И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намВчера в главном корпусе Академии искусств открылась выставка «Рука в искусстве», которая является частью авторского проекта «Воображаемый музей Михаила Шемякина». Она состоит из двух частей: научной экспозиции и работ современных художников, в которых они выражают своё видение темы «Рука». Downtown поговорил с 16 воронежскими художниками, чьи работы можно увидеть на выставке, об искусстве и работах, которое они представили на выставке.
В основном к искусству я обращаюсь как заинтересованный зритель, разве чуть более близко дружу со стрит-артом: работы, которые будут на выставке, рисовались для серии стикеров. Тираж раздавался бесплатно всем желающим несколько месяцев назад, и с тех пор я иногда обнаруживаю свои наклейки где-нибудь в городе или на чьих-то личных вещах. Особенно меня развеселил один из стикеров с руками, увиденный как-то на капоте побитых жизнью «Жигулей». На выставке два рисунка из серии будут представлены в более крупном формате.
Тема рук для меня важна на уровне культа. Я много что создаю руками, например, делаю украшения, в основном кольца. Поэтому много присматриваюсь к ним, осмысляю, оттого, наверное, эта серия и нарисовалась.
Мне интересно работать на стыке разных областей культуры, смешивать экспериментальное искусство и дизайн, живопись и цифровую печать, картографию и ручную графику, чертежи механизмов и природные ландшафты.
В работе «Границы рук» я попытался в образной форме затронуть тему взаимоотношения внутреннего мира человека с окружающей средой. Рука здесь становится своеобразной границей между этими двумя постоянно соприкасающимися, но в то же время предельно автономными мирами. Также одной из тем при создании работы стали размышления над всегда актуальной темой границ государств, которые иногда принимают самые нелепые формы, накладываясь на карты и жизни людей. Наложение границ на карты даже приводит к мыслям о возможных утопических и абсурдных проектах выстраивания «контуров» государств или регионов на основе каких-либо фигур из окружающей действительности, а не по географическим или национальным барьерам.
Ранее я не использовала ничего, кроме карандаша и бумаги. С этого начался спорадический процесс развития. Нефигуративная живопись, цифровая живопись и графика пришли намного позже. Безусловно, огромную роль играет сам процесс создания, но не менее важна обратная связь с аудиторией. Приятно, когда люди эмоционально реагируют на работу, она их двигает определенным образом. Цвет и фактура часто несут в себе тот самый эмоциональный заряд. В творчестве мне интересно всесторонне раскрывать физиологические особенности человека: функционирование мозга, восприятие цвета глазами и интерпретацию мозгом, восприятие цвета в зависимости от изменения окружающих условий, освещения руки и стопы, необычные несимметричные лица.
Для меня «Рука в искусстве» — первая крупная выставка. В работе Clapping Hands хотелось создать визуально-акустический эффект хлопающих ладоней. Воображение дорисовывает движение и звук.
У меня не было чёткого определения себя как художника. Просто в какой-то момент теоретический интерес к современному искусству перешёл в практику, и на данный момент я сочетаю оба подхода, продолжая исследовать волнующие меня темы в научной работе. Я использую различные медиа, в зависимости от того, что хочу сказать. Часто это фото в сочетании с графикой и мелкая скульптура. Если же говорить о наиболее интересном для меня материале для осмысления, то это тело — его образ и границы, его опыт и сопоставление с окружающими предметами, взаимодействие со средой, его части и поверхности.
Ны выставке будет представлена фотография и скульптура. Фотография здесь работает как метод исследования через отстранение. Она позволяет выстраивать символические конструкции на основе образа тела. Скульптура, напротив, связана с тактильностью, а не с визуальным, с чувственным восприятием самого материала.
До 3-х лет я не разговаривала, поэтому рисунок был просто основным видом коммуникации. Все, что не могла выразить с помощью языка, я рисовала. В последствии это переросло из необходимости в увлечение. Рисунок стал способом выражения себя, а сам процесс создания некой медитацией. В этот момент я полностью абстрагируюсь от мира. Я учусь в школе, поэтому никакого профессионального образования пока нет. Основную часть творчества занимает графика и фотография. С помощью своих работ я хочу показать обыденные для нас вещи с другой стороны, в разных интерпретациях.
Я учусь в Академии искусств на курсе Михаила Шемякина. Живописью занимаюсь давно, около 10 лет. Иногда брал уроки у воронежских художников, но никакое училище не заканчивал. В основном я работаю с холстом и маслом. В творчестве мне интересно изучать внутренний мир художника. Когда он может показать то, что видит только он, и что не может увидеть глазом обычный человек. Думаю, в этом и есть его предназначение. Не люблю говорить о своих картинах. Считаю, что они должны говорить сами за себя.
Когда художник пишет картину любой тематики, будь то пейзаж или портрет, он выражает собственный мир, который внутри него существует по своим отдельным законам и живет жизнью, незаметной для окружающих. Этим и интересно изобразительное искусство. Можно увидеть душу художника. Хотя здесь тоже не всё так просто: оценивая его внутренний мир, человек может не заметить, как в словах, которыми художник описывает свои ощущения от картины, звучат и его собственные черты характера. Это очень интересно наблюдать. Творчество, во всех своих проявлениях, влияет на того, кому оно адресовано. И это серьёзная ответственность. Диалог со зрителем — сложный механизм, и приходится думать о том, что ты несёшь.
История создания работы для выставки состоит из множества предысторий. А вообще, это руки моего знакомого музыканта, который написал песню «Художник». Для названия работы я взяла строчку из песни.
С живописью я связана давно, но последние 2 года занимаюсь сканографией. Помимо этого, я пишу прозу, иногда иллюстрирую литературные работы. В творчестве мне интересно раскрыть тему человека в мире — его соотношение с языком, любовью, другими людьми. Иногда я эксперементирую с различными предметами. Интересно, как он заиграет в рамках маленького сканера, когда он становится большим на фоне ограниченного пространства. Сейчас я делаю серию «Изнанка сказки» и пытаюсь понять, как могли бы выглядеть сказки с точки зрения пола. Сканер помогает смотреть на вещи по-другому. Это что-то между фотографией, живописью, аппликацией и инсталляцией.
В работе для выставки «Рука в искусстве» я использовала свою основную технику — тушь и перо. Решила поэкспериментировать и рисовала не размеренно для себя, а на конкурс, поэтому была ограничена во времени. Нарисовала руки с ракурса, с которого вижу их я. До этого я занималась академическим рисунком и продолжаю заниматься в студии «Я». В основном рисую натюрморты.
В основном я занимаюсь графикой и последние 2 года изучаю иллюстрацию. Руки для меня как открытое окно к сердцу человека. В творчестве я стараюсь добиться ощущения лёгкости, доброты. Мои работы можно назвать наивными, возможно даже детскими, но мне нравится дарить людям ощущение радости. Этого я хочу добиться и в иллюстрации.
Мне нравится работать с разными материалами, в данном случае это дерево и проволока. Каждый материал имеет свою уникальную фактуру, свой неповторимый цвет, они разные по объёму. Из двух разных материалов, но по одному и тому же эскизу, две работы будут совершенно отличаться.
Данные работы — про тактильные ощущения, про получаемую нами информацию через прикосновения. Некоторые повторяются изо дня в день, как пожатие руки коллегам на работе. А какие-то были только один раз (первое прикосновение к своему ребёнку), но мы не забудем их никогда.
Я учусь в Академии искусств на курсе Михаила Шемякина. В моих работах мне важен человек — его мысли, эмоции. Всегда привлекали необычные, гротескные личности. С помощью творчества хочу найти язык, который мог бы в полной мере отразить все особенности людей.
Конечно, моё внимание привлекла тематика выставки «Рука в искусстве». Ведь не так часто в искусстве им уделяется внимание. Часто они идут в совокупности с портретом, с какой-то сценой. Поэтому мне хотелось сконцентрироваться на руке. Я искала множество подходов к изображению, но в итоге решила взять за основу опыт старых мастеров. Использовала картину Ботичелли, убрав из нее всё, кроме рук. Хотелось подчеркнуть широкую возможность рук вести диалог со зрителем.
Анна: Я занималась в различных художественных школах, университете. В итоге всё это пришло к тому, что сейчас основной вид искусства для меня — скульптура. Я училась в летней школе Баухауса, что дало хороший толчок для дальнейшего развития в творчестве. Часто работаю с деревьями — и как с материалом, и как с персонажем.
Сергей: По образованию я преподаватель философии. Помимо этого, занимаюсь искусством. Я стараюсь не разделять эти сферы занятости, потому что, в моём случае, они взаимосвязаны. Работы с текстами и работа в сфере искусства перекликаются друг с другом. Осознанно я занимаюсь искусством с 2009 года. Первоначально, это была аналоговая фотография, и постепенно это всё трансформировалось. Сейчас, в основном, я занимаюсь графикой и рэди-мейдом. Нахожу объекты, из которых делаю инсталляции. Тема творчества — отображение гармонии в мире, геометрии мира в гармоничном сочетании геометрических форм, которые окружают человека. Я пытаюсь увидеть в мире осознанность, гармоническое начало.
На выставке будет представлена первая наша совместная работа — скульптура «Прорастание». Это отсылка к пути молодого художника, произведениям молодых художников. За основу мы взяли перформанс японских художников, которые в течении 8 дней выращивали в ладони тыквенную семечку.
По образованию я инженер. Но творчеством интересовался сильнее, поэтому после окончания вуза пошёл в художественное училище. Его не закончил, но оно помогло мне определиться. Я понял, что фотография мне ближе и, забрав документы, поступил в школу Родченко в Москве. Художественные навыки дали мне многое. Мои ранние работы — это смесь живописи и цифровой фотографии. Сейчас они стали проще. В работах я стараюсь отразить изнанку мира, которую иногда наблюдаю. Фотоаппарат помогает увидеть то, что не можешь увидеть глазами. Творчество — это способ познания мира. Мне нравится формат исследования, а не простого фиксирования. Никогда не участвовал в конкурсах и выставках. В последнее время появилось желание установить контакт с аудиторией, когда я понял, что мои работы действительно могут что-то рассказать. Приятно, что человек, увидев работу, сможет почувствовать те же эмоции и настроение. Я экспериментирую в своих работах. Иногда дополняю фотографии текстом или звуком.
Художественной деятельностью занимаюсь с детства. Я училась на графика, а затем поступила в Академию и изучала академическую живопись. Поскольку я пришла из другого направления, было очень сложно. Недавно открыла для себя скульптуру.
В выставке участвует две фотографии. Сам процесс создания не имеет истории. Это просто результат эксперимента. Редко получается так, что в итоге у тебя выходи то, что задумал. Поэтому я очень редко рисую себе чёткую картину того, что хочу получить в результате. Фотография для меня — ещё один способ выражения. То, что не могу сделать руками, выражаю через фото. Очень люблю цвет, поэтому основной акцент в работах стараюсь сделать на нём. Он хранит в себе очень многое — эмоции, чувства, целую историю. У меня есть две мечты: сделать огромное полотно, посвященное Великой Отечественной войне, и иллюстрации к произведению Достоевского «Бесы».
Фотографии художников: Лилия Свиридова