И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намКарла Маркса — единственная пешеходная улица города, и то частично. На ней сохранилось много красивых старинных зданий: большинство построили в 18–19 веках. Редакция Даунтауна выбрала 16 красивых домов, у которых интересная история.
Белое здание с вышкой находится на пересечении Карла Маркса и Таранченко. Его построили в 1825 году для Мещанской полицейской части, при которой была пожарная команда. Тогда на углу возвышалась деревянная пожарная каланча, вместо которой в 1874–1875 годы возвели новую кирпичную. Всего в 19 веке построили три таких пожарных части, но сохранилась только эта. В здании были не только пожарная и полицейская части: в 1877–1879 годах во флигеле помещался ночлежный приют.
При послевоенном ремонте оставили два нижних яруса каланчи, а новый, третий, сделали с пирамидальной крышей — она стала похожа на старорусскую башню. Раньше в ней находилась смотровая площадка. В здании сохранилось обрамление арочного проезда во двор, но сам проезд заложен кирпичами. Вход в постройку находится во дворе — туда легко попасть через ворота. До 1970-х годов дом использовали как пожарную часть, а затем в нем стали работать другие учреждения Управления внутренних дел.
Дом построили в начале 19 века, а в 1896–1897 годы перестроили для купца Алексея Клочкова. Он был потомственным почетным гражданином, который жертвовал деньги на открытие библиотеки имени Никитина, а также подарил дорогую утварь храму реального училища. При советской власти дом отобрали у семьи Клочкова, с 1919 года в нем сделали жилые квартиры. В 20 веке облик здания сильно изменился — сломали аттиковую надстройку в центральной части дома, с парадного подъезда убрали массивный купол со шпилем, с которым дом был похож на церковь, и сделали обычную крышу. До ремонта дом выглядел богаче и интереснее. В здании находятся больница и аптека.
Здание построили в стиле эклектика с элементами дворцовой архитектуры периода барокко. Декорированы только фасад и боковая часть здания. Стоит поднять голову и посмотреть на второй этаж — там большие прямоугольные окна, которые обрамлены наличниками с фигурными кронштейнами (подпорками окна) и барельефами с растительными элементами и картушью (развернутым свитком). Попасть в здание можно через красивую деревянную дверь.
Дом интересен в первую очередь не своей архитектурой — внешне он обычный, а историей своего владельца — Степана Кряжова. Он был винопромышленником и популярным общественным деятелем. Он известен тем, что в 1869 году построил на собственные деньги городской водопровод — до этого в Воронеже не было водопровода, как и во многих городах в то время. Это был коммерческий проект, который в дальнейшем приносил деньги городу. Кряжов был известным благотворителем, он распорядился, чтобы 10% прибыли от водопровода тратились на народное образование. Плюс он сам отчислял на это свое жалованье городского головы. Дом забрали из частной собственности, и в 1920-е годы там было жилищное товарищество «Пролетарий». Сейчас в доме воронежская организация Союза композиторов России.
На окнах первого и второго этажей решетки с логотипом Союза композиторов — они выше самого окна, поэтому смотрятся грубо. Также окна второго этажа украшены наличниками и барельефами.
Первое здание на этом месте построили в 1848 году — одноэтажный дом с флигелем. Он принадлежал купцу Лашкину, который отдал его под Александринский приют. В то время многие дети стали сиротами, потому что в городе летом 1847 года свирепствовала эпидемия холеры. Детям помогали и другие богатые воронежцы. В приюте было отделение для девушек-сирот из благородных, но обедневших семей. Один из попечителей приюта, купец Алексей Безруков, передал свои средства казне, чтобы проценты от выручки шли на приданое воспитанницам приюта. Без него девушки не смогли бы удачно выйти замуж. В 1879–1880 годах надстроили второй этаж, а через 20 лет добавили угловую башню — она была ниже и тоньше нынешней. В его угловой части дома, которая выходит на Каменный мост, раньше была домовая Никольская церковь. В 1918 году приют стал Домом детей имени Карла Маркса — сюда свозили беспризорников. Современный вид здание получило после войны: к нему пристроили крупную башню, а позже добавили шпиль с парусником. Сейчас в здании медико-санитарная часть.
В декоре использовали мотивы русского стиля. Здание окрашено в терракотовый цвет и белым выделены детали. Со двора оно выглядит совсем другим — оно не оштукатуренное, поэтому заметен красный кирпич. Увидеть заднюю часть здания можно, если пройти через арку дома номер 3 на улице Дзержинского.
От бывшей усадьбы Герасимова сохранились два здания, которые стоят рядом с Каменным мостом. Первый дом выходит на Карла Маркса, а второй стоит за ним. Здания начали строить в 1872 году. Тогда мещанин Василий Герасимов возвел главное кирпичное здание и перенес деревянный дворовый флигель, который раньше стоял слишком близко к склону оврага. В 1902 году главный дом на Карла Маркса полностью перестроили, а двумя годами позже заменили деревянный флигель на кирпичный.
Сейчас главный дом бежево-коричневого цвета, хотя раньше он был зеленый. В нем находятся коммерческие организации. Он был признан объектом культурного наследия еще в 1987 году. Сейчас все окна первого этажа увешаны листовками и на фасаде растянуты баннеры —это портит внешний вид здания. Стоит обойти дом со стороны моста — со двора он из красного кирпича без штукатурки с деревянным крыльцом. Там же стоит бывший флигель. У него деревянная дверь, которая всегда открыта. И, кажется, жильцы совсем не против любопытных гостей. Поэтому обязательно надо заглянуть внутрь — изучить внутреннее устройство дома и посмотреть на винтовую лестницу с коваными перилами. Сейчас в нем жилые квартиры и коммерческая организация.
Рядом с кинотеатром «Пролетарий» стоит один из первых четырехэтажных домов Воронежа — один этаж находится на уровне земли. Его построила зажиточная купеческая семья Шуклиных в 1902–1903 годах. Они зарабатывали на торговле бакалеей и сдаче в аренду нескольких других домов. Во время войны здание осталось без кровли, частично было разрушено внутри, зато фасад почти не пострадал. Поэтому при восстановлении внешний облик дома сохранили.
Нарядность постройке придают наличники (декоративное оформление окон) на центральных и боковых окнах второго этажа, а также балконы с чугунными деталями парапетов. Как отмечали исследователи, самая интересная часть строения — ажурный навес над парадным входом, вылитый из чугуна. Но в 2017 году его сняли и распилили на части, чтобы, как говорили, отреставрировать. Где он сейчас и вернут ли его обратно, неизвестно. Сегодня на его месте ржавеющий металлический лист, который портит весь вид здания.
Бывший жилой дом зубного врача Кричевского построили в начале ХХ века на месте старого флигеля. После войны здание восстановили, сохранив общий вид постройки. Отказались только от ажурных балконов в духе модерн и купола над аттиком (белого выступа под крышей). Сейчас в здании находится Областной департамент культуры.
В фасаде архитекторы совместили два стиля: неоклассицизм и необарокко. Фасад разделен двумя ризалитами (выступами над основной частью здания). Правый шире и относится к неоклассицизму, а левый — к необарокко. В 2013 году дом отремонтировали и сделали над входом навес, который плохо вписывается в вид здания. Обязательно стоит обойти постройку с левой стороны и посмотреть ее заднюю часть. Она без каких-либо декоративных элементов, зато с закругленным выступом — выглядит контрастно по сравнению с прямоугольным и богато украшенным фасадом.
Дом Мартынова (слева от Камерного театра) — самое старое здание на Карла Маркса, которое построили в начале 1770-х годов. Изначально оно принадлежало городскому голове, а затем сменило множество хозяев. С 1902 года им владел врач и писатель Мартынов, который приехал в Воронеж после десятилетней ссылки за революционную деятельность. В его доме проходили нелегальные собрания воронежских социал-демократов, но недолго — в 1902 году Мартынова снова сослали. Он вместе с педагогом Николаем Бунаковым раскритиковал политико-экономический строй страны на заседании воронежского уездного комитета. Мартынова арестовали по личному распоряжению министра внутренних дел Плеве и сослали на три года в Архангельскую губернию. Во время войны дом сгорел, но стены устояли. Его бережно восстановили, поэтому здание, которое мы видим сейчас, похоже на первоначальное. Сейчас там находятся два государственных учреждения.
Центральная часть дома повышена до трех этажей и подчеркнута портиком (крытым сооружением с колоннами, прилегающими к зданию) с шестью колоннами. К ним стоит подойти поближе, чтобы рассмотреть их основания с растительными элементами — коринфскими капителями. Дополнительно фасад здания украсили пилястрами (имитациями колонн). На втором этаже есть балкон. В советское время перед домом стояла скульптура, изображавшая беседу Сталина и Ильича. А ворота, которые сейчас ведут к Камерному театру, украшали фигурки детей. До 2019 году здание собираются отреставрировать.
В начале 20 века усадьба за памятником Маршаку принадлежала дворянину Митрофану Сомову. Он был директором воронежского отделения Императорского русского музыкального общества, который жертвовал много денег на развитие музыки. Но в первую очередь дом знаменит тем, что с весны 1915 года до января 1917 года в нем жил Самуил Маршак. Его квартира находилась на первом этаже, слева от парадного входа. Маршак приехал в город после смерти своей маленькой дочки, чтобы пойти на военную службу. Но в армию его не взяли из-за плохого зрения.
Сейчас здание пустует, а на фасаде висит ярко-желтая вывеска «Продажа» — в нем нет ни одной занятой квартиры. Несколько лет назад депутат городской думы Аркадий Ларин выкупил весь дом, но так и не стал там жить. Окна украшают наличники — на каждом этаже у них разная форма.
Дом, в котором сейчас находятся антикварный магазин и кулинарная лавка, построили в 30-е годы в стиле раннего конструктивизма. Во время войны здание было сильно повреждено, но уже в 1944 году восстановлено.
В здании сохранили основную черту конструктивизма — ленточное остекление. Только маленькие соты-стекла частично выпали. Сегодня постройка в плохом состоянии — балконы обиты шифером разных цветов, штукатурка давно отвалилась, а какого цвета дом — определить сложно, потому что краска выцвела и частично отвалилась.
Голубое здание в стиле ампир стоит на пересечение Карла Маркса и Никитинской — его сложно не заметить. Это лютеранская кирха Святой Марии Магдалины, которую построили в 1811-1818 годах на пожертвования членов лютеранской общины. Но уже в 1854 году здание перестроили. При кирхе был совет, куда входили разные известные люди. Например, городской врач Герман Столль (отец промышленника Вильгельма Столля, в честь которого названа премия). После него председателем стал Мюфке, владелец лучшей городской аптеки, который раздавал бесплатно лекарства нуждающимся. А затем садовод Карлсон — он известен тем, что сажал на улицах и в скверах деревья и цветы. В 1930-е кирху закрыли, а с 1943 года здание использовала Горэлектросеть. Во время войны здание сильно пострадало, но его научную реставрацию провели только в 1986 году.
В плане здание квадратное. Сверху у него небольшой купол с оконными проемами (люкарнами) и высоким шпилем. Декор характерен для стиля ампир — выступающая часть здания разделена двумя гладкими пилястрами (имитациями колонн). Над входом, под полукруглым окном, — барельефы с цветочными орнаментами. Арочное окно также разделено пилястрами, а сбоку украшено барельефами с изображениями лиц.
Здание находится на пересечении улиц Карла Маркса и Никитинской. На него вряд ли обратишь внимание — оно без декоративных элементов и выкрашено в желтый цвет двух оттенков. Интересно оно своим полукруглым завершением бокового торца — он выходит на улицу Карла Маркса. Дом построили в конце XIX века. В 1908–1910 годы в нем было частное семиклассное училище, где в 3–4 классе учился будущий цирковой артист Анатолий Дуров. Тогда в доме был один этаж, а второй надстроили в 1910–1911 годы. Сейчас в здании медицинское учреждение.
Во время войны постройка была разрушена и восстановлена позже в духе классицизма — основного стиля того времени. С южной стороны убрали балкон и добавили новые декоративные элементы. Стоит обратить внимание на барельеф в виде раскрытой книги — его разместили в аттике, под самой крышей.
Дом с аркой в два этажа находится недалеко от дома «Гармошки». Его построили в стиле советского неоклассицизма по типичному проекту жилых домов 1939–1957 годов. Квартиры в нем давали работниками завода имени Ленина, поэтому в них были некоторые особенности. Например, в части квартир отсутствовали кухня и ванная поскольку в то время считалось, что рабочие не должны тратить время на приготовление еды, а есть в столовых. Мыться им предлагали в общих банях. После войны, когда дом восстанавливали, кухни и ванные добавили во все квартиры.
Сейчас здание интересно своей огромной аркой в два этажа с восемью колоннами. Там могли бы получиться красивые фотографии, но сейчас попасть туда сложно из-за ворот. Фасад здания сейчас в плохом состоянии: краска давно выцвела и штукатурка частично отвалилась.
Дом «Гармошка» был построен в 1929 году в стиле конструктивизм. Его проект разработал воронежский архитектор Николай Троицкий в 1928 году. Ему удалось на небольшой территории разместить 70 квартир — так много не смог ни один архитектор. После войны здание сильно пострадало, но его восстановлением также занялся Троицкий. Он не стал менять план дома, но добавил декор классицизма 50-х годов. Сейчас дом жилой.
Передний фасад декорировали плоскими портиками, пилястрами и выступом от основной части здания с большими окнами. Раньше балконы украшали невысокие фигурные столбики в виде колонн, но во время последней реконструкции их закрыли коричневыми металлическими щитами. Открытыми столбики остались только на нескольких балконах справа от фасада здания. Дворовая часть дома выкрашена в белый цвет, без декоративных элементов.
Источники:Шулепова А. Э. «Историко-культурное наследие Воронежа», Попов П. А. «Воронеж. История города в названиях улиц», группа «Улицы старого Воронежа», «Государственная инспекция историко-культурного наследия». |
Посмотреть другие гиды можно по тэгу Архитектура |
Фотографии: Даша Козлукова, bvf.ru, domofoto.ru, Улицы старого Воронежа