И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намDowntown продолжает серию совместных публикаций с группой Art Punkt о современных немецких и швейцарских художниках, которые приедут в Воронеж 11 мая для участия в проекте Revisiting the Space. Исследуя Воронеж и изучая его жителей в течение недели, иностранные гости будут создавать свои художественные работы — картины, инсталляции, перформансы, которые 17 мая можно будет увидеть в Воронежском Центре Современного Искусства.
В сегодняшнем материале специально для Downtown куратор выставки Кристина Семёнова поговорила с двумя художницами — Ариане Кох и Сарине Шайдеггер, которые рассказали о языке перформанса и о том, как быть и художником, и куратором, и зрителем одновременно.
Ариане Кох училась в институте искусств Базеля и Берна на отделении изобразительного искусства и закончила факультет театроведения и философии. Она основала журнал об искусстве Lasso, редактором которого является сейчас.
Ариане работает на стыке театра, перформанса и текста, выступая в разных ролях: как художница, куратор, перформер и автор. В фокусе её работ — система современного искусства в целом. Художница создала собственный музей искусства, в рамках которого она уже несколько лет устраивает различные мероприятия. Центральными темами её работ являются язык, наррация и ирония.
Иисус на диете
Мария с собакой
Музей Искусств Ариане Кох организован и работает как обычный современный музей искусства. За несколько лет его существования Ариане устроила различные мероприятия, типичные для современных выставочных пространств, с тем отличием, что они были направлены на исследование музея как предприятия и части системы современного искусства. Музей не имет определённого местоположения, а существует как ситуация. Это игра с формами выставок, позициями кураторства и передачей знаний об искусстве. Это институция между вымыслом и реальностью, занимающаяся выставками и архивированием творческих работ художницы.
Один из проектов, над которыми работала художница, был «Ретроспектива в чемодане». Формат ретроспективы Ариане применила на своём творчестве и, став куратором, представила хронику своих же работ в маленьком чемодане. Посетителям был также предложен тур по выставке, где гидом была сама художница. Тем самым Ариане контролировала восприятие её творчества публикой, исследуя отношения между зрителем и экспертом. Выступая как художница и куратор, как продавец и посетитель выставки, художник разбирает современную систему искусства на сегменты и ставит под вопрос значение художественного произведения в целом.
Сарина Шайдеггер закончила институт искусств Базеля. Сейчас она обучается в магистратуре института искусств Берна и является куратором независимых проектов и ассистентом института искусств Базеля. В 2012 году Сарина завоевала премию «Перформанс Швейцарии», заняв первое место.
В центре работ Сарины — человеческое тело как носитель художественного языка.
Работы Сарины Шайдеггер исследуют ситуацию и перформанс как произведение искусства. В поле наблюдения художницы находятся такие аспекты, как мимолетность, быстротечность, документация, повторимость и неповторимость, а также одновременное присутствие зрителя и исполнителя. А человеческое тело как носитель языка находится в центре её работ. Отказываясь от запечатления живой ситуации перформанса, Сарина Шайдеггер поднимает вопрос об альтернативных способах его архивирования.
Общий художественный интерес Сарины и Ариане направлен на исследование жанра перформанс и на смешение его традиционных форм с театром. Их первой совместной работой стал трёхдневный «now this over over» с 27 авторами и 13 исполнителями, прошедший на независимой выставочной площадке Клингельталь в Базеле в марте этого года. Темой проекта стало исследование процессов индивидуальной памяти, документации, консервации и повествования перформанса.
Постсоциалистическое пространство мы представляем себе как место, полное следов воспоминания и забвения. Это исчезающее пространство, но с чётко различимыми отпечатками минувшей советской власти. Забвение и память перекликаются с нашей художественной работой. Именно это пересечение мы бы хотели исследовать. Поездка в Воронеж — это возможность по-новому взглянуть на дальнейшую совместную работу.
Нас волнуют следующие вопросы: Возможно ли перенести художественную практику в незнакомое место? Как может состояться обмен?
Наше исследование процессов индивидуальной памяти будет применено на историческом пространстве города. Перенос собственной работы в контекст русского языка откроет новую для нас дискуссию о возможностях и трудностях взаимопонимания. Нас волнуют следующие вопросы: Возможно ли перенести художественную практику в незнакомое место? Как может состояться обмен? В какой степени выставочное и рабочее пространство повлияют на нашу работу? Методы и средства реализации наших размышлений по теме проекта будут зависеть от непосредсвенного столкновения с Воронежем.