Арт

АРТ-КУРС: Алексей Горбунов, основатель галереи Х.Л.А.М. об андеграунде и истеблишменте

АРТ-КУРС: Алексей Горбунов, основатель галереи Х.Л.А.М. об андеграунде и истеблишменте
Downtown поговорил с директором единственной независимой арт-галереи города Алексеем Горбуновым о нонконформизме в современном искусстве, монополизме выставочного пространства Х.Л.А.М. в культурной среде и авангарде советских лет.

Галерея Х.Л.А.М. — оазис современного искусства в Воронеже: противопоставив себя консервативным государственным арт-пространствам, Х.Л.А.М. за четыре с половиной года существования обрел звание самой неформальной картинной галереи города. Структура и концепция этого выставочного зала за все время существования не поменялась: самые актуальные тенденции свободного искусства Воронежа и других городов России в открытом доступе для всех желающих. Нонконформизм и нежелание приобретать статус классического выставочного зала сделали Х.Л.А.М. пристанищем творческой интеллигенции. Downtown пообщался с директором галереи, Алексеем Юрьевичем Горбуновым о контркультуре во времена расцвета развитого социализма, парадоксах художественного образования и развитии арт-пространств в Воронеже.

В 1973 году брат подарил мне книгу, которая произвела на меня большое впечатление — это был альманах Юрия Жукова «Из боя в бой. Письма с фронта идеологической борьбы». Будучи обозревателем газеты «Правда», автор имел возможность лично лицезреть самые актуальные тенденции искусства того времени — лондонский театр абсурда или выставки современного искусства в Нью-Йорке — и максимально подробно описал все это в своей книге. Как ему удалось пробиться через идеологическую цензуру — до сих пор загадка.

В первой половине 70х, когда я учился в Харькове, в моё окружение входили йоги, поэты, фотографы, но художников не было. Несколькими годами позже, когда я попал в Воронеж, мне сказали, что в городе живет только один неформатный художник.

Увлечение радикальной западной культурой в те годы не было опасным, но находилось в антагонизме с советской действительностью и уж точно никак не сочеталась с происходящими вокруг социокультурными явлениями.

Я был и остаюсь исключительно потребителем современного искусства.

В конце 70-х я познакомился с сообществом поэтов; мы ездили за город и устраивали поэтические хеппенинги. Среди прочих, с нами был культовый режиссер Борис Юхананов — на пять лет он попал в Воронеж и развернул здесь настоящую подрывную деятельность. Этот человек постоянно находился в состоянии счастья; через много лет он признается, что в лучшие минуты своей жизни чувствует себя дауненком.

Галерея Х.Л.А.М. могла бы возникнуть и в начале 90-х, но суровые законы времени не позволили материализоваться. Задумка подобного арт-пространства существовала в моей голове всегда.

Я на протяжении пяти десятилетий бываю в Государственных выставочных залах: и все это время они навевают ужасную тоску.

То есть нулевые годы в этом контексте ничем не отличаются, скажем, от 60-х, разве что рабочих и колхозниц сменили дамы в шляпках.

Я не считаю себя и всех, кто помогал создавать Х.Л.А.М.светочами, просто мне казалось невероятным, что в таком развивающемся прогрессивном городе как Воронеж существует такой огромный пробел в плане современного искусства.

Три года назад в Воронеже был бум современного искусства: интерес молодежи к этому культурному явлению достиг квинтэссенции.

Галереи существуют за счет покупателей выставляемого искусства или за счёт чьей-либо поддержки; в Воронеже нет коллекционеров современного искусства, поэтому наша галерея держится только на любви к этому самому арту. Никакой поддержки извне мы не имеем.

Классическое художественное образование — замкнутый круг для молодого художника: с одной стороны оно, кажется, необходимо как база для автора, с другой стороны оно формирует такое стереотипное мышление, что оторваться от него и создать новое — задача только для очень сильных и независимых.

Для художника искусство должно быть образом жизни; не проникаясь в него целиком невозможно добиться ощутимого результата.

80% молодых художников, приходящих в галерею, начинают с вопроса: «Как можно выставиться в вашей галерее?» И практически никто не спрашивает: «Когда можно показать вам своё портфолио?»

Я всегда говорил, что был бы рад, если бы в нашем городе открылось хоть десять таких же выставочных кластеров — на сегодня здесь нет места для конкуренции. Городу крайне необходимо расширение арт-среды.

4471
Сергей Хуторной
26 июня, 16:01

Поделиться: