И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намНа прошлой неделе завершился фестиваль «Открыто!», приуроченный к реновации здания Мариинской гимназии (бывшего Дома Офицеров). На восемь дней это место стало центром культурной жизни города: здание, мимо которого несколько десятилетий воронежцы проходили мимо, наконец-то ожило.
На фестивале можно было увидеть работы 50 художников из Воронежа и Москвы, постановку Ивана Вырыпаева «Сахар» и спектакль «Капель» с участием Алисы Гребенщиковой и Юлии Волковой. С концертами выступили Лена Кауфман, «Новые композиторы» и местные музыканты. Кроме того, в течение недели на «Открыто!» проходили лекции и мастер-классы, экскурсии и перформансы, кинопоказы и детские мероприятия. По словам пресс-службы, каждый день Мариинскую гимназию посещало более 1000 человек.
Мы поговорили с командой Академии Искусств и участниками «Открыто!» о том, как удалось организовать фестиваль за несколько недель, кто им помогал и будет ли у события продолжение.
Помощник Эдуарда Боякова
Дом Офицеров раньше принадлежал Филармонии, и процесс его передачи немного затянулся. Мы понимали, что здание нужно открывать и показывать городу, что здесь теперь всё будет по-другому. Поэтому решили организовать фестиваль.
Мы въехали в процессе вывоза мусора за неделю до открытия. Единственное, что было сделано из ремонта, — это покрашены туалеты и сняты решётки, которые были везде. За одни выходные были смонтированы выставки, а за 2 дня мы организовали себе офис, в который принесли растения, расставленные по всему зданию. Тут очень забавная уборщица, которая даёт имена цветам. Одного, например, зовут Юрий Михайлович.
Мы понимали, что здание нужно открывать и показывать городу, что здесь теперь всё будет по-другому.
У нас была абсолютно новая команда из 7 человек, в которую вошли пресс-служба Академии, Родион Прилепин, Пётр Викторов и помощники Эдуарда Боякова. Огромную помощь оказали проректоры Академии Вячеслав Почитаев и Светлана Шове, которые пытались вместе с нами понять, что здесь происходит и как это всё систематизировать. Они следили за хозяйственной деятельностью и вели бухгалтерию. Координатором из Москвы стала директор фестивалей «Текстура» и «Большая перемена» Мария Кубланова. А проректор по воспитательной работе Ольга Макеева работала со студентами, выпускниками и преподавателями Академии и курировала мероприятия фестиваля, в которых они участвовали.
Программный директор фестиваля «Открыто!»
Это был мой первый опыт составления программы для такого большого события. Я договаривался с воронежскими участниками, а Эдуард приглашал москвичей. Фестиваль получился очень эклектичным. Перед нами стояла задача наполнить холодное пустое здание в центре города, мимо которого 20 лет ходили люди и не понимали, что там происходит. Когда мы впервые вошли сюда, всё было каким-то мертвым. Мы должны были запустить здесь творческие процессы.
Все говорили: «Да как же вы успеете? Это невозможно!». Но у нас всё получилось.
Мы хотели сделать некую ярмарку искусств, в которой мог принять участие каждый. Не прошло и двух дней с открытия, как в одной из аудиторий прошёл концерт, который не был запланирован: девушка просто играла на пианино, а вокруг сидели 10 человек и слушали её. «Открыто!» — это не только праздник переезда, но и анонс к тому, что здесь будет происходить осенью. Академия планирует, что с сентября здесь каждый день будет «фестиваль».
Естественно, у нас были административные и технические накладки, но они бывают и в больших фестивалях, над которыми работают огромные команды целый год. Мы делали всё в короткие сроки и понимали, что проблемы будут. Все говорили: «Да как же вы успеете? Это невозможно!». Но у нас всё получилось.
PR-менеджер Академии Искусств
Нам сразу сказали, что спать будете мало — так и получилось: накануне открытия фестиваля я до 5 часов утра вырезала цифры для навигации. Подготовка к «Открыто!» стала отличной тренировкой, и когда начнется следующий фестиваль, я уже буду знать, когда повесить баннер, что нужно обязательно сделать и какие инструкции дать. Ещё нам очень помогли волонтёры — ребята, которые работали с нами просто «за идею» или потому что интересно, — это, конечно, нечто.
Мы все в штабе сошлись на мнении, что у нас получился полный Пелевин.
В плане атмосферы это было очень круто. Мы в штабе сошлись на мнении, что у нас получился полный Пелевин. Я вообще не верю ни в какую магию и чудеса, но некоторые вещи трудно объяснить. Мы объявили людям, что в Мариинской гимназии всё будет открыто и пригласили их, и на следующий день в нашем офисе слетела с петель дверь. Ещё у нас повсюду были расставлены благовония, потому что пахло краской, хотя кто-то подумал, что мы так изгоняем злых духов.
Главное, что мы вынесли для себя за этот месяц — не нужно бояться. Даже если это всё придумалось за неделю, нужен настрой и вера в то, что делаешь, и всё получится. Второе — нужно обязательно продумать кучу мелочей, вроде той же навигации, кафетерия или кулеров с водой. Об этом нам говорил Эдуард. Его опыт — это самая большая ценность на фестивале.
Художник, Фонд «Сатурналий»
Фонд курировал выставку «На Ивана Купала», занявшую почти всё пространство: корридоры, аудитории, танцзал. Скульптура Татьяны Антошиной «Чайка» замерла в полёте прямо над сценой большого зала.
Реакция воронежской публики превзошла все наши ожидания. По сравнению с Москвой, люди здесь предельно открыты, наивны, искренне заинтересованы в том, что им показывают. За неделю на фестивале мы видели не только творческую молодёжь, но, по сути, весь город. Понравилось, что было много детей, это очень важно. А 21 июня, в день летнего солнцестояния, художники Фонда провели сеанс коллективного творчества. Порадовало, что к совместной работе присоединились не только студенты Академии, но и простые посетители.
Я привёз на фестиваль несколько фотографий из американской серии, которая выставлялась в этом году на X Фотобиеннале в Москве. И в первый же день выставки два пейзажа были украдены. Но этот факт скорее порадовал, огорчений не было.
Поэт, музыкант
Получился очень уютный фестиваль, который сумел притянуть к себе множество приятных людей. Это касается и артистов, и зрителей. Видеть столько знакомых-незнакомых, но одинаково интересных лиц в одном месте дорогого стоит. Понимаешь, что не показалось: Воронеж хорошеет, и наше поколение имеет к этому прямое отношение.
Весьма порадовала разноплановая программа. Был впечатлён Вырыпаевым и лёгкостью, с которой он подаёт материал, а его лирические герои живут. Любопытные выставки, пёстрая палитра жанров концертов и перформансов, а также достаточно весомые имена — всё это отлично. Не понравилось только отсутствие кондиционеров.
Создатель Театра Одного, актёр
На «Открыто!» меня пригласил мой педагог — декан театрального факультета Сергей Надточиев. В фестивале также принял участие театральный марафон «Формат А4» — мой проект, который делал Театр Одного со студентами прошлым летом. Мы показали читку пьесы «Втроём», а на следующий день я показал свою «Озу». Мне очень приятно, что там был «переаншлаг»: зрители даже сидели на полу, чтобы посмотреть спектакль. Эмоции и бурные овации затмили все организационные недочёты и дали новых сил.
Acid Intelligence
На фестиваль нас пригласила Оля Аристова. Когда мы встретились первый раз на организационном сборе, всё было очень размыто и неясно, что и где делать. Ближе к открытию мы поняли, что работы предстоит немерено, и отправились с Антоном в наш пиратский офис в Рамони, где плотно засели за графику и музыку.
В результате мы превзошли свои собственные ожидания. Было реализовано 4 проекта с видео-мэппингом: оформление фасада Мариинской гимназии, экспозиция Валентина Коржова «Белый Курган», спектакль Ивана Вырыпаева «Сахар» и танцевальная постановка Натальи Слободчиковой «Библиотека желаний». По моим ощущениям, фестиваль вдохновил всех на дальнейшую продуктивную деятельность в искусстве и массовом культурном воспитании.
Bad Bad Roxanne
19 июня был квартирник, на который мы позвали присоединиться группу Moss Cape. Сначала мы должны были выступать в маленькой комнате, но пришедших оказалось так много, что пришлось переместиться в большой зал. Мы стали в левой части сцены, а зрители — в правой. Так как людей было больше, чем мест на сцене, некоторым пришлось сидеть в партере и наблюдать концерт оттуда. По словам организаторов, концерт посетило более 300 человек. В тот вечер мы творили волшебство, и нам хотелось бы это повторить. На таких событиях многие люди начинают шевелиться и видеть альтернативу скучным и узким мирам.
Сооснователь интерактивного агентства «Мануфактура»
Удивлен тому, что меня пригласили выступать в родном городе. Удивлен, что лекция о дизайне и новых медиа может стать частью фестиваля в Воронеже и привлечь внимание большого количества людей. Спасибо «Открыто!» за множество таких удивительных моментов, людей и событий. Отдельная благодарность за «Сахар» Вырыпаева, воркшоп Льва Гордона, экспозицию и за то, что я больше не вижу шуб на главной улице города.