И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намПонятие «секонд-хенд» подарила нам старая добрая Англия. Короли любили дарить одежду со своего плеча придворным в знак благодарности. А в современной трактовке это понятие вошло в обиход более столетия назад. В России секонд-хенды начали появляться только в 90-х годах, в то время как в Европе они уже образовали целую индустрию, в которой на данный момент занято более 10 млн человек. Это полноценный бизнес с пунктами сбора одежды, сортировочными фабриками и предприятиями по обработке и дезинфекции.
Современный секонд-хенд — это уже не гуманитарная помощь голодающим, а многопрофильный бизнес. Многие жители богатых стран Европы предпочитают носить одежду один сезон, а то и вовсе купить в приступе шопоголизма и не надеть ни разу. Но секонд-хенд — это не подаяние бедным от богатых, как принято считать. И это не выброшенная в мусорный бак ненужная одежда, которую находят и заботливо приводят в нормальный вид работники этой индустрии. Европейцы расчётливы и рациональны даже здесь. Сдавая ненужные вещи в соответствующих центрах, люди получают различные дисконтные карточки, купоны и сертификаты на скидки. Добро меняют на добро. Кстати, те, кто был в Европе, наверняка замечали, что секонд-хенды можно встретить даже в центре столицы. Берлин, Вена — прекрасный тому пример. В Россию, и, в частности, в наш Воронеж, попадают вещи чаще всего из Германии, Голландии и Норвегии.
О культуре секонд-хендов в Воронеже нам рассказал Алексей Болох, который застал открытие первых секондов в нашем городе и готов рассказать, как было, как есть и кому это надо.
Алексей Болох (один из организаторов SUNDAY UP MARKET в Воронеже и городской garage sale Trends for Friends)
— Лёша, я знаю, что твой первый поход в секонд-хенд состоялся достаточно давно. Расскажи о своих впечатлениях? Что из себя представляли секонд-хенды в то время?
— Я помню свои первые секонды, в которые попал примерно 9 лет назад. На тот момент просто не представлял, что там внутри и кто туда ходит, пока подруга не отвела меня в тайный подвал возле цирка, где были горы наваленной одежды. С тех пор я частый гость этих тайных гардеробных. Первые секонды были тесными полуподвальными комнатушками, до предела заваленными одеждой. С тех пор мало что изменилось. Многие до сих пор уверены, что секонд-хенд — это кучи грязной драной одежды, ужасный запах и толпа людей бомжеватого вида, выискивающих очередную куртку за 50 рублей. Но последние несколько лет секонды стараются выглядеть цивилизованно: небольшие аккуратные магазинчики, где можно за несколько сотен или тысяч приобрести «очень брендовую» или «люксовую» одежду — именно так они позиционируются.
— Какова ценовая политика в воронежских секонд-хендах?
— Как правило, там продаётся одежда по ценнику — цена за вещь. Магазинов, где одежда продаётся на вес, у нас в городе очень мало. Лично мне нравится платить за килограмм джинсов и маек, нежели отдавать странные суммы денег с ценников, которые придумывают сами продавцы, руководствуясь расположением звёзд на небе. К счастью, такие ценники висят в основном на итальянском ширпотребе — надеюсь, вы понимаете, о чём я. В этом очевиден плюс: действительно интересные и странные вещи можно урвать практически даром. Например, ботинки Сlarks моему другу достались за сущие ничего, потому что они жутко поношенные! Но это же самая соль, затёртая кожа и выцветшие шнурки! Эти продавцы никогда не перехитрят меня и друга.
Самые дорогие вещи в самой известной сети — «Планета Секонд-хенд». Туда я забегаю только на большие сейлы. Там все вещи продаются по ценнику. При этом джинсы у них могут стоить по 800 рублей. Зайдите в рядовой масс-маркет, и вы найдёте там распродажные джинсы по 500! В данном случае это абсурдная ценовая политика.
«Разбитые Converse выглядят гораздо привлекательней новых»
— Насколько велик шанс того, что тебе попадётся действительно интересная вещь? Многие магазины пестрят вывесками «эксклюзивная одежда». Так ли она оригинальна на самом деле?
— Печально, но в городе очень сложно найти крутую одежду. Она или стоит дорого, или её нет. Да, сейчас почти все магазины имеют отдельные зоны: «Эксклюзивная одежда» и «Люкс». Под это определение попадают вещи, которые тётеньки-продавцы считают «тренди», «фешн». Они вешают на них особые цветные ценники. Для джинсов — от 1000 рублей, для футболок и рубашек — от 600-700 руб. Большинство этих вещей либо брендовые, либо ни разу не надетые. Сюда я смотрю бегло, я люблю порыться в тёмных углах и найти какую-нибудь заношенку. Разбитые Converse выглядят гораздо привлекательней новых.
— Идя в секонд-хенд, мы готовы к тому, что вещи там не самого лучшего качества. Как выбрать вещь так, чтобы она прослужила долго?
— Высший пилотаж — это урвать не просто крутую шмотку, а такую, чтобы она прослужила столько, сколько вы будете с ней друзьями. Я покупаю то, что мне будет приятно и интересно носить: мягкий хлопок, потрёпанную джинсу, потёртую кожу, странные швы. Иногда можно глянуть, кто всё это сшил. В секонд-хендах очень много H&M. У них качественный трикотаж, поэтому и майки отменные. Из джинсов к нам долетают крутые Levi’s и Wrangler. Вещи на один сезон я не покупаю, да и вообще этот мейнстрим ни к чему. Я люблю носить вещи годами, поэтому выискиваю их долго.
— Какова публика таких магазинов? Особенно если брать молодёжь?
— В начале нулевых они были наполнены фриками и скейтерами. Они и сейчас там частые гости, только прибавились околофутбольные ребята. И ещё там теперь полно странных тёть и дядь. Порой заходишь и удивляешься, что эти люди там делают? Иногда можно встретить видных дизайнеров города в норковых шубах.
— В Воронеже культура секонд-хендов на примитивном уровне, у нас это всё еще считается чем-то постыдным. Чего не хватает нашим секондам, чтобы это направление стало популярным?
— Первые покупки я и сам делал под грифом «СЕКРЕТНО». Это всё напускное и от дурных компаний. Воронежским секонд-хендам нужны новые подходы. А судя по тому, что вещи последнее время довольно скучные, магазинам давно пора поменять поставщиков.
«Первые покупки я и сам делал под грифом «СЕКРЕТНО». Это всё напускное и от дурных компаний»
— Какие секонд-хенды в Воронеже наиболее интересны в плане ассортимента?
— Много секонд-хендов на московском проспекте, ближе к Памятнику Славы. Там всегда мало людей и не очень дорого. Один из них — с кучей обуви. Есть из чего выбирать. Ещё недавний «Родник» у ж/д вокзала — вот это площадь! В этих тысячах вешалок можно провести весь день. Вообще самые интересные — это те, что во дворах, те, на которые сам наткнулся случайно.
— Я несколько раз была в Украине и замечала, что секонд-хенды там можно встретить в каждом городе практически в каждом квартале. У них эта сфера развита гораздо лучше.
— В Украине живут мои друзья. Там действительно крутые секонд-хенды, они везде: на окраинах и в самом центре, возле дома и за городом! Много гигантских развалов, продающих всё килограммами очень дёшево. Я находил корзины, где всё было по 1 гривне! И, поверьте, там есть ради чего порыться! Сравнить секонды Воронежа и Харькова, например, не получается. Это полнейшие антиподы. Жаль, что сетевые маркеты оттуда не дошли до нашего города.
Так или иначе, сейчас находится очень много ценителей секонд-хендов, для которых процесс покупки — это своего рода рыбалка. С каким азартом они отправляются в трип по секондам города! С каким удовольствием выуживают из завалов одежды добротный винтаж! Это не привычные нам покупки в масс-маркетах по типу «пришёл-увидел-купил». Стоя перед очередным секондом, нужно держать пальцы крестиком на везение. Ведь здесь удачная покупка — это всегда нечто большее, чем приобретение очередной шмотки в ваш гардероб.
Орлеана:
— 70% моего гардероба — это дары воронежских хендов. Тьма и погибель настали бы, если бы хендов в Воронеже не было, ведь где ещё можно урвать старушечьи платья, дивные юбки и сутенёрские шубы. Но новички пусть не пугаются — секонды не только для фриков, классических рубашек там тьма тьмущая. А еще советую ходить на завозы и на скидки в 80%. В первом случае можно найти платье мечты, а во втором накупить повседневных футболок или отрыть юбку из розового меха, которая почему-то не взбудоражила умы обычных покупателей.
Фото © Екатерина Токарева