического и культурного развития. Как сказал Антон Павлович Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно». Так вот и в нормальном городе тоже всё должно быть прекрасно — и дороги, и зарплаты горожан, и собственный уникальный образ (то, что у рекламистов называется айдентика).

При этом в процессе разработки логотипа и бренда города не следует мыслить стереотипно, понятиями и образами давно минувших лет. Ребята, вы живёте сегодня, в 2012-м году, а не в 1965-м и не в 1986-м. Да, здорово, что у нас в городе помнят о великих делах Петра Первого, помнят о том, что Пётр построил русский флот именно в Воронеже. Но задайтесь вопросом: «А знает ли кто-то об этом за пределами Воронежа?». Вы удивитесь и, возможно, огорчитесь, но об этом не знает практически никто. Всю монополию на идею создания флота и на образ Петра давно отхватил себе Санкт-Петербург. И у такого крупного и исторического города её теперь не отнять. Всё, проехали с Петром. Помним, чтём, но в целях рекламы и брендинга этот образ не подходит ни грамма.

Не так давно вспомнили о другом важном факте. Воронеж, оказывается, ещё и Родина ВДВ. Да, тоже здорово. Хороший памятник поставили в Северном районе. Давно надо было. Но спроси любого россиянина «С каким городом у него ассоциируется ВДВ?» — 9 из 10 ответят «Рязань». И понятно почему. Здесь Воронеж тоже не успел к раздаче, хотя могли бы, если бы не забыли о месте высадки первого десанта на десятилетия и там не стояла бы долгие годы простая каменюга вместо памятника. 

Воронежу нужно искать собственный символ из тех образов, что ещё не заняты ни одним российским городом и по которым наш город знают за его пределами. В этом плане как нельзя кстати подходит простой мультяшный персонаж — Котёнок с улицы Лизюкова. Лучшего рекламного ролика Воронежа, чем этот детский мультфильм, трудно представить. Его знает вся страна, он уникальный, он позитивный, он близкий людям любого возраста, он уже начал внедряться в Воронеже без указки властей — есть скульптура Котёнка и Вороны на улице Лизюкова, образ охотно используют создатели сувениров. Остается только развить эту тему и создать полноценный, современный бренд территории.

Впрочем, это лишь один из вариантов, хотя я считаю, что он вовсе неплох.

Было бы очень здорово, если бы темой создания логотипа и бренда города занялись местные, воронежские дизайнеры. Ведь чем сидеть в ожидании миллионного заказа от городских властей, гораздо лучше сделать проект без заказа и предложить это власти. Всегда есть шанс, что ваше творчество (если оно будет действительно талантливым) примут и оно пойдёт в народ, как когда-то созданный бесплатно логотип Нью-Йорка. И это будет лучшая реклама и награда дизайнеру.

Ну что, ваши варианты бренда Воронежа, господа.

Источники фото: блог Эркена Кагароваблог Starcom, блог Maria Zaborovskaya & Andrey Lublinsky

9870
Сергей Золотых
30 января, 15:11

Поделиться: