Арт

Что смотреть: 12 лучших фильмов 2017 года

Что смотреть: 12 лучших фильмов 2017 года
Собрали лучшие фильмы уходящего года.

Пришло время подвести киноитоги неоднозначного 2017 года. По просьбе редакции Downtown.ru Олег Оболенский составил список из 12 лучших картин. Обошлось без Вильнева, Нолана, Копполы, братьев Сэфди и наших соотечественников Звягинцева с Хлебниковым. Список составлен с учетом выхода премьер на территории РФ.


Молчание

Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер, Лиам Нисон, Таданобу Асано

Экранизация романа японского католика Сюсаку Эндо и воплощение замысла Скорсезе двадцатилетней давности. Режиссер возвращается к себе самому в расцвете художественных сил — метающемуся интеллектуалу («Последнее искушение Христа»).  На фоне камней места, где восходит Солнце, Скорсезе затеял разговор о вере, ее природе и применении. Разговор вкрадчивый и очень личный. «Молчание» — кино почти телепатическое, каким должно быть произведение большого мастера.


О теле и душе


Режиссер: Ильдико Эньеди
В ролях: Геза Морчани, Александра Борбей, Золтан Шнайдер, Эрвин Надь

Возрастной директор скотобойни с травмированной рукой Эндре принимает на работу нового технолога с признаками аутизма Марию. Нестандартные сотрудники начинают примеряться друг к другу после того, как выясняется, что оба видят одинаковые сны. В них подчиненная и начальник предстают головокружительно снятой парой оленей.

Расшифровать авторскую задумку не составляет особого труда. Мир грез, надежд, влюбленности сталкивается с явью внутренних проблем и комплексов. Каноничная история. Однако, Эньеди тонко реализует взятый материал. «О теле и душе» не ударяется в мелодраматичные пошлости или скучные нравоучения, а по-европейски дельно проговаривает истины порой непредусмотрительно забываемые. Взвешенный подход был оценен главным призом Berlinale.


Рай

Режиссер: Андрей Кончаловский
В ролях: Юлия Высоцкая, Петер Курт, Виктор Сухоруков, Филипп Дюкен

Вторая Мировая чертит треугольник между княгиней Ольгой, французом Жюлем и офицером СС Хельмутом. В недалеком прошлом ариец был влюблен в представительницу высшего сословия. Последующая встреча случится концлагере, где Ольга яростно пытается выжить.

Исследовав свои творческие способности «Белыми ночами почтальона Алексея Тряпицына», Андрей Сергеевич выдержал гроссмейстерскую паузу. И, пока Звягинцев топчется на месте, а Хлебников вовсе кажется незначительным, Кончаловский обретает второе (третье, четвертое) дыхание. «Рай» фиксирует причину появления самопожертвования и леденящей уверенности в правоте ненависти, убийства, фашизма. Внешнее — всего лишь зеркальное отражение внутреннего. Глобальное высказывание. «Серебряный лев» за режиссуру Венецианского кинофестиваля.

 

Истории семьи Майровиц


Режиссер: Ноа Баумбах
В ролях: Адам Сэндлер, Грэйс Ван Паттен, Дастин Хоффман, Элизабет Марвел

Фильм одного из локомотивов independent movie США Ноа Баумбаха. Модный режиссер собрал увесистый актерский костяк, чтобы отозваться о диалоге отцов и детей, где первые упорно говорят, вторые же слышат, но не слушают. Извечный топик Ноа уже штудировал в «Пока мы молоды», но сумел вывести только пару тезисов. «Истории…» — куда более комплексная работа. В свойственной манере нарратива, где герои произносят две шутки на одну мудрость, автор бьет без промаха по всей иерархии вопроса. Пройти мимо не представляется возможным. Хромоте Адама Сэндлера поклон особый.



Патерсон

Режиссер: Джим Джармуш
В ролях: Адам Драйвер, Голшифте Фарахани, Ризван Манжи, Доминик Лириано

Картина об Адаме Драйвере, который водит автобус, а будни конвертирует в стихи бытового толка. Кажется, Джармуш понял, что вводить в транс кружащейся вокруг своей оси артисткой Суинтон – дело хорошее, но на один зуб. «Патерсон» — кино для режиссера, во многом, прорывное. Джим наконец-то выстроил все свои поэтические приемы в идеальном порядке, серьезно высказавшись о судьбе «маленького человека» и искусства в себе. Самая зрелая работа в фильмографии автора.


«Квадрат»

Режиссер: Рубен Эстлунд
В ролях: Клас Банг, Элизабет Мосс, Доминик Уэст, Терри Нотари

Стокгольм. Открытие нового музея современного искусства. Куратор Кристиан — профессионал своего дела, пытается всячески привлечь внимание к передовым работам, но залы пустуют, посетители все больше ютятся на местных фуршетах, а одну из инсталляций уборщик сметает, опознав в ней кучу песка.

Господин Эстлунд методично изучает пороки общества с беспощадностью психотерапевта от кино. В недавнем «Форс-мажоре» режиссер уже задавал неудобные вопросы, на что получал горькие ответы. «Квадрат», в этом смысле, продолжает диагностику. Автор проверяет на прочность богемный образ мысли, толерантность, прогрессивность. И те абсурдно, смешно или трагично рушатся карточным домиком. Изобличил швед на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.


мама!

Режиссер: Даррен Аронофски
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер

Оправившись после ветхозаветного блокбастера «Ной», Аронофски возвращается в строй с полной выкладкой. Режиссер продолжает заигрывать с библейскими мотивами, но уже умно, многослойно, зло.

На поверхности лежат доступные мысли об отношениях «мужчина-женщина» и сложностях взаимодействия, однако структура повествования выкручивает пределы рассуждения до высочайших частот. Даррен демонстрирует то смирение хозяйственной Лоуренс, то безразличие мужа-творца, то ранение в области ребра незваного гостя или, вовсе, заставляет неких братьев неистово сражаться до смерти. Подтекст на лицо. И, в сложенном виде, «мама!» становится не простым высказыванием на тему института брака и семьи. Аронофски громко говорит о Боге, его вероятной мотивации и выборе. Словом, сплошное удовольствие.


След зверя

Режиссер: Агнешка Холланд
В ролях: Агнешка Мандат-Грабка, Виктор Зборовский, Якуб Гершал, Патриция Вольны

Тихий деревенский детектив о бывшем инженере-проектировщике, астрологе и женщине с активной гражданской позицией Янине Душейко. Пани принимается за расследование убийств заядлых охотников на диких зверей, поразивших польскую провинцию. Причинно-следственная связь говорит о хладнокровной расплате животных за нанесенный ущерб.

Режиссер Холланд выстраивает причудливую систему координат, где посконность идет рука об руку с фантасмагорией. «След» легко воспринять и еще легче погрузиться в него с головой. Хитросплетения же зодиакальные со смещением ударений на невинность млекопитающих оголяют положение дел искренности во внешней среде. Положение аховое, но боевое. Держит оборону и может дать сдачи. Холланд сыграла ноту духоподъемную и сфальшивить не могла по определению, потому что верит каждому сказанному слову.


Плохая партия

Режиссер: Ана Лили Амипур
В ролях: Сьюки Уотерхаус, Джейсон Момоа, Джайда Финк, Киану Ривз

Одна из преступно недооцененных картин, где на десятой минуте женщину лишают конечностей и сажают на цепь под аккомпанемент Ace of Base «All that she wants». Основания для пренебрежения критиков до конца не ясны.

Госпожа Амипур заявила о себе несколько лет назад, удивив переосмыслением вампирской темы на иранский лад («Девушка возвращается одна ночью домой»). Вышло колоритно и смело. В «Плохой партии» Амипур пошла дальше. Создала простую, но справедливую метафору картины мира (постапокалисис тут как нельзя кстати), бросив основные силы на форму. А она, без преувеличения, изумляет. Заслуженные аплодисменты от стариков Гиллиама и Миллера редкому таланту.


Прочь

Режиссер: Джордан Пил
В ролях: Дэниэл Калуя, Эллисон Уильямс, Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд

Славный афроамериканец Крис решается посетить родителей своей европеоидной возлюбленной Роуз. Разницу в пигментации встречают тепло, в то время как чернокожая прислуга семьи подозрительно покорна, а будущая теща обладает навыками гипноза.

«Прочь» Пила – картина мультизадачная: комедия тут оборачивается триллером, а атмосферный хоррор внезапно начинает смешить. Причем акцентами режиссер жонглирует без провисания какого-либо из выбранных жанров. Но, главным образом, «Прочь» — социальная сатира, затрагивающая, как частности расизма, так и любого вида сегрегацию. Образцово о важном. Ну, а за Джорданом теперь глаз да глаз.


Сырое

Режиссер: Джулия Дюкорно
В ролях: Геренс Марилье, Элла Рамф, Рабах Наит Уфелла, Лоран Люка

Колкое и откровенное кино новичка в полном метре госпожи Дюкорно. «Raw» вполне можно отнести к изощренной реинкарнации юношеских мелодрам со стандартным набором драматургических курсов: взросление, становление, осознание себя. С той лишь разницей, что нанесение лака под One Direction и предательство подружки сменяются ужином сырым мясом и бегущей на месте лошадью — фрейдовским образом буксующего эго. Глубинные же смыслы имеют место быть, но, скорее, являются второстепенными. Штучная вещь и один из самых сильных дебютов семнадцатого года.


Оно приходит ночью

Режиссер: Трей Эдвард Шульц
В ролях: Джоэл Эдгертон, Кристофер Эбботт, Кармен Эджого, Райли Кио

Биологическая катастрофа, причины которой неизвестны, да, в общем-то, и не важны. В центре трагедии семья, обороняющая свой дом от мародеров, зараженных и чужаков. Попытки огородится становятся тщетными, когда глава семейства встречает на пороге такого же родителя.

«Оно приходит ночью» Шульца умело притворяется работой нишевой, но на поверку оказывается сугубо авторским кино. Антураж — лишь повод завести разговор о человеке как таковом, инстинктах, характере. Вывод неутешителен и объективен. Рефлексия обязательна.

6015
Олег Оболенский
27 декабря, 12:45

Поделиться: