Гиды

Экскурсии по Воронежу: Туристический маршрут №1

Экскурсии по Воронежу: Туристический маршрут №1
Что мы знаем о нашем городе такого, что можно было бы гордо рассказать его гостям? Чтобы у вас всегда было что показать и рассказать в таких случаях, да и просто ради интересного краеведческого ликбеза на страницах Downtown.ru появятся несколько отличных туристических маршрутов.

Постоянно торопясь, куда-то вечно опаздывая, успеваем ли мы заметить всё, что нас окружает? Совершив пешую размеренную прогулку, начинаешь понимать, как много историзма, памятников архитектуры, духа былого времени, там, где доселе этого не видел.

Иногда кажется, что интересные исторические достопримечательности можно найти исключительно в крупных городах с многовековой историей. Роль уездных городов, как центров туризма, в данном случае низводится до самой низкой ступени. Но так ли это? Конечно, очевидно, что некоторые памятники архитектуры можно обнаружить на главных улицах города. А что же будет, если отойти чуть-чуть в сторону? Найдём ли мы хоть какие-нибудь следы исторического наследия?

В таком случае, что может быть лучше, чем совершить пешую размеренную прогулку по старым улицам своего родного города и посмотреть, есть ли нам чем похвастаться.

Для первой прогулки были выбраны три улицы с достаточно богатой историей (эту-то характеристику и требуется проверить на её состоятельность): Сакко и Ванцетти — Мало-Терновая — Дурова.

Карта кликабельна

Мы вышли на остановке «Манежная» и попали на улицу Сакко и Ванцетти. В книгах об истории Воронежа ей (в старину — Большой Девиченской) уделяется особое внимание. Она начала складываться в 1760-х — первой половине 1770-х годов, но окончательно была проложена в последующих 1770-1780-х годах — при переустройстве Воронежа по регулярному плану. Улица приобрела огромное градостроительное значение, объединив Акатово предместье с остальным городом. Главный же этап в её развитии наступил в конце XVIII — первой половине XIX века, когда её облюбовали обеспеченные горожане. На данный исторический промежуток времени приходится расцвет улицы, возрастание её значения как культурного и учебно-просветительского очага. Уже в 1768 году здесь появилась первая школа — «гарнизонная».

И всё-таки это та история улицы, которая дошла до нас благодаря архивным документам и иллюстрационным материалам, а хотелось бы увидеть примеры архитектурного наследия воочию.

В начале улицы, на территории базарной площади XVIII века, сохранилось историческое здание XIX — начала XX века, состоящее из двух состыкованных строений, — дом купца М.И. Кабаргина (сейчас — №93) и лавка купеческой семьи Филлиповых. Особого внимания заслуживает дом Кабаргина. Купец расширил и реконструировал приобретённый им в 1902 году дом, а в 1909 году сдал его в аренду под городское полицейское управление. Учреждение размещалось в этом здании вплоть до 1917 года. В 1927 году дом был заново реконструирован, а бывшие полицейские помещения переделаны в жилые. Сейчас былой облик дома малоузнаваем, но, тем не менее, его скромные габариты по сравнению с современными зданиями позволяют прохожему немного погрузиться в атмосферу XIX века.

Следуем далее по нашему маршруту и видим с правой стороны дома №87 и 87а. Оба сооружения имели отношение к одной усадьбе, которая принадлежала Воронежской ремесленной управе. Особую ценность составляет дом №87, он был выполнен по «образцовому» типовому проекту, какие применялись по всей России в первой четверти XIX века. Второе здание (№87а) за свою продолжительную историю поменяло кучу владельцев, пока не приобрело известность в 1918 году. Именно тогда здесь обосновалась редакция журнала «Юный пролетарий» и выпустила свой номер с одной из первых публикаций стихов Андрея Платонова. В данном случае взглянуть лишь на фасады зданий недостаточно, намного интересней проникнуть во двор бывшей усадьбы. Он не сквозной, маленький, с разными сарайчиками, и вся эта закрытость и камерность хорошо иллюстрирует особенности быта тогдашних его обитателей в то далёкое время, когда частная жизнь никогда не выставлялась напоказ.

Чуть дальше, на противоположной стороне, стоит трёхэтажный дом-памятник (№102). В 1822-1853 годах в стенах здания расположилась губернская гимназия. В 1905 году дом передали учительской семинарии. Это ещё один факт в пользу особого культурно-образовательного значения улицы.

Многие первоначальные архитектурные решения дома не уцелели до наших дней (портик, балкон), но, тем не менее, он представляет собой огромную историческую ценность. Главный фасад здания сильно видоизменён, поэтому, как и в предыдущей усадьбе, необходимо пройти вглубь двора, где с тыльной стороны дом сохранил свой первозданный облик. Более того, во дворе можно обнаружить бесчисленное количество гаражей и вырастающий на заднем плане многоэтажный дом — пример попытки адаптации исторической среды под современные потребности общества.

Напротив здания губернской гимназии к улице Сакко и Ванцетти примыкает улица Освобождения Труда. Здесь стоит принебречь первоначальным маршрутом и спуститься вниз по этой улице. Пройдя совсем немного, мы замечаем каменный Введенский храм в стиле барокко с красивой колокольней. Построен он был в 1770-х годах, а главная храмовая часть завершена и освящена в 1780 году.

Вернувшись на улицу Сакко и Ванцетти и продолжив основной маршрут, на левой стороне, мы увидим заметное, декорированное в русском стиле здание (№80). Дом, начиная с 1770-х годов, претерпел массу видоизменений. Да и кто только не был его владельцем! Из наиболее известных, пожалуй, следует упомянуть княгиню Лобанову-Ростовскую, в её семье вырос крупный русский дипломат и историк Лобанов-Ростовский. В 1941—1942 годах в здании находился штаб Юго-Западного фронта, здесь же готовилась Елецкая операция.

Главное, что бросается в глаза, — это контрастность здешней застройки: вроде бы только разглядела все прелести здания школы №40 (дом №80), как в поле зрения появляется современный «гигант», новое, полностью остеклённое многоэтажное здание, которое доминирует над всеми остальными домами.

На этой же стороне находится следующая достопримечательность — дом кантонистов (№76). Этот архитектурный объект выполнен в стиле ампир в 1810-е годы. Сначала я было подумала, что название здания как-то связано с приверженцами немецкой классической философии и непосредственно с Иммануилом Кантом, но, оказалось, кантонисты — это солдатские дети. В начале XX века в этой усадьбе появились обычные жилые квартиры и хозяйственные помещения военного вещевого склада.

Дворовый фасад здания нисколько не уступает по красоте главному, правда, к нему достаточно проблематично подобраться из-за самодельного забора, полюбоваться им позволили ещё не растаявшие сугробы (взобравшись на них, можно увидеть верхние два этажа).

Продолжая прогуливаться, переходим на правую сторону и видим дом №61. Принадлежал он дворянам Самгиным, но известен стал благодаря его следующим жителям, переехавшим сюда в 1870 году, — семье священнослужителей Аристовых. Сейчас над фасадом ведутся реставрационные работы.

Напротив дома Самгиных расположен не менее привлекательный дом, историю которого я, к сожалению, нигде не смогла найти. Остаётся только извлечь информацию из таблички, до сих пор находящейся на стене здания: «Домоуправление №8».

Следующим памятником дореволюционной архитектуры Воронежа служит бывшая усадьба мещанина Н.А. Перегудова, участок домов с №62 по №66, расположенный на левой стороне улицы. Во время войны в 1942—1943 годы сгорела деревянная часть жилого дома мещанина (№66), сохранился только цоколь и металлические ворота с коваными украшениями в виде цветов, примыкающие к дому.

На этой же стороне расположено и скруглённое двухэтажное здание (№50), выстроенное в формах классицизма в первой половине XIX века. Балкон выглядел иначе: опирался на колонны и был украшен литой металлической решеткой. Здание принадлежало жене коллежского секретаря К.И. Путинцевой, сейчас же полностью заброшено.

Последней достопримечательностью на улице является дом крестьянки А.П. Бариновой (№9). Уникальна сложная резьба по дереву, которая украшает второй этаж здания. Но не это сделало дом известным, а, скорее, один из его жителей — краевед А.П. Соловьёв, возглавлявший областной краеведческий музей.

Завершив прогулку по улице Сакко и Ванцетти, мы переходим на Мало-Терновую.

Название улицы напрямую связано с Терновым кладбищем, которое располагается здесь. На нём похоронено много деятелей культуры, героев Отечественной войны 1812 года и офицеров Первой мировой, а также солдатов Гражданской и Великой Отечественной войн, умерших от ран в воронежских госпиталях. Кладбище было закрыто в 1926 году, но подзахоронения продолжались и в 1930—1940-х годах. В послевоенное время кладбище разрушали: сносили памятники, разоряли могилы. В книгах пишут, что к нашему времени уцелело более 40 надгробий XIX-XX века. Мне удалось найти лишь несколько. Ещё не растаявший снег помешал более детально изучить территорию Тернового кладбища, для посещения этого памятника истории больше подходит тёплое время года. На тех немногих надгробиях, которые были видны, памятные надписи сделаны ещё на дореформенном (1918 год) русском языке.

В наши дни территория кладбища больше походит на парк, но разгуливать там было всё-таки жутковато.

В поисках следующих местных достопримечательностей нам следует дойти до завершения Мало-Терновой улицы и повернуть на улицу Дурова.

Первые официальные упоминания о благоустройстве улицы датированы 1774 годом. При разработке регулярного плана города она задумывалась как спуск к реке от улицы Сакко и Ванцетти. До этого же времени на данной территории была хаотичная застройка.

До 1936 года улица носила название Мало-Садовой. Это и отражало всю её суть. Начиная с 1774 года, почти всю южную сторону улицы занимал обширный сад. Сейчас ещё прослеживается «зелёное» наследие нашего города, но все уцелевшие деревья находятся на территории частных домов.

Второе название улица получила в честь циркового артиста Анатолия Леонидовича Дурова. В Воронеже он дебютировал в 1882 году как клоун-дрессировщик. Жил он на Мало-Садовой улице в 1901—1916 годах в доме с усадьбой у реки (№2). Здание было построено за четверть века до переезда в него артиста.

Свой дом Дуров превратил в целый музей: на прибрежной территории установил различные павильоны, макет средневекового замка, грот и фонтаны. У артиста была и своя пристань, в воде на сваях стояла большая беседка. В 1967 году вдова Анатолия Леонидовича завещала дом городу, и в 1978 году здесь открылась экспозиция. В 1997 году в усадьбе захоронена урна с прахом А.Л. Дурова, над ней установлено надгробие.

Спустившись вниз по улице, мы попадаем на набережную Массалитинова (Константин Ираклиевич Массалитинов — народный артист СССР, композитор). Здесь не сохранилось никаких исторических достопримечательностей, но зато открывается потрясающий вид на Левый берег. Пройдя по набережной, можно сравнить многоэтажные здания Левобережья и мелкомасштабную точечную застройку Правого берега.

Дойдя до Чернавского моста, мы завершили прогулку. Весь экскурсионный маршрут занял приблизительно два часа. Немного подвела изменчивая мартовская погода, тем не менее, несмотря на снег и дождь, желаемый результат был всё-таки достигнут.

Уже сейчас, проделав весь этот путь, невозможно сказать, что у нашего города мало исторических памятников, скорее, они просто не так известны. Пандора, когда-то открыв ларчик из праздного любопытства, выпустила на волю все беды человечества, мы же, полюбопытствовав, получили, наоборот, положительный результат, и надежда, в отличие от истории древнегреческого мифа, у нас вовсе не осталась на дне ящика, а, скорее, воплотилась в реальность. Именно поэтому в лучшее всегда верится.

Фото © Константин Добровицкий

Алина
21 марта, 07:30

Поделиться: