Арт

«Ты должна быть крута, как мальчик, и тогда ты сможешь что-то делать». Воронежские художницы о совместной выставке

«Ты должна быть крута, как мальчик, и тогда ты сможешь что-то делать». Воронежские художницы о совместной выставке
Феминизм и «женское искусство» Жанны Долговой и Надежды Синозерской.

27 ноября в галерее «Х.Л.А.М» открывается выставка Надежды Синозерской и Жанны Долговой «писать, трогать». Это результат совместной работы и диалога художниц вокруг вопросов о том, что такое женское? Как оно переживается и выговаривается, производится и репрезентируется? На выставке можно будет увидеть тексты, объекты, фото, рисунки и видео, которые являются не отдельными произведениями искусства, а поиском собственной идентичности.

 

Надежда Синозерская

Жанна Долгова

 

Мы познакомились в ВЦСИ на первом наборе курса молодого художника в 2010 году. В результате мы обе стали участницами выпускной выставки «Гибриды» в галерее «Х.Л.А.М.», и для нас обеих это стало первым опытом в рамках современного искусства. Спустя какое-то время пришла идея и желание сделать совместную выставку. Она представляет собой единое целое: мы работали над ней вместе, придумывали, обсуждали, и почти все работы на выставке отмечены коллективным  авторством. Для нас эта выставка имеет значение скорее как персональная, но «одна на двоих».

Большой импульс был получен от чтения феминистских текстов. Для нас важна их страстность. Они помогли по-новому посмотреть на то место, которое мы занимаем в искусстве. Всегда казалось, что искусство — это призвание, то, к чему допускаются только избранные. Это отражает так называемую «фалличекую логику»: ты должна быть крута, как мальчик, и тогда ты сможешь что-то делать.

Название выставки «писать, трогать» мы придумали по методу игры сюрреалистов с автоматическим письмом. В этом названии нам нравится то, что оно процессуально, имеет телесные коннотации.

На выставке мы не отвечаем на вопрос, «что такое женское?». Наоборот, мы ищем разные интерпретации этого понятия. Нельзя назвать наш проект исследованием, скорее, он отражает наш личный женский, телесный опыт, условия существования в качестве женщины.

Название выставки «писать, трогать» мы придумали по методу игры сюрреалистов с автоматическим письмом: на маленьких бумажках написали слова, которые ассоциативно относились к выставке, доставали их и собирали предложения. Из того, что у нас получилось, выбрали одно предложение и из него два слова, которые наибольшим образом подходили и были очень важны для выставки. В этом названии нам нравится то, что оно процессуально, имеет телесные коннотации. 

Ещё «писать, трогать» написано с маленькой буквы. Это использование феминистского, неиерархического способа написание слов. Например, была феминистка, псевдоним которой всегда писался строчными буквами, — белл хукс. Также это и уклонение от норм языка, сопротивление им, которое присутствует и в работах на выставке. Для нас важна линия французского феминизма, связанная с лингвистикой, семиотикой, с психоанализом, с речью, письмом. И та работа по исследованию и деконструированию языка, что они проводили, а также их литературные практики.

Под «женским искусством» можно понимать искусство, созданное женщинами о женщинах (например, для этого могут использоваться традиционные женские практики — шитьё, лепка или работа с традиционно «женскими» материалами). Но в рамках этого можно провести деление его на искусство, репрезентирующее взгляд на женское, сконструированный мужским зрением (женское как пассивное, иррациональное, отсутствующее и так далее), а также то искусство, которое осознает о такой возможной «ловушке». Такое «женское искусство» думает о том, чей взгляд на женское оно представляет, проблематизирует условия своего существования и пытается найти способ говорить о женском с позиции, отличной от мужской.

Вернисаж выставки «писать, трогать» пройдёт 27 ноября в 18:00. Вход свободный.

Галеря «Х.Л.А.М.»
Депутатская, 1

Фотографии: Лилия Свиридова

Лилия Свиридова
26 ноября, 08:00

Поделиться: