И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите нам![]() |
Иван ГоршковДиректор Воронежского Центра Современного искусства. Художник. Занимается развитием среды для развития искусства в Воронеже. |
— Мне пришла в голову мысль, что чтобы изменить творческую составляющую города, нужно вкладывать силы именно в художников. Потому что художники — заинтересованные люди. Они сами двигатели. Если ты поможешь им, то ситуация изменится сама собой. Потому что зритель может в определенный момент просто пропасть, если видит одно и то же. И — самое главное — результат был. У нас появились новые художники. По крайней мере, молодые люди, которые хотели бы ими стать и учиться этому.
— Образовательной программы как таковой сейчас нет. У нас скорее действует образовательно-просветительская функция. То есть к нам могут прийти люди, попросить совета, помощи. Для этого художник должен прийти, показать свои работы, и мы укажем ему, куда ему нужно стремиться, что изменить. Была одна странная ситуация, которая показывает, что художники делятся на две категории: те, кто хочет творить и те, кто хочет безо всяких усилий стать известным. Когда я работал в галерее ХЛАМ, часто приходили молодые люди и просили помочь в организации выставки. Как-то раз пришли двое молодых людей с такой просьбой. Я говорю: «Покажите, что у вас есть, мы посмотрим, обсудим, что к чему». На что они ответили: «А, работы? Ну они у нас не совсем готовы, вернее не готовы, вернее мы вообще никогда в жизни ни одной работы не сделали». Ну как бы тут я смог только плечами пожать. Нужно же творить, экспериментировать, где же муки творчества, поиск истины, вдохновение и все дела.
«Мы стремились к цели быть более живой, молодой, экспериментальной площадкой, на которой появляется такое обсуждаемое искусство«
— В принципе, никаких колоссальных нововведений не будет. Просто более такой уверенный, немножечко музейный формат. Мы изначально представляли ВЦСИ как пространство для молодого искусства, для эксперимента. И тогда, когда ВЦСИ еще только появлялся, активно обсуждался опыт культурной революции Марата Гельмана: он начал привозил в Пермь разных звезд высокого уровня в сфере искусства. И пермяки начали осуждать это — якобы Гельман что-то навязывает. Мы тогда решили, что не будем возить звезд музейного уровня, что это не наше предназначение. Мы стремились к цели быть более живой, молодой, экспериментальной площадкой, на которой появляется такое обсуждаемое искусство. Решили сделать донейшн-режим. То есть вход будет свободный, но за настоятельно рекомендуемое пожертвование. Это такая позиция скорее принципиальная — здесь у нас пространство некоммерческое, независимое, самоорганизованное, и мы хотели бы как-то апеллировать к этой культуре сознательности, соучастия, взаимоподдержки и акцентировать внимание, что это не бизнес проект. Мы работаем без спонсоров, без заказа с какой-то стороны, делаем все на свое профессиональное усмотрение и содержим все это тоже на свои деньги. И весь донейшн пойдет на организацию следующей выставки. То есть, если она вам нужна, то купите билет. Не думаю, что это кого-то будет смущать, наоборот, в былые времена многие удивлялись, что бесплатный вход — это какое-то недоразумение.
— Да, у нас есть программа на целый сезон, но пока еще нет конкретных чисел, потому что художники немножечко плавают по срокам. Сейчас есть план где-то до января: сначала будет моя выставка, потом Сергея Сапожникова, Янины Черных — где-то под Новый Год, далее Алисы Йоффе, Александра Веревкина. Я думаю, будет интересно, и сейчас наша задача, чтобы все жители Воронежа уяснили, что наши двери открыты, так что welcome.
«Никаких сожалений по поводу отсутствия спонсорства у нас нет сейчас, а даже наоборот — никто не дает никаких рамок, никто не указывает, где какой-нибудь банер повесить или какую машину у входа поставить»
— Мы уже много ныли, жаловались, что у нас нет спонсорства, а теперь как-то осознали, что это реально круто. Ходишь такой в Москве в разные центры искусства, начинаешь разговор с кем-то из организаторов, и такой: «Мда, ну а мы вообще-то все сами сделали», и все такие: «Ваау, вот это вы молотки». В общем никаких сожалений по поводу отсутствия спонсорства у нас нет сейчас, а даже наоборот — никто не дает никаких рамок, никто не указывает, где какой-нибудь банер повесить или какую машину у входа поставить.
— Бывает, что и я не понимаю современного искусства. Это дело субъективное. Но были случаи, когда приходил агрессивно настроенный человек, который не похож на того, кто что-то в этом понимает. А потом руку жмет, говорит, что все понравилось. Ну как-то он по-своему, на эмоциональном уровне оценил работы. Ну конечно же я думаю, что главная наша целевая аудитория — это молодые люди, которые так или иначе связаны с культурой или просто интересуются. Так сложилось, что молодежь больше в этом заинтересована, так как она более прогрессивна, чувствует тренды, стремится быть в духе времени. Аудитория постарше, как правило, настроена консервативно.
— Да, для посетителей, естественно, мы открыты в рабочие часы. Но, что касается вернисажей, мы хотели бы попробовать сделать их в этом сезоне по приглашениям. Да, они будут закрытыми, но не из желания нагнать пафоса или чопорности, а скорее чтобы просто сделать это важным событием, на котором будут присутствовать лидеры мнений, которые могли бы высказаться перед прессой. В Воронеже культурное пространство не очень большое, и хотелось бы, чтобы происходил более тесный диалог между людьми, чье мнение было бы интересно нашим посетителям.
«Какая раньше была перспектива? Хочешь заниматься искусством — езжай в Москву. И нам захотелось попробовать сделать свою региональную движуху»
— Моя цель и мечта юношеских времен - создать в Воронеже комфортную среду для развития искусства. Хотелось создать свою арт-систему. Какая раньше была перспектива? Хочешь заниматься искусством — езжай в Москву. И нам захотелось попробовать, как в общем-то не нам одним в десятых годах, сделать свою региональную движуху. В то время, из-за множества региональных творческих объединений, в государственной премии инноваций в области современного искусства появилась номинация «региональный проект». Но вскоре все заговорили, что это премия не очень-то нужна, потому что региональные проекты уже не нуждаются в снисходительном отношении, они стали восприниматься на одном уровне с московскими. То есть нашей миссией было создать именно эту региональную движуху, с чем, я считаю, мы неплохо справились.
Титульная: Сергей Горшков, Арт Москва, 2012.
Фотографии с выставок: Иван Горшков, «Instant bliss», 2013, Каменная поступь рассвета, 2014.