И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намКреативные сотрудники могут решить даже самые сложные вопросы, связанные с бизнесом, и помочь заработать деньги. Редакция Даунтаун узнала у участников московского проекта MOST Creative Camp Соломона Шлосмана и Даниила Филина, как устроена креативность, кому она нужна и как правильно ее развить. А в конце решила рассказать о пяти книгах по креативности, которые должны быть у каждого.
10 лет назад появилось рекламное агентство MOST Creative Club, которое создает рекламу для больших брендов. Они сочинили песню с Дизастером, которую выложили сразу после его баттла с Оксимироном, а к сочинской Олимпиаде они придумали автомат, который выдавал билет в метро за приседания, и со временем клиенты начали просить научить их придумывать креативные идеи. Тогда команда агентства решили сделать MOST Creative Camp — лагеря для взрослых в Грузии и России, где учат креативности. Сейчас среди их корпоративных клиентов Сбербанк, Райффайзен банк, Газпром, МТС, Aviasales.ru, Яндекс и другие. |
Очень часто люди говорят: «Я вообще ничего не могу придумать». Это суперудобная позиция: я ничего не могу придумать, поэтому не буду и пытаться. Но это то же самое, что «я ничего не могу сказать». Если человека научить формулировать свои мысли, то он начнет говорить. Если человека научить придумывать, то он начнет придумывать. Самое важное, чтобы люди перестали воспринимать прикладное творчество как манну небесную. Креативность — это не какое-то тайное знание. Нельзя прочитать одну книжку или посетить чей-то семинар и сказать, что все, я теперь креативный. Нет. Креативность — это как спорт, в ней нужно развиваться осознанно. Сначала нужно понять, как это работает — какие мышцы тренировать и какие снаряды для этого использовать. А потом постоянно поддерживать себя в форме.
Часто компании присылают к нам в лагеря маркетологов, HR-специалистов и руководителей бизнеса. Хотя сейчас все говорит о том, что в любых сферах нужно креативное мышление. У нас есть бухгалтер, и ему тоже нужно решать креативные задачи. Например, придумывать кучу способов, как выбить деньги, если клиент задерживает плату.
Процесс совместного творчества — это суперинтимная вещь, и любой негативный вброс разрушает всю структуру. Очень важно вначале всех настроить на правильный лад, чтобы молчун перестал быть молчуном, а хейтер перестал быть хейтером. Самая большая проблема при мозговом штурме — культура работы с идеями друг друга. Когда ты услышишь чужие идеи, как ты должен на них реагировать негативно. От этого зависит, будут ли люди говорить смелые идеи или только безопасные (шаблонные, которые ничего не дают), или они не будут говорить идеи вообще, или будут их только критиковать.
Потом надо понять, из чего состоит мышление: беглость, оригинальность и гибкость. Первым о них говорил ученый Элис Пол Торренс.
Нельзя один раз научиться креативности. Даже каждый из нас иногда зависает и, скажем, не хочет ехать за три тысячи километров на буханке читать лекции. Для этого мы собрались в команду, где каждый друг друга провоцирует. Из-за рутины или больного живота, бытовухи исчезает желание все пересмотреть и взглянуть творчески. Но надо бороться с этим состоянием и постоянно заниматься практикой.
На проблему нужно смотреть гибко и уж точно не брать первый попавшийся вариант. Как только придумал один вариант, подумай теперь, есть ли вариант не рядом с ним, а из другой сферы. Например, что лежит на столе? На столе лежат очки. Еще на столе лежит телефон, но это из той же самой сферы — это объекты. Что может еще лежать на столе? Тень. Или воспоминание вчерашней пьянки. Это скорее творческий пример. Но вопрос такой, что когда люди начинают думать о решении задачи, обычно они думают конкретно. Что подарить маме на день рождения? Давай подарим цветы. А можно откатиться на шаг назад и думать не конечными решениями, а областями, где их можно искать: «впечатление», «вещь», «отношения». И дальше в каждой можно найти какое-то решение, которое будет удовлетворять изначальной задаче, при этом они будут разные. Если искать подарок маме в категории «отношение», то я могу сделать завтрак в постель или подарить полет в аэротрубе.
Важно структурировать процесс придумывания по шагам. Сначала нужно определить проблему — можно нарисовать ее на листе. Например, проблема поиска спонсора для проекта. Затем начинаешь думать категории, где можно искать решение проблемы. Первое — можно сделать что-то с проектом, чтобы он был интересен спонсору. Например, спонсор будет зарабатывать на проекте. Или это станет проект спонсора. Второе — личная заинтересованность спонсора в проекте. Например, можно жениться на дочке спонсора. Или сделать обложку с ним и подписать, что он дал денег. А если он честолюбивый человек, то ему будет приятно. Третье — может быть, спонсору важно, чтобы это несло благо людям. И здесь еще миллион решений можно найти. И вот таких веток много. Это стартовая раскачка мозгового штурма — понять, какие есть области. А дальше какие-то области отсекаете. Например, убираем личные отношения, потому что это противоречит вашим правилам. А в оставшихся сферах продолжаем искать решение.
Если мотор не завелся (никто ничего не может придумать), тогда пусть каждый возьмет по листу бумаги и в течение пяти минут пишет свои идеи. Важно писать быстро, чтобы опередить своего внутреннего критика. Есть понятия «дивергентное» и «конвергентное» мышления, которые ввел Джой Пол Гилфорд, один из самых цитируемых психологов, серьезный дядька. Они обозначают, что человеческий мозг не может одновременно придумывать и оценивать идеи. Он либо придумывает, либо оценивает. Поэтому нужно разделять эти процессы. И если мы говорим про беглость, то нужно придумать как можно больше всевозможных вариантов. Например, я выбрал область: хочу подарить маме на день рождения впечатление. Дальше придумываю миллион идей.
Нужно воспринимать мир вокруг как задачи и постоянно хотеть их решить нестандартным образом и думать outside of the box. Это постоянная практика, провокация «а что, если». А можно ли подарить цветы по-другому? А можно ли продавать книги по-другому? А можно ли сделать книгу увлекательнее? Мы тоже об этом думали и сделали книгу-квест «Аркаим. Дневник пропавшего археолога». В ней все события имеют подтверждение в реальности, и можно даже позвонить ее герою и пообщаться — его номер есть на обложке.
Ограничения — очень крутая штука. Например, человеку нужно сделать презентацию. И он думает, что сделает слайды — таких презентаций миллион. А если он придумывает ограничение: например, сделаю презентацию без звука — это родит другой формат. Или пусть все сидят с закрытыми глазами, тогда нужно работать с запахом. Важно постоянно провоцировать себя.
5 книг, которые должны быть в каждом офисе
|
Фотографии: facebook.com