Арт

«Мы устраиваем органные концерты и спектакли». Как живут лютеране в Воронеже и что происходит за стенами голубой кирхи

«Мы устраиваем органные концерты и спектакли». Как живут лютеране в Воронеже и что происходит за стенами голубой кирхи
Потомки первых немцев-лютеран и представители 13 национальностей. Рассказываем историю кирхи и лютеранской общины в Воронеже.

Голубая кирха стоит на пересечении Никитинской и Карла Маркса. Ее построили еще в 1854 году для приверженцев лютеранства — одного из протестантских течений в христианстве, основы которого были заложены при Мартине Лютере. В начале 20 века советская власть выгнала лютеран из кирхи и отдала здание «Горэлектросети». В 2008 году здание вернули религиозной общине, но ее борьба за свою собственность еще не закончилась. О жизни кирхи и лютеранской общины сегодня рассказывает глава кирхи Анатолий Малахов.

Анатолий Малахов
Глава кирхи


Кирху построили немецкие лютеране в 1854 году

В начале 18 века Петр 1 пригласил в Воронеж строить флот немцев, среди которых было много протестантов. Многие из них остались в городе и построили две деревянные кирхи на берегу реки Воронеж. В 1766 году немцы создали под Воронежем поселение Рибенсдорф, в котором в середине 19 века жило около 3 тысяч человек. Для молитв они воздвигли крупную кирху, одну из самых больших в Европе. Но она простояла недолго: в советское время здание разрушили и из-за нехватки денег не могут восстановить до сих пор.

«Второе по численности поселение немцев-лютеран в России — село Рыбное (Рибенсдорф переименовали в Рыбное при советской власти — прим. ред.), Острогожский район, где живут много вернувшихся из депортации немцев. В селе восстанавливаем второй лютеранский храм — он огромный, вместимостью до 3 тысяч человек. Там живет одна женщина, которая приходит по вечерам с криком к Богу и молится, чтобы Бог привел туда служителей и возродил святое место».
 

Пастор молодежной церкви, женился на Лейле из Мадагаскара. Всего в приходе 150 человек 13 национальностей.

 

В Воронеже лютеранская кирха Святой Марии Магдалины стоит на пересечении улиц Карла Маркса и Никитинской — это небольшое одноэтажное голубое здание со шпилем. Первый вариант кирхи построили в 1811-1818 годах на пожертвования членов лютеранской общины, но уже в 1854 году ее перестроили. Деньги на строительство дал воронежский врач и меценат Герман Столль, отец промышленника Вильгельма Столля. Позже Герман Столль стал председателем совета кирхи. Также в совет входили другие известные в Воронеже люди: владелец лучшей городской аптеки Мюфке, который раздавал бесплатно лекарства нуждающимся, и садовод Карлсон, сажавший на улицах и в скверах нарциссы, тюльпаны и деревья.

Во время гонения на религии в 1938 году кирху закрыли, а в 1943 году здание, разрушенное во время войны, отремонтировали и передали в пользование «Горэлектросети». Во время советской власти общество лютеран в городе не действовало и начало формироваться заново в 1991 году из потомков людей, которые раньше входили в приход кирхи. В 2007 году служители зарегистрировали автономную церковь, а в 2008 году здание кирхи вернули лютеранам.

 

Епископ пришел к Богу после тюрьмы

Сейчас во главе кирхи стоит Анатолий Малахов, епископом евангелической церкви юга России. У Анатолия долгая и сложная история о том, как он пришел к Богу.

«Уверовал я почти 30 лет назад. До этого я жил преступной жизнью, в колонию попал. И в 93 году промысел божий привел в колонию верующих, где я отбывал наказание. И мне как будто ангел указал: иди, тебя ждут в клубе. И я пошел. Среди верующих я увидел человека, которого хорошо знал. Он тоже рихтовал машины, занимался ремонтом, был тоже с криминалом связан. И меня поразило, что человек, которого я хорошо знал, причем с таким прошлым, теперь стал верующим. И с этого момента начался мой путь к Богу. Пока я сидел, 7 лет проповедовал в 3 колониях. Даже некоторые начальники благодаря мне уверовали. Ко мне и отношение особое было. Почему? Потому что все удивлялись, как это меня и били, и в изоляторах гноили, а я не ожесточился, не стал преследовать кого-то, а продолжал идти своей дорогой». 

Всего в приходе 150 человек 13 национальностей: русские, армяне, евреи, немцы, грузины, украинцы, мадагаскарцы, сирийцы, венгры, финны и другие. Самые многочисленные — русские и немцы. Чуть меньше сирийцев, которые были мусульманами, а потом приняли христианство. Есть и малагасийцы, для которых лютеранство — основная религия. Дьякон Сергей, теперь пастер молодежной церкви, женился на Лейле из Мадагаскара. Расписались они в Воронеже, а венчаться летали на родину девушки. Среди прихожан есть один венгр Гергю Хорват. Он приезжал в Воронеж по волонтерской программе, а потом женился на русской девушке и остался, сейчас преподает в педуниверситете немецкий язык. Анатолий говорит, что людей в приходе с каждым годом прибавляется.

 

В кирхе проходят органные концерты и молодежные проповеди

Мероприятия в кирхе проходят почти каждый день. Во вторник — женское служение, в четверг прихожане изучают Библию, в пятницу собираются священнослужители. В субботу раньше были встречи молодежного клуба, теперь в этот день устраивают служения молодежной церкви, которую недавно организовали. Епископ говорит, что от воскресных богослужений они будут отличаться более современными гимнами, с харизматичным и ритмичным исполнением. Плюс проповеди будут затрагивать более актуальные для молодых людей проблемы. «Мы не хотим консервативно кого-то задавливать, ведь Господь дает свободу развития», — говорит Анатолий.
 

Приход живет за счет осетроводческого бизнеса Рибенсдорф, частных пожертвований и десятин — своеобразного налога церкви: каждый член прихода отдает десятую часть заработанных денег.

 

По воскресеньям проходит служение со святой литургией, причастием, помазанием и отпущением грехов. После литургии выносят столы и устраивают чаепитие с печеньями, где всеми сидят за большим столом и общаются. На сочельник и другие праздники дети ставят номера и всеми поют песни. Иногда приглашенные музыканты играют на органе. В воскресенье же можно прийти к пастору или епископу на тайную исповедь, которая проходит не в кабинке, как в фильмах, а в кабинете.

Анатолий говорит, что сейчас прихожанам катастрофически не хватает места: все мероприятия — литургии, концерты и трапезы — проводят в одном помещении. Нет даже раздевалки, поэтому вещи вешают в том же зале. А воскресная школа проходит на 2 этаже. Поэтому для них особенно важно, чтобы им вернули два флигеля, которые исторически принадлежали лютеранам. С 2008 года здание кирхи вернули лютеранам, но соседний флигель так и остался в собственности «Горэлектросети» — поэтому в зале один вход заложен кирпичами и через стенку находится офис организации. Суды за флигель длятся уже третий год: сначала постановили передать здание лютеранам, а после обжалования оставили за «Горэлектросетью». Окончательное решение по делу пока не вынесено, но Анатолий не собирается сдаваться.

 

Неверующие могут прийти на литургию

Лютеране не стремятся привлекать всеми силами новых людей, но заинтересовавшимся готовы рассказать о себе. Епископ иногда устраивает проповеди в Facebook или во «ВКонтакте», а на Youtube ведут канал с записями с проповедей из кирхи. «У нас нет цели привлечь людей к церкви. Меня самого насильно не тянули к Богу, я пришел по милости божией. Человеку нельзя насильно навязать веру. Люди уже сами знают, зачем они пришли в церковь. Каждый человек выполняет определенную миссию. Люди не пришли к Малахову, они пришли к Богу и хотят услышать проповедь, которая даст им духовный рост, толчок. Чтобы они разумели и понимали, в кого они верят и как живут».
  

Лютеране не стремятся привлекать новых людей, но заинтересовавшимся готовы рассказать о себе. Епископ иногда устраивает проповеди в Facebook или «ВКонтакте».

 

Каждый может прийти на службу — нет никаких ограничений по вере, полу или возрасту. Анатолий рассказывает, что люди заходят во время богослужения, садятся послушать и уходят в любой момент. Если человек приходит несколько раз и искренне интересуется, ему могут ответить на все вопросы и дать книгу «Основы христианского учения, катехизис». Здесь же могут крестить.

Форма одежды на службах тоже свободная: не обязательно приходить в длинных юбках и платках. Зайти внутрь можно в любой одежде, никаких ограничений нет. Единственное просят не одеваться вызывающе — в кофты с большими вырезами или в короткие юбки. Но даже людей в такой одежде никто не будет просить уйти или заматывать в покрывала. Епископ говорит, что «люди свободные», и пересказывает притчу из Библии, когда к Богу привели проститутку. Бог спросил: «Кто первый бросит в нее камень?». В ответ никто не бросил. Тогда Бог продолжил: «И я тебя не осуждаю. Иди впредь этого не делай». «Могут они в первый раз и такими зайти, а потом увидят, как у нас люди выглядят, и в следующий раз уже приличными придут», — говорит епископ.

 

Прихожане мечтают о новом органе и куполе с библейскими сюжетами

Постоянного финансирования в кирхе нет. Приход живет за счет осетроводческого бизнеса Рибенсдорф, частных пожертвований и десятин — своеобразного налога церкви: каждый член прихода отдает десятую часть заработанных денег. Есть бухгалтер, который ведет учет этих денег, а на ежемесячных собраниях отчитываются обо всех приходах денег и о тратах.

Епископ рассказывает, что они планируют делать ремонт. Хотят убрать две колонны посреди зала, которые установила «Горэлектросеть», чтобы пристроить второй этаж. Из-за этой же пристройки в зале не виден купол, который можно рассмотреть снаружи. Купол хотят открыть, чтобы было больше свободного пространства, расписать его библейскими сюжетами. В кирхе собираются поставить большой духовой орган, вместо электронного, который стоит 30-40 тысяч евро, — для этого ведут переговоры с мастером.

Фотографии: Даша Козлукова

3896
Даша Козлукова
26 марта, 16:12

Поделиться: