Арт

А что, если сходить на концерт симфонического оркестра в Воронеже? Будут ли мурашки?

А что, если сходить на концерт симфонического оркестра в Воронеже? Будут ли мурашки?
Впечатления от первого в жизни симфонического оркестра.

Помните, как в фильме «Красотка» героиню Джулии Робертс ведут в оперу? В таком месте она оказывается первый раз, получает удивительные впечатления и выдает по-детски наивную фразу: «Я чуть не описалась от счастья». Звучит грубовато, но очень искренне. Мы решили проверить, возможно ли испытать подобные чувства в Воронеже? Журналистка Аня Рыбалкина, которая ни разу не была на концерте классической музыки, отправилась в филармонию на концерт французского пианиста Давида Фрая с Воронежским симфоническим оркестром.

Часть 1: «Прибытие»

Конечно, любой выход на важное мероприятие у девушки начинается с выбора наряда. Красивое платье задает нужное настроение, поэтому я оделась в классическое черное с летящей юбкой и не забыла про каблуки. К сожалению, современная Золушка не сидит целыми днями в ожидании чуда, отделяя горох от чечевицы, а старается успеть сто дел за 20 часов бодрствования. Итог: на концерт я бежала в надежде, что передо мной не захлопнут дверь. Ощущение торжественности от этого пропадает.

Совет №1: Рассчитывайте время и приходите на концерты или спектакли заранее. Помните, что минуты вы потратите на проверку билетов, очередь в гардеробе и поиск места.


К своему счастью, я не опоздала, у меня даже осталось 10 минут, чтобы оценить внутреннюю обстановку Воронежской филармонии. Ничего необычного, но видно, что здание предназначено для торжественных случаев. Перед залом большой холл с огромными зеркалами и роялем. Легкая прозрачная ткань на стенах, типа драпировки, конечно, смотрится наивно. Концертный зал выглядит ухоженно, аккуратные стулья с хорошей обивкой, сцена и занавес прибраны. Особого восторга зал не вызывает, наверное, из-за своего маленького размера: только партер. Я почему-то ожидала увидеть балконы и ложи.

Часть 2: «Концерт»

Перед концертом все гости взволнованно переговаривались. Наверное, потому, что Давид Фрай – приезжий музыкант, воронежские зрители могут никогда его больше не услышать. Когда симфонический оркестр вышел на сцену (все, без Давида Фрая), я почувствовала, что общее волнение передалось мне. А потом поняла: это не трепет перед прослушиванием, я волнуюсь за музыкантов, почему-то очень хочу, чтобы у них все получилось, чтобы они оправдали ожидания. Вот такое странное чувство.

Все музыканты вышли в черном, причем в совершенно разной не сочетающейся одежде: девушки в платьях или в кофтах и юбках, одни молодые люди в брюках, другие в чем-то близком к джинсам. Но цвет выбрали один. Вообще не задумывалась об одежде музыкантов, согласуют ли они с кем-то то, что подбирают?

Вначале оркестр немного настраивался (кажется,  это называется какофонией, когда все играют невпопад, просто пробуют свой инструмент). А после вышел несомненно главный музыкант этого вечера – Давид Фрай.

Давид подошел к краю сцены, кивком поприветствовал зрителей и только после этого сел за инструмент. Момент сильного напряжения, пианист взмахнул обеими руками, и оркестр заиграл. И тут я кого-то разочарую: мгновенного «вау!» не произошло, я слушала музыку, но ничего особенного не испытывала.

Поэтому, продолжая искать положительное, я просто начала внимательно всматриваться в музыкантов, это было тоже довольно интересно. Все музыканты рассаживаются в соответствии с инструментами: скрипки слева, скрипки побольше справа от рояля, крайние справа – мужчины на огромных скрипках. Нет, ну что вы от меня хотели? Я первый раз на оркестре, для меня это все – скрипки. Позже я этим заинтересовалась и нашла удобную схему.

Совет №2: Не ожидайте, что вас «ударит по голове» с первой ноты, такое бывает только в фильмах. Музыку надо слушать и замечать свои ощущения. Первые мои ожидания «чуда» были совершенно глупыми. Я начала получать удовольствие, когда музыканты разыгрались и подошли к кульминации произведения.


Симфоническая музыка воспринимается несколько иначе, чем любая другая в наушниках. Когда мне нравится музыка, я обычно расслабляюсь, откидываюсь на спинку. С оркестром по-другому: чем лучше я воспринимала музыку, тем больше напрягались мышцы, хотелось выпрямить спину. Кажется, я в полной мере поняла глагол «внимать». Очень необычное чувство, как будто весь мой организм подготовился к восприятию чего-то очень важного.

Несмотря на мою полную музыкальную необразованность, некоторые части концерта показались мне знакомыми. В первом отделении играли Баха, и, видимо, школьные уроки музыки оставили какой-то след.

Совет №3: Не бойтесь, что вы не поймете классическую музыку. В какой-то момент вы просто почувствуете, что слышали подобное раньше. Это помогает немного отойти от атмосферы всеобщей торжественности, найти в музыке что-то знакомое и увеселительное.


Вы уже поняли, что многое отклонилось от моего сценария красивой сказки, но кое-что действительно меня впечатлило:

  • Музыканты улыбались и раскачивались головой в такт музыке. Как в мультиках или сказках. Да, действительно получали удовольствие от собственной игры. Интересно, они также увлечены процессом на рядовых концертах? Это нужно проверить.
  • Пианист склонился над инструментом, как гений над своим произведением. Давид Фрай показал себя человеком увлеченным, он не хотел красоваться перед зрителями, он был весь в музыке. Его эмоциональные выдохи, закатывающиеся глаза, склоненная поза не всегда были эстетичны, но очень искренни.

После перерыва, во втором отделении, появился дирижер, наш Юрий Андросов. До этого концертом дирижировал сам Давид Фрай, это было необычно. Появились и дополнительные инструменты: звуки флейты, ударных, – звучание обрело полноту и насыщенность. Играли Мориса Равеля, эта музыка понравилась мне больше, я поняла: именно этот моменты игры останется в памяти надолго.

Я была под впечатлением, но тут произошла одна неприятная ситуация: в напряженный момент партии фортепиано послышался скрежет пластиковой бутылки. Даме захотелось попить, и, вроде, делала она это аккуратно, но все равно было очень слышно и неприятно. А этот инцидент заставил меня отвлечься от музыкантов и обратить внимание на зал, оказывается, не всем было так же хорошо, как и мне: кто-то со скукой смотрел в стену, кто-то проверял телефон, кто-то захотел попить. Я «собрала» всю толерантность и сказала себе: «Да, не все в восторге от симфонической музыки, но в этом нет ничего страшного».

Совет №4: Соблюдайте правила концертного зала, они написаны не просто так. Отключайте телефон, не ешьте и не пейте во время выступления, не заходите после 3 звонка. Я уже не говорю про зрителей, но музыкантам невероятно тяжело с их-то слухом.
   

Часть 3: «Впечатления»

Когда я выходила из филармонии, вечер стоял прекрасный, и так хотелось продолжения и хорошей беседы. По-моему, это отличный показатель. И мурашки я все-таки словила, где-то во втором отделении. Стоит ли вернуться в нашу филармонию? Мой вердикт: да. Хотя бы для того, чтобы проверить наш оркестр. Всегда ли они так отдаются музыке? Или нам повезло быть на исключительном концерте?

Главное:

  1. Приходите в филармонию заранее. Перед концертом надо проверить билет, зайти в гардероб, найти место.

  2. Вслушайтесь в незнакомую музыку внимательно. Не ждите, что вам понравится с первой ноты.

  3. Не бойтесь, что вы совсем не поймете классическую музыку. Просто попробуйте.

  4. Соблюдайте правила концертов: отключите мобильный, не приносите еду, не болтайте во время выступления.

  5. Сходите на несколько концертов, чтобы точно понять свои ощущения.

Фото: Андрей ПарфеновДепартамент КультурыЖЖ elsa_brabant

Аня Рыбалкина
21 июня, 21:00

Поделиться: