Арт

10 документальных фильмов о музыке, которые стоит посмотреть

4 ·
4351
Автор:
Oleg Trokov
18 ноября 2016 13:10
18+
10 документальных фильмов о музыке, которые стоит посмотреть
К старту фестиваля Beat Weekend горожане рассказывают о своих любимых музыкальных документалках.

На этой неделе в кинотеатре «Спартак» проходит Beat Weekend — региональный фестиваль фильмов о музыке и новой культуре. О программе этого года, в которую вошли документальные фильмы об Игги Попе и группе The Stooges, африканской клубной культуре и новом поколении грузинских скейтбордистов, Дэвиде Боуи и группе Placebo, мы уже подробно рассказывали в нашем гиде.

Под впечатлением от премьерного показа фильма Джима Джармуша «Gimme Danger. История Игги и The Stooges» (билеты на который закончились за несколько дней до сеанса), редакция Downtown решила выяснить, какие ещё документальные фильмы о музыке любят горожане.

Юрий Некрасов

Соучредитель коктейль-бара BKWSK

 

«Город звука» (Sound City), 2013

Режиссёр: Дэйв Грол

«Город звука» — фильм о легендарной Калифорнийской студии звукозаписи. Это отличный пример, когда и в горе, и в радости ты не оставляешь родное место, а продолжаешь вкладывать душу и побеждаешь, оставаясь собой. Расцвет студии пришёлся на 1970-е, когда там работали Нил Янг, Рик Спрингфилд и другие крутые музыканты того времени. В эпоху развития электронных семплов в Sound City принципиально оставались верны своему первоначальному звучанию, хотя новые технологии постепенно вытесняли тёплый звук их пульта. Но всё изменилось с записью альбома Nevermind группы Nirvana. Это дало студии новое дыхание — Metallica, Nine Inch Nails, Rage Against The Machine и многие другие именно здесь сделали лучшие свои записи. «Город звука» режиссировал барабанщик Nirvana Дэйв Грол, который вложил в фильм всю душу, пытаясь передать общую любовь музыкантов к студии Sound City.

Екатерина Шутко

PR-специалист

 

 

«Приготовьтесь, будет громко» (It Might Get Loud), 2009

Режиссёр: Дэвис Гуггенхайм

«Приготовьтесь, будет громко» — своего рода музыкальный full house, в котором Эдж (U2), Джимми Пейдж (Led Zeppelin) и Джек Уайт (The White Stripes) повествуют о роли электрогитары в истории музыки. Это фильм, соединивший в себе не только истории из жизни таких разных, но равно великих гитаристов, но и отобразивший их отношение к музыке, их творческий путь и исключительно интимное отношение к инструменту в целом. Все полтора часа тебя атакует пилоэрекция и синдром сухого глаза, потому что даже моргнуть боишься, настолько это завораживающее зрелище. Ты полностью погружаешься в атмосферу фильма, веришь каждому слову героев и можешь наблюдать историю зарождения рока по старым снимкам и ретро-записям. Понятное дело, что при первых звуках гитары Джимми Пейджа слёзы наворачиваются от восхищения, но ведь там ещё и голоса невероятные! Поэтому я очень сильно прошу: смотрите в оригинале, без перевода.

Роман Дранников

Главный редактор Afishaplus.ru



 

«Принятые за незнакомцев» (Mistaken for Strangers), 2013

Режиссёр: Том Бернингер

Первое, что мне пришло в голову, — это «Принятые за незнакомцев», который я как раз смотрел на Beat Weekend года два назад. Весь прикол в том, что в первую очередь это фильм о братской любви (тут внезапно недавняя документалка про Oasis вспоминается, ха-ха), а сама группа The National и её музыка здесь на втором плане. В фильме показываются отношения фронтмена The National Мэтта Бернингера и его младшего брата Тома, который не добился всемирной славы, на досуге слушает Judas Priest и вообще живет с родителями. Мэтт берёт брата в тур, в котором Том вроде как пытается снимать документальный фильм о гастролях группы, но выходит у него почему-то семейная драма. Помню, выходил из кинотеатра весь в слезах, хотя этому могло поспособствовать некоторое количество пива, которое я выпил во время просмотра.

Ольга Фролова

PR-директор «ТНТ-Губерния», «TV Губерния»

 

«Эми» (Amy), 2015

Режиссёр: Азиф Кападиа

«Эми» — байопик о самой, на мой взгляд, крутой певице современности, фильм о её творческом пути и непростой жизни, переживаниях, любви и творчестве. Он начинается с кадров home видео, на которых нагло ухмыляется еврейская девчонка с голосом чернокожей соул певицы. Режиссёр показывает портрет, созданный из тысяч видеозаписей, снятых на телефоны Эми и её друзей, домашние видеокамеры и т.д. Творчество Уайнхаус было тесно переплетено с личной жизнью, и субтитры, которыми сопровождается фильм, лишний раз показывают, что она прекрасно понимала, что с ней происходит, но сделать с этим ничего не могла. Я благодарна режиссёру за то, что фильм получился именно таким: честным, сильным, и что там так много её музыки. Он сделал кино, которое вызывает сильные эмоции и не презрение, а понимание и сочувствие к человеку — красивой, талантливой Эми.

Кирилл Шамсутдинов

CEO креативного агентства «Профилактика», Bass Media, Sonal Prez

The Prodigy: Electronic Punks, 1995

Моё самое первое воспоминание о документалках про музыку — это 1996 или 1997 год и видеокассета The Prodigy: Electronic Punks. Это была фантастическая находка для поклонника брейкбита и электронной музыки. В фильме не так много материала — это скорее «каша» из официальных клипов, нарезок с лайвов, бэкстейджей со съемок и моментов из жизни участников. Но на тот момент это была супер эксклюзивная и важная информация, которая позволяла узнать немного больше о The Prodigy и сильнее погрузиться в атмосферу. В тот период я неоднократно пересматривал этот фильм.



Софья Ярцева

Главный редактор журнала «Слова»

 

 

«Песни Черноземья» (Les Femmes De La Terre Noire), 2012

Режиссёр: Винсент Мун

Меня в свое время поразил фильм «Песни Черноземья» (Les Femmes De La Terre Noire в оригинале) французского режиссёра Винсента Муна. Это просто несколько 10-минутных короткометражек, которые являются частью глобального проекта Eurasia, но этот фильм перевернул все мои представления об аутентичной музыке. Народные песни для меня (как, думаю, для многих) ассоциировались с массовыми гуляньями на городских праздниках, низкокачественной самодеятельностью, и вообще чем-то банальным, затёртым и совершенно неинтересным. А тут режиссёр взял вроде бы тех же женщин в народных костюмах — воронежский ансамбль «Воля», — снял их в каком-то обшарпанном ДК и на фоне городских панелек, но от их пения в фильме невозможно оторваться, это что-то такое корневое, настоящее и нереально завораживающее. Стоит посмотреть этот фильм, просто чтобы увидеть что-то до скуки знакомое другими глазами.

Дмитрий Андриюк

Диджей Энди

Part of the Weekend Never Dies, 2008

Режиссёры: Саат Фарахманд, Soulwax

Part of the Weekend Never Dies — фильм про cамую электронную из всех рок-групп и самую роковую из электронных. Он демонстрирует различия между Soulwax, 2many dj's и Radio Soulwax. Но на самом деле отличий нет: братья Дювалье сотоварищи делают то, что они хотят. И эта свобода передаётся слушателю. В фильме дают интервью практически все главные лица нового рейва: Klaxons, Tiga, Erol Alkan, Digitalism, Justice, Peaches. А количество сумасшедше сведённых треков просто не поддаётся перечислению. Part of the Weekend Never Dies как никакой другой фильм оставляет ощущение, будто ты вот-вот отправишься на самую лучшую вечеринку в своей жизни.

Леонид Годник

Соучредитель пельмень-бара «Олень», музыкант группы The Sheepray



«Кобейн: Чёртов монтаж» (Cobain: Montage of Heck), 2015

Режиссёр: Бретт Морген

Моё серьёзное увлечение музыкой началось в подростковом возрасте с группы Nirvana. Именно их творчество глубоко тронуло меня в то время. Наверное, поэтому из множества документальных фильмов о музыкантах наибольшее впечатление на меня произвёл «Кобейн: Чёртов монтаж». Несмотря на то, что я просмотрел много материалов о Nirvana, в «Чёртовом монтаже» было много уникальных кадров, которые я раньше никогда не видел. Для меня этот фильм, наверное, совсем не о музыке, а скорее о личности. Он очень ярко показал переживания главного героя и позволил мне практически изнутри взглянуть на давно известную историю одного из моих любимых музыкантов.

Лидия Старковская

Коммерческий директор Downtown.ru



 

 

«Зелёные дни» (Salad Days), 2014

Режиссёр: Скотт Кроуфорд

В мои 16-17 лет Fugazi и Minor Threat были чем-то вроде Мадонны и Майкла Джексона — культовые группы и культовый Ян Маккей. Они же стали главными героями Salad Days — документалки про историю вашингтонского хардкора. В главном городе американского правительства появилась волна мощной и, главное, честной музыки. В фильме есть всё: афиши, кассеты, винил, мерч, много концертов и музыки. В финале я разревелась, как девчонка: когда смотришь старые записи и слушаешь старые альбомы, в голове ребята из групп вечно молодые. А здесь они дают интервью, и это уже взрослые дяди, у которых вместо ирокеза — лысина, например. И мои друзья тоже больше не играют в группах, мы не ходим на панк-концерты, а тот, кто писал ACAB на заборе, работает полицейским. Но моя грусть — не то, ради чего стоит смотреть фильм (даже тем, кто далек от панка). Salad Days — о силе DIY, о том, что если хочешь — делай. Нет музыки, которая соответствует твоим убеждениям — играй её, нет лейблов в теме — создай, хочешь выступать — организуй концерт. А ещё он о честности и молодости.

Евгений Сушков

Диджей Диктор Канала Культура

Scratch, 2001

Режиссёр: Даг Прэй

Выделить один фильм оказалось сложнее, чем я думал. Это мог бы быть и такой нужный в своё время Factory: Manchester from Joy Division to Happy Mondays. Или история важнейшего для меня рекорд лейбла Upside Down: The Creation Records Story. Но пусть это будет Scratch — летопись винилотворного саунд-дизайна, первая большая документалка, посвящённая кудесникам пластинок и игл. Grand Wizzard Theodore и блэкаут 1977 года, DJ Shadow и Mix Master Mike. Всё, что вы хотели знать о тёрнтейблизме, но боялись спросить.


Фото: newyorker.com, imdb.com

4
Рейтинг