Арт

Инь и Ян российского искусства

Инь и Ян российского искусства
В Воронеже открылась выставка, являющаяся вызовом современному искусству, с целью привлечь внимание к классической школе.

В Воронеже в Доме Журналиста открылась выставка молодых художников и фотографов, посетивших арт-семинар в Дивногорье при поддержке арт-группы Квадрат.

Большинство авторов не профессионалы, хотя есть и довольно качественные работы.

Организаторы выставки, арт-группа Квадрат и дирекция Дома журналистов, рассматривают этот проект как возможность возрождения классической живописи и привлечения внимания широких масс к молодым реалистам. По словам организаторов, выставка носит не только творческий характер, но и пытается привлечь внимание общества к необходимости возрождения и поддержания классического реализма как противопоставления авангарду и современному искусству.

Организаторы выставки, арт-группа Квадрат и дирекция Дома журналистов, рассматривают этот проект как возможность возрождения классической живописи и привлечения внимания широких масс к молодым реалистам.

По мнению организаторов, именно провинциальная глубинка является надеждой на то, что русская школа живописи не утратит своей выразительности. Именно на провинцию многие культуроведы возлагают сейчас свои надежды. С чем, на мой взгляд, трудно согласиться, так как провинциальная школа, если не совсем отсутствует, то во всяком случае остаётся не на уровне Репинского или Суриковского училищ.

Именно провинциальная глубинка является надеждой на то, что русская школа живописи не утратит своей выразительности.

Не является ли творческим фашизмом осознанное отдаление внимания общества с авангарда на совковый реализм? На проспекте Революции воплотили программу Сергея Паука: поставили зоопарк с картонными животными. Даже дети с недоверием косятся на этот механический ад. Видимо, авангард. Хотя такого авангарда я вот боюсь.

На Западе, по мнению участников выставки, современное искусство сводится к примитивизму, и подражать тут нечему (а может просто менталитет разный, простите, конечно). Говоря о современном искусстве, организаторы с недоверием интересуются, а что же я таковым считаю: Гельмановщину? Скандальных Pussy Riot? Боже, неужели больше нет талантливых авторов? А как же Вася Ложкин? Хихус? Десятки других оригинальных художников? Неужели нельзя залезть в ЖЖ и поискать талантливых людей?

Говорить бесконечные речи о противоречивых и скандальных вещах — занятие бесперспективное. Нужны авторы? ИЩИТЕ И ОБРЯЩЁТЕ! Традиционное советское диссидентство и Поколение Пепси не могут одинаково воспринимать информацию и интересоваться одними и теми же вещами. Яркий пример тому, вчерашние беспорядки на Винзаводе и сегодняшние попытки сорвать выставку. Это логично и естественно, но не надо мешать новому поколению создавать свой мир, в котором этому поколению и жить.

Традиционное советское диссидентство и Поколение Пепси не могут одинаково воспринимать информацию и интересоваться одними и теми же вещами.

Мне, как человеку активно интересующемуся искусством, кажется, что несмотря на то, что в современном искусстве наблюдается некий застой, а западное искусство может и не всегда понятно российскому зрителю, не так уж и примитивно. Для меня ярким примером является уличный художник Banksy. Его популярность зашкаливает, о нем, благодаря его скандальному творчеству, знает практически каждый школьник, но его работы — это не голый эпатаж. Своими граффити он указывает на проблемы общества и оживляет городское пространство. Не менее талантливым я считаю иллюстратора, называющего себя Dholl. К сожалению, многие подражатели зачастую не столь талантливы и оригинальны. То же самое можно сказать и об авангарде и сюрреализме.

Скажу честно, после посещения западных музеев или хотя бы московского Винзавода, питерских залов на Пушкинской, 10, называть большинство воронежских авангардистов оригинальными, талантливыми авторами язык не поворачивается. Представители «старой школы» авангарда и сюра, такие как Воронин, Мануковский, Ножкин, давно не делают ничего нового или уже умерли. Ряд других авторов, называющих себя авангардистами (безусловно не все), ещё, кажется, не дозрели до законченного, осмысленного понимания контркультуры, искусства, носящего смысл, а не эпатажного незаконченного китча. Небоеспособная тоска, навеваемая заурядными работами, не облагораживает посетителей выставок и культурно не обогащает. И мне совсем неважно, в каком стиле двигаются бездарные авторы. Авангардизм или соцреализм как ярлыки не спасают плохое искусство.

После посещения западных музеев или хотя бы московского Винзавода, питерских залов на Пушкинской, 10, называть большинство воронежских авангардистов оригинальными, талантливыми авторами язык не поворачивается.

Протестовать против развития новых актуальных концепций, соответствующих времени и духу, — это абортирование перспектив и топтание на месте. Можно ли сравнивать полотна Волошина и Филонова? Можно ли дать однозначную оценку, сравнивая работы Кандинского и Серебряковой?


В таком ключе, разговаривать о проблемах развития искусства более чем актуально и естественно. Что ожидает нас в ближайшие годы — вопрос открытый. Хочется верить в то, что всплеск оппозиционной активности в нашей стране даст толчок и к развитию современного искусства (вспомните всплеск Серебряного века). Однако и забывать о классике тоже грешно, отказываться от неё как от школы, базы для развития мастерства и широты идей — глупо. Говорить о противостоянии «старого» и «нового» — нелогично и деструктивно. Одно невозможно без другого. Однако хочется искренне надеяться на то, что уже известные авторы и организаторы выставок и культурных событий будут более благосклонны к нестандартным молодым авторам. Как никак, а за ними будущее. Если не верите, посмотрите на средние работы выпускника ВХУ: наличие техники (и то не всегда) зачастую компенсируется полным отсутствием воображения и не позволяет выйти за рамки постановочных натюрмортов и пасторальных пейзажей.


Есть ли выход из ситуации — неплохая тема для чьей-нибудь статьи в блоге с последующим после этого чувством выполненного долга, но никак не попыткой повлиять на ситуацию лично, найдя пару талантливых авторов или вынув из стола старые эскизы...

Протестовать против развития новых актуальных концепций, соответствующих времени и духу, — это абортирование перспектив и топтание на месте.

2613
Сергей Апельсинов
21 сентября, 15:21

Поделиться: