И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намГолубая кирха стоит на пересечении Никитинской и Карла Маркса. Ее построили еще в 1854 году для приверженцев лютеранства — одного из протестантских течений в христианстве, основы которого были заложены при Мартине Лютере. В начале 20 века советская власть выгнала лютеран из кирхи и отдала здание «Горэлектросети». В 2008 году здание вернули религиозной общине, но ее борьба за свою собственность еще не закончилась. О жизни кирхи и лютеранской общины сегодня рассказывает глава кирхи Анатолий Малахов.
В начале 18 века Петр 1 пригласил в Воронеж строить флот немцев, среди которых было много протестантов. Многие из них остались в городе и построили две деревянные кирхи на берегу реки Воронеж. В 1766 году немцы создали под Воронежем поселение Рибенсдорф, в котором в середине 19 века жило около 3 тысяч человек. Для молитв они воздвигли крупную кирху, одну из самых больших в Европе. Но она простояла недолго: в советское время здание разрушили и из-за нехватки денег не могут восстановить до сих пор.
«Второе по численности поселение немцев-лютеран в России — село Рыбное (Рибенсдорф переименовали в Рыбное при советской власти — прим. ред.), Острогожский район, где живут много вернувшихся из депортации немцев. В селе восстанавливаем второй лютеранский храм — он огромный, вместимостью до 3 тысяч человек. Там живет одна женщина, которая приходит по вечерам с криком к Богу и молится, чтобы Бог привел туда служителей и возродил святое место».
Пастор молодежной церкви, женился на Лейле из Мадагаскара. Всего в приходе 150 человек 13 национальностей.
В Воронеже лютеранская кирха Святой Марии Магдалины стоит на пересечении улиц Карла Маркса и Никитинской — это небольшое одноэтажное голубое здание со шпилем. Первый вариант кирхи построили в 1811-1818 годах на пожертвования членов лютеранской общины, но уже в 1854 году ее перестроили. Деньги на строительство дал воронежский врач и меценат Герман Столль, отец промышленника Вильгельма Столля. Позже Герман Столль стал председателем совета кирхи. Также в совет входили другие известные в Воронеже люди: владелец лучшей городской аптеки Мюфке, который раздавал бесплатно лекарства нуждающимся, и садовод Карлсон, сажавший на улицах и в скверах нарциссы, тюльпаны и деревья.
Во время гонения на религии в 1938 году кирху закрыли, а в 1943 году здание, разрушенное во время войны, отремонтировали и передали в пользование «Горэлектросети». Во время советской власти общество лютеран в городе не действовало и начало формироваться заново в 1991 году из потомков людей, которые раньше входили в приход кирхи. В 2007 году служители зарегистрировали автономную церковь, а в 2008 году здание кирхи вернули лютеранам.
Сейчас во главе кирхи стоит Анатолий Малахов, епископом евангелической церкви юга России. У Анатолия долгая и сложная история о том, как он пришел к Богу.
«Уверовал я почти 30 лет назад. До этого я жил преступной жизнью, в колонию попал. И в 93 году промысел божий привел в колонию верующих, где я отбывал наказание. И мне как будто ангел указал: иди, тебя ждут в клубе. И я пошел. Среди верующих я увидел человека, которого хорошо знал. Он тоже рихтовал машины, занимался ремонтом, был тоже с криминалом связан. И меня поразило, что человек, которого я хорошо знал, причем с таким прошлым, теперь стал верующим. И с этого момента начался мой путь к Богу. Пока я сидел, 7 лет проповедовал в 3 колониях. Даже некоторые начальники благодаря мне уверовали. Ко мне и отношение особое было. Почему? Потому что все удивлялись, как это меня и били, и в изоляторах гноили, а я не ожесточился, не стал преследовать кого-то, а продолжал идти своей дорогой».
Всего в приходе 150 человек 13 национальностей: русские, армяне, евреи, немцы, грузины, украинцы, мадагаскарцы, сирийцы, венгры, финны и другие. Самые многочисленные — русские и немцы. Чуть меньше сирийцев, которые были мусульманами, а потом приняли христианство. Есть и малагасийцы, для которых лютеранство — основная религия. Дьякон Сергей, теперь пастер молодежной церкви, женился на Лейле из Мадагаскара. Расписались они в Воронеже, а венчаться летали на родину девушки. Среди прихожан есть один венгр Гергю Хорват. Он приезжал в Воронеж по волонтерской программе, а потом женился на русской девушке и остался, сейчас преподает в педуниверситете немецкий язык. Анатолий говорит, что людей в приходе с каждым годом прибавляется.
Мероприятия в кирхе проходят почти каждый день. Во вторник — женское служение, в четверг прихожане изучают Библию, в пятницу собираются священнослужители. В субботу раньше были встречи молодежного клуба, теперь в этот день устраивают служения молодежной церкви, которую недавно организовали. Епископ говорит, что от воскресных богослужений они будут отличаться более современными гимнами, с харизматичным и ритмичным исполнением. Плюс проповеди будут затрагивать более актуальные для молодых людей проблемы. «Мы не хотим консервативно кого-то задавливать, ведь Господь дает свободу развития», — говорит Анатолий.
Приход живет за счет осетроводческого бизнеса Рибенсдорф, частных пожертвований и десятин — своеобразного налога церкви: каждый член прихода отдает десятую часть заработанных денег.
По воскресеньям проходит служение со святой литургией, причастием, помазанием и отпущением грехов. После литургии выносят столы и устраивают чаепитие с печеньями, где всеми сидят за большим столом и общаются. На сочельник и другие праздники дети ставят номера и всеми поют песни. Иногда приглашенные музыканты играют на органе. В воскресенье же можно прийти к пастору или епископу на тайную исповедь, которая проходит не в кабинке, как в фильмах, а в кабинете.
Анатолий говорит, что сейчас прихожанам катастрофически не хватает места: все мероприятия — литургии, концерты и трапезы — проводят в одном помещении. Нет даже раздевалки, поэтому вещи вешают в том же зале. А воскресная школа проходит на 2 этаже. Поэтому для них особенно важно, чтобы им вернули два флигеля, которые исторически принадлежали лютеранам. С 2008 года здание кирхи вернули лютеранам, но соседний флигель так и остался в собственности «Горэлектросети» — поэтому в зале один вход заложен кирпичами и через стенку находится офис организации. Суды за флигель длятся уже третий год: сначала постановили передать здание лютеранам, а после обжалования оставили за «Горэлектросетью». Окончательное решение по делу пока не вынесено, но Анатолий не собирается сдаваться.
Лютеране не стремятся привлекать всеми силами новых людей, но заинтересовавшимся готовы рассказать о себе. Епископ иногда устраивает проповеди в Facebook или во «ВКонтакте», а на Youtube ведут канал с записями с проповедей из кирхи. «У нас нет цели привлечь людей к церкви. Меня самого насильно не тянули к Богу, я пришел по милости божией. Человеку нельзя насильно навязать веру. Люди уже сами знают, зачем они пришли в церковь. Каждый человек выполняет определенную миссию. Люди не пришли к Малахову, они пришли к Богу и хотят услышать проповедь, которая даст им духовный рост, толчок. Чтобы они разумели и понимали, в кого они верят и как живут».
Лютеране не стремятся привлекать новых людей, но заинтересовавшимся готовы рассказать о себе. Епископ иногда устраивает проповеди в Facebook или «ВКонтакте».
Каждый может прийти на службу — нет никаких ограничений по вере, полу или возрасту. Анатолий рассказывает, что люди заходят во время богослужения, садятся послушать и уходят в любой момент. Если человек приходит несколько раз и искренне интересуется, ему могут ответить на все вопросы и дать книгу «Основы христианского учения, катехизис». Здесь же могут крестить.
Форма одежды на службах тоже свободная: не обязательно приходить в длинных юбках и платках. Зайти внутрь можно в любой одежде, никаких ограничений нет. Единственное просят не одеваться вызывающе — в кофты с большими вырезами или в короткие юбки. Но даже людей в такой одежде никто не будет просить уйти или заматывать в покрывала. Епископ говорит, что «люди свободные», и пересказывает притчу из Библии, когда к Богу привели проститутку. Бог спросил: «Кто первый бросит в нее камень?». В ответ никто не бросил. Тогда Бог продолжил: «И я тебя не осуждаю. Иди впредь этого не делай». «Могут они в первый раз и такими зайти, а потом увидят, как у нас люди выглядят, и в следующий раз уже приличными придут», — говорит епископ.
Постоянного финансирования в кирхе нет. Приход живет за счет осетроводческого бизнеса Рибенсдорф, частных пожертвований и десятин — своеобразного налога церкви: каждый член прихода отдает десятую часть заработанных денег. Есть бухгалтер, который ведет учет этих денег, а на ежемесячных собраниях отчитываются обо всех приходах денег и о тратах.
Епископ рассказывает, что они планируют делать ремонт. Хотят убрать две колонны посреди зала, которые установила «Горэлектросеть», чтобы пристроить второй этаж. Из-за этой же пристройки в зале не виден купол, который можно рассмотреть снаружи. Купол хотят открыть, чтобы было больше свободного пространства, расписать его библейскими сюжетами. В кирхе собираются поставить большой духовой орган, вместо электронного, который стоит 30-40 тысяч евро, — для этого ведут переговоры с мастером.
Фотографии: Даша Козлукова