Арт

АРТ-КУРС: Лев Бойко о дизайнерах, деньгах и арт-пространствах

5382
Автор:
Сергей Хуторной
13 июня 2012 17:51
18+
АРТ-КУРС: Лев Бойко о дизайнерах, деньгах и арт-пространствах
Воронежский дизайнер и арт-директор кафе «iDa!» Лев Бойко — о том, как работать с московскими менеджерами, что из себя представляет некоммерческое искусство и о современных методах расширения арт-контингента.

iPad-кафе «iDa!», открывшееся пару месяцев назад в помещении культурного центра «Иллюзион», — единственное на сегодняшний день арт-пространство в Воронеже, где современные технологии в равной степени совмещены с традиционным искусством. Кроме того, там перманентно проходят дни национальных культур стран Мира.

Один из учредителей, Лев Бойко, уже не первый год в арт-бизнесе: несколько лет назад он с группой единомышленников организовал студию «Графит» — дизайнерское агентство, клиентская база которого состоит из мировых издательских брендов, в том числе таких монстров российского книгоиздания, как «AST» и «Эксмо». По словам Льва, все предпосылки для глобального «окультуривания» Воронежа имеются, необходимо только активно развиваться и действовать в рамках современных маркетинговых тенденций. С этого места подробнее.

Моя мама всю жизнь работала в детском саду, отец был военным. Никаких предпосылок к тому, что я стану художником или дизайнером, не было.
Первый свой заказ мы не могли сдать два с половиной месяца — ни у кого из тех, с кем я основал «Графит», не было опыта работы в сфере книжного дизайна. Заказчики постоянно предъявляли претензии, требовали что-то изменить. Мы нарушали все сроки, переделывая получившееся, но заказ всё равно не хотели принимать.
У меня в Северном не было Интернета — не каждый дом был тогда подключён к провайдеру — и приходилось каждый день ездить к напарнику на ВАИ, чтобы списываться с Москвой.
Книжный рынок существует за счёт количества книг, а не качества.
Даже если ты уверен, что сможешь изменить оформление в лучшую сторону, даже если у тебя есть гениальная дизайнерская задумка — вряд ли ей суждено сбыться.

Идеальный заказчик — тот, у которого запланирован выпуск серии книг и которому будут близки твои эскизы. Найти подобных нелегко.
Работая со столичным major-издательством, практически невозможно сделать что-то оригинальное — все скатывается в поп. К оформлению обложки идеально подходит монохромное изображение? Тебе не позволят его оставить: такая книга будет плохо продаваться. Маркетинг доминирует над чувством стиля.
Мы сейчас сотрудничаем с Китаем — там находятся два представителя нашей компании. Несмотря на ряд специфических проблем, культура менеджмента в целом развита там гораздо лучше. Россия в этом смысле себе не изменяет: зачастую вместо того, чтобы думать над графическим воплощением заказа, приходится думать о том, как выбить деньги из заказчика. Или как застать директора издательства на рабочем месте.

«Московский менеджер будет тебя отчитывать и придираться к любой мелочи вовсе не потому, что ему реально что-то не нравится; он просто отрабатывает свои деньги. Если он не будет ругаться, то не получит премию»

В Воронеже есть несколько арт-объединений — например, галерея «Х.Л.А.М» или группа «Арт-квадрат», которая занимается именно некоммерческим искусством. «iDa!» стала ещё одним паззлом в культурной мозаике города. Мы зачастую занимаемся разными вещами, но общая направленность у всех арт-сообществ одна: поднять культурный уровень города. Если мы объединим усилия в некоторых аспектах — нам очень существенно удастся изменить воронежскую арт-среду.

Все воронежские культурные центры — арт-клубы, галереи и прочие объединения — не ставят перед собой глобальных целей. Собрать 20–50 завсегдатаев на презентацию, провести концерт «в ноль», завезти в бар новый сорт пива — это не те задачи, которые должен выполнять грамотный промоутер.
Я уверен, что в городе существует огромное количество людей, которые либо не знают о существовании некоммерческих арт-пространств, либо не заинтересованы в их посещении.

«99% своих заказчиков я ни разу в жизни не видел и не увижу»

Практически со всеми дизайнерами, приезжающими к нам и проводящими мастер-классы, я познакомился через Интернет.
99% своих заказчиков я ни разу в жизни не видел и не увижу.
Пытаться радикально изменить ситуацию и сделать так, чтобы люди, как 10–15 лет назад, ломились на каждый концерт или выставку, бессмысленно: публика избалована Интернетом и обилием мероприятий в городе. Нужно найти баланс между виртуальным общением и реальной культурой: когда баланс станет правильным, ситуация с заполняемостью арт-пространств станет соответствовать времени.
Не должно быть «просто» концертов или «просто» выставок.
Часто бывает, что ты по необходимости погружаешься в ранее неизведанную тебе сферу — например, рисуешь в новом для тебя стиле — и эта сфера становится для тебя такой же близкой, как и хорошо изведанная. Любой опыт, каким бы тяжёлым он ни показался с первого взгляда, в итоге оборачивается в плюс.
Ничего случайного не бывает. Я это очень хорошо чувствую.

Поделиться: