Арт

На что живут художники в Воронеже?

На что живут художники в Воронеже?
Узнали, на что живут художники в Воронеже.

Как сочетаются любовь к живописи и зарабатывание денег? Мы решили открыть завесу жизни современных молодых художников и дать им высказаться о том, что накипело. Перед вами конфликт жизни молодого творческого человека, который хочет писать картины, делать собственные выставки и обеспечивать себя. Как он находит работу? На что он идет, чтобы получить деньги? Нужен ли он современному миру?

Екатерина Тамбовцева

Меня работа находит сама, так я считаю. Есть большое количество сайтов, где можно найти вакансии и в России, и за рубежом были бы способности. В русском сегменте есть такие отличные ресурсы, как illustrators.ru или render.ru. Можно найти работу на headhanter.ru, если далеко не бегать. Художники всегда будут нужны. Нет таких приложений, где каждый может стать крутым мастером, это глубочайшее заблуждение. Если бы действительно так было — я и другие cg-художники остались бы без работы.

Игорь Щербаков

Творчество напоминает мне серфинг, где необходимо постоянно менять и контролировать свое положение в пространстве; чтобы не свалиться, нужно чувствовать волну. Мне не нравится момент «комфорта и уютности» в творчестве, искусство не должно заниматься такого рода «сервисом».

Вопрос о выживаемости современного художника — как с финансовой, так и с идейной точки зрения — особенно актуален для отечественной действительности, где художник или не нужен, или теряется в серой посредственности. Хромое решение этой проблемы каждый старается находить по-своему. Те, кто ближе к классическим изобразительным направлениям и исповедуют реализм, стараются вступить в союз и по его линии уже участвовать в выставках и коммерчески реализовываться. Последнее обычно затруднительно в свете каких-либо государственных программ и инициатив (если это не какие-нибудь ура-патриотические проекты-заказы). Но зато союз наделяет «статусом»  в местной союзной тусовке. Женская половина художников идет больше в преподавание и частное репетиторство. Прогрессивные ребята, работающие в авангардном и модерновом ключе, сотрудничают с частными негосударственными галереями или имеют опосредованные выходы на клиентскую базу за рубежом. Так что участие в местных выставках/конкурсах/фестивалях, ориентированных только на посещение залов, по-серьезному влиять на рейтинг, медийную раскрутку и финансовый успех художника не может. Поиск потенциально успешных выставочных пространств и современных возможностей занимает существенную часть времени у художника. Но на это стоит тратить время и силы. В противном случае можно упустить массу лазеек и троп, приводящих к успеху.

Живопись и деньги не противопоставлены друг другу, а являются взаимодополняющими, тесно связанными аспектами творчества. Например, на Западе любое искусство по умолчанию встроено в давно сформированный глобальный рынок, и рейтинг художника связан больше с продажами работ, чем с выставочной деятельностью. Понятно, что рынок дает свой, зачастую низкопробный запрос на творческий продукт. Но в этой системе есть и достаточно серьезные коллекционеры и ценители качественной живописи. В этом комплексе также развит принцип контрактной основы, когда между художником и галереей подписываются документы об обоюдном сотрудничестве, и галерея, или лично коллекционер, продюсирует творчество, взимая свой процент за реализованные проекты. Что касается доли русского искусства в этой глобальной системе (если говорить о сегодняшнем дне), то, конечно, она не велика в силу ментальных, географических, политических особенностей взаимодействия художника с мировым арт-сообществом

Иван Горшков

Если хочешь создать портфолио серьезного художника, надо участвовать в хороших выставках в Москве. Или можно сделать выставку в галерее Х.Л.А.М. или в ВЦСИ. Или можно самому ее организовать, как многие с успехом это делают. Лично для меня некоторые выставки в Воронеже значили больше, чем некоторые выставки за границей.

Искусство — мой основной род деятельности. Ни на какой другой работе я больше не работаю. Делать искусство, устраивать выставки, смотреть другие экспозиции, общаться с художниками, галеристами и прессой, ходить на вернисажи — вот моя работа! Сейчас я работаю по контракту с галереями. Основная их задача  — представлять художника на рынке искусства, выполнять роль дилера и продюсера. В России моя галерея — галерея Марины Гисич. Она продает мои работы.

Что насчет заказов? Заказчика ищет художник, выполняющий заказ. А художник, занимающийся серьезным искусством, ищет истину. Экономическая модель его существования может быть разной: кто-то получает гранты, кто-то продает работы, кто-то зарабатывает на жизнь в других сферах деятельности. Что касается меня, то я был на протяжении 3 лет стипендиатом МСИ «Гараж». Когда я был студентом, то, конечно, рисовал портреты чьей-то бабушки или девушки за магарыч, но это не серьезно.

Ирина Шамбари

Все мои клиенты находили меня сами — через знакомых и в интернете. Вообще сейчас существует масса платформ для продажи картин, всевозможных аукционов, так что найти клиентов вполне реально. 

Однако существует выбор — соглашаться или не соглашаться на работу. Однажды меня сам нашел клиент: он попросил нарисовать иллюстрации к его сказке в стихах. Когда же я прочла это произведение, то впала в шок: сказка была невероятно пошлой и не смешной, просто кошмар. Ни минуты не сомневаясь, я отказалась от такого предложения. Правда, обижать автора не хотелось — и я сказала, что просто не мой жанр.

Марина Демченко

Способности художника можно использовать не только в живописи или графике. Можно работать графическим дизайнером, иллюстрировать книги и журналы, рисовать персонажей и концепт-арты для компьютерных игр и мультфильмов, а можно уйти в моушн-дизайн, 3d моделирование и анимацию. Все эти области, безусловно, требуют профессиональных знаний, интереса и некоторой предрасположенности. Например, стать хорошим моушн-дизайнером сложно, не имея чувства ритма, а чтобы заниматься 3d, нужно хорошо разбираться в программах. Таким образом, художник в современном мире вполне может зарабатывать, не только рисуя на заказ пейзажи и портреты.

Несмотря на то, что больше всего я люблю работать как иллюстратор, я должна признать, что за это в нашем городе платят крайне мало. Пока что редко понимается ценность профессиональной иллюстрации, а чаще всего у изданий просто нет возможности оплачивать такую работу достойно. В нашей стране иллюстрация оплачивается дороже всего в рекламном бизнесе. За журнальную иллюстрацию профессионалы берут от 80 долларов. Дешевле всего оплачивается книжная иллюстрация: чаще всего весь бюджет составляет 15 тыс. рублей, а изображений может быть и 15, и 50. Но сфера иллюстрации востребована и активно развивается, например, с помощью работы агентства BANG BANG!

Кирилл Гаршин

Я художник, и не более. Я не знаю мест обитания заказчиков. Может, есть особая поляна, на которой обитают заказчики, и художники приходят охотиться на них, но мне не говорили, где она. Есть круг людей, которые ходят на выставки, смотрят искусство, и редко его покупают. Но чтобы продать что-либо, нужно заинтересовать потенциального заказчика или покупателя. Не у всех художников это получается достаточно хорошо, для этого есть галереи, которые занимаются продвижением своих художников.

Я завидую тем художникам, у которых есть основная работа, не связанная с творчеством: они могут зарабатывать деньги на обычном месте, а свою художественную деятельность приравнять к хобби. У хобби нет никаких обязательств, никаких запретов и установок. Если вы скажете, что ваша живопись — это хобби, никто с неё спрашивать не будет — полная свобода, делай, что хочешь. У меня не так. Я вынужден думать над тем, чтобы свою живопись, помимо решения художественных задач, рассматривать ещё и с точки зрения коммерческого продукта. Подобные художники должны быть ещё и хорошими менеджерами, выстраивать свою творческую стратегию, как бизнес-план. За меня это делает моя галерея, а кто-то обходится своими силами.

Нужны ли художники современному миру? Скорее, наоборот: нужен ли художникам современный мир? Гаджеты не помогут вам стать мастером живописи, потому что художник — это не тот, кто хорошо рисует картины, а тот, кому с помощью своих умений и знаний есть что сказать, порой даже самому себе.

Фотографии: stocksnap.io.
Картины: Екатерина Тамбовцева, Игорь Щербаков, Иван Горшков, Ирина Шамбари, Марина Демченко, Кирилл Горшков.

Ольга Козлова
10 декабря, 10:00

Поделиться: