И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намКаждый день ты идёшь привычным маршрутом. Пейзаж знаком, уныл и не слишком разнообразен. Этот серый водоворот, в который превращается почти каждый день, кажется, не прекратить. И день за днём всё повторяется. Пока не вмешивается хэппенинг.
Словарь эстетики гласит: хэппенинг (англ. happening — случающееся, происходящее) — сценическая разновидность поп-арта, импровизированное бесфабульное театрализованное действие, развивающееся без заранее запрограммированного сценария и рассчитанное на спонтанные, непредвиденные поведенческие акции исполнителей, нарочито абсурдные или копирующие повседневный быт, и на активное соучастие зрительской аудитории.
Начало двадцатого века поменяло представление о предмете искусства. Само действие выходило на первый план: хорошо спланированное (перфоманс) и поддающееся обстоятельствам (хэппенинг). Попытки включить скучающего зрителя в процесс производства шедевров начался с 50-х годов, хэппененги «затаскивали» окружающих в происходящее и давали возможность руководить процессом, стирая грань между художником и аудиторией.
Как разновидность акционизма, хэппенинг, как правило, скорее спровоцирован, нежели организован. Зародившись как форма театра, он органично «переполз» в городскую среду, где чувствует себя весьма комфортно. Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого, дающую выход различным бессознательным побуждениям.
Основоположником в жанре хэппенинг считается композитор Джон Кейдж. В 1952 году он предложил зрителям представление под названием «4′33″» («Пять минут тридцать три секунды. Тишина»). В течение указанного времени музыкант просто сидел за роялем, не играя, а публика слышала только спонтанные звуки и шорохи. Представьте себе, в какой растерянности пребывала публика, пришедшая послушать музыку.
Перфоманс на грани хэппенинга «Ритм 0» создала известная сербская художница Марина Абрамович в 1974 году. Абрамович разместила на столе 72 объекта, которые зрители могли использовать по отношению к автору. Какие-то из объектов могли причинить боль, а какие-то доставить удовольствие. Художница в течение шести часов разрешала собой манипулировать. Публика сначала осторожничала, а затем участники стали заметно агрессивнее: они резали одежду, втыкали шипы розы в живот, один даже взял пистолет и прицелился в голову художнице, но его остановили. Художница бездействовала отведённое время, а когда встала, зрители бросились прочь, опасаясь реального противостояния.
Помимо разрушающих и дерзко провокационных художественных акций в 60-х и 70-х были и позитивно мыслящие персонажи. Японская художница Яёй Кусама создавала живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции разделённые одержимостью повтором, узорами, аккумуляцией. В 60-х она ходила по магазинам в созданной ею одежде, организовывала «Фестивали тела», во время которых рисовала на обнаженных телах друзей и приглашенных актёров свои любимые цветные точки, устраивала публичные хэппенинги на Нью-Йоркской фондовой бирже и в Центральном парке Музея современного искусства. Основной лозунг её творчества — Love forever.
Воронеж не стал исключением для творцов, которые в эпоху постпостмодернизма не красят всё тусклыми красками, чтобы отнести зрителя к жестокости, присущей реальному миру. В правилах есть исключения, и поэтому впервые на территории нашего города в эти выходные сотоится эстетизация обыденно-бытового без претензии на агрессию от независимого объединения людей Vozduh.
Может именно это событие изменит твоё отношение к происходящему вокруг. Для того, чтобы что-то понять, нужно почувствовать разницу, изменить угол зрения.
Запомни этот день: 8 декабря 15:00, в парке ТРК «Арена»