Арт

Подкаст #32: Энди

2682
Автор:
Oleg Trokov
08 августа 2015 10:07
6+
Подкаст #32: Энди
Экскурсия по ближневосточной музыке 70-80-х годов прошлого века от одного из главных меломанов города.

За последний год вы уже, наверное, привыкли к тому, что каждую субботу диджеи и музыканты города делятся с нами самой классной музыкой в рамках рубрики «Подкаст».

В этот раз всё серьёзно — один из наших любимых диджеев Энди записал специальный микс, посвященный ближневосточной музыке 70-80-х годов прошлого века. Но этим он решил не ограничиваться и прислал на почту ещё и «синопсис», подробно рассказывающий об этой интересной музыкальной волне.

Добавить к нему нам нечего, поэтому оставляем вас в компании музыкантов из Турции, Ливана, Туниса и других ближневосточных стран. Один из лучших миксов за всю историю этой рубрики!

Энди

Модная информационная волна от исламской части нашего мира накрывает всё больше сфер человеческих интересов. Докатилась она и до музыки. То тут, то там звучат «арабские мотивы», как принято говорить в среде полненьких розовощёких дев, занимающихся танцами живота. И если для дев это является экзотикой, то для людей поумней — уже китч, преднамеренный, и это понимают как слушатель, так и производитель. Я говорю сейчас о коммерчески успешном Омаре Сулеймане (не о египетском вице-президенте, а о том самом, сирийском «наше всё») как о вершине сегодняшнего китча. Первые его записи выходили на лейбле, занимающимся поиском странной народной музыки по всему миру, и, честно говоря, хочется расслышать обратно некоторые опусы с первой пластинки, например Atabat. По легенде, некоторые говорят, что он играет сирийское техно, что тоже показательно для китча (сам тезис), как для продукта далекого от культуры — ни о каком техно не может идти и речи, если, конечно, вы не один из этих «некоторых», а клезмер для вас — не «еврейский хаус». Вся эта шумиха ни на йоту не выглядит убедительно и искренне по трём причинам: а) стереотипный араб в белых носках поёт стереотипным арабским голосом стереотипные арабские песни; б) никому не было дела до сирийца, пока одна уважаемая в Европе женщина под псевдонимом Бьорк не упомянула о нём в радиопередаче; в) в нынешнем мире со всей его политической ситуацией и предрассудками вокруг ислама сложно представить, как запад с распростёртыми объятиями принимает частичку дискредитированной им самим культуры.

А потому — не более, чем провокация или китч.

Запись ниже посвящена ближневосточной музыке 70-80-х годов двадцатого века, преимущественно диско. Но кроме того, вы услышите в ней анатолийский и сёрф-рок, фанк и что-то напоминающее джазовые импровизации западных коллег.

Предлагаю вам послушать обратный процесс: ближневосточные музыканты, пропустившие через своё творчество западную культуру.

Запись ниже посвящена ближневосточной музыке 70-80-х годов двадцатого века, преимущественно диско. Но кроме того, вы услышите в ней анатолийский и сёрф-рок, фанк и что-то напоминающее джазовые импровизации западных коллег. В результате этого микроисследования и поиска материала можно сделать вывод, что самой открытой в плане экспериментов была Турция. Возможно, так сложилось из-за того, что Турция географически и политически всегда была ближе к Европе (1/10 часть её территории относится к Европе), чем любая другая страна ближневосточного региона. Они органично сочетают национальные мотивы и инструменты с лучшими заимствованиями из западной музыки. Так, в 60-х с приходом рок-музыки, в Турции зародился стиль анатолийский рок и одним из пионеров и самых влиятельных турецких музыкантов стал Бариш Манчо, композиция которого открывает микс.

Поспорить с роком могло только диско, и стоит сказать, что можно было бы смело делать подкаст, посвященный исключительно этому направлению. В частности, сделать компиляцию из песен певицы Шенай (один из её альбомов выпускала болгарская звукозаписывающая фирма Balkanton, та самая, которая подарила советскому слушателю пластинку Thriller Майкла Джексона). При прослушивании в голове постоянно всплывают имена див золотой эпохи диско. В этой музыке присутствует неподдельный драйв танцпола какой-нибудь «Студии 54», но при этом не ощущается коммерческий привкус. Неясно, с кем правдивей будет сравнение Шенай — то ли с Донной Саммер, то ли с Аллой Пугачёвой. Возможно, оба эти сравнения имеют место быть.

Можно много писать о разном около- и просто музыкальном, но единственное, что стоит внимания — это то, что в любой культуре есть прекрасная музыка, и от слияния с другими культурами она только выигрывает.

Ещё хочется заострить внимание и посоветовать ознакомиться поближе, в качестве домашнего задания, с ливанской музыкальной сценой, а именно с композитором Зиадом Рахбани. Его первые альбомы выходили на старейшем лейбле Parlophone. Он успел поработать в различных музыкальных жанрах — начиная национальной ливанской музыкой и заканчивая джазом. В свои музыкальные постановки он вплетал сатирический подтекст, высмеивая политику Ливана в период гражданской войны. Сложная красивая музыка.

Однофамилец Зиада Элиас Рахбани — менее тяжеловесный, но не менее интересный ливанский музыкант. В его творчестве присутствуют как мотивы в духе итало-диско, так и заигрывания с немецким краут-роком. Очень интересное сочетание народных инструментов и космической тематики.

Разумеется, в процессе перенятия западных музыкальных течений не обошлось и без прямого копирования. Большое количество каверов на сверхпопулярные хиты выходили ни чуть не хуже оригиналов, а в чём-то даже выигрывали от слияния такого разнородного музыкального материала. Заимствования были и с другой стороны. Интересный факт: хит Ma Baker немецкой (да-да, мой юный друг, немецкой) группы Boney M имеет тунисские корни. А именно залихватская Sidi Mansour группы Mohammed Hanesh была практически полностью скопирована легендами диско-музыки Boney M. Поют разве что о другом.

Вообще, можно много писать о разном около- и просто музыкальном, но единственное, что стоит внимания — это то, что в любой культуре есть прекрасная музыка, и от слияния с другими культурами она только выигрывает. Не стоит только превращать её в издёвку над самой собой и слушателем.

Люблю, целую!

Энди

Скачать


Если вы воронежский диджей или музыкант и хотите опубликовать микс в рубрике, пишите на info@downtown.ru с пометкой «Подкаст».

Поделиться: