Гиды

А ты слепи слона! Анимационная студия «Телескоп»

А ты слепи слона! Анимационная студия «Телескоп»
Полгода назад в Воронеже открылась первая студия детской анимации, в которой каждый ребёнок может оживить своего супергероя.

Кто не любит мультики? Правильно, таких мало. Мультипликация привлекает и детей, и взрослых, особенно в сегодняшнюю эру 3D-формата. В нашем с вами детстве таких изысков не было, тем не менее, когда мне было лет 10, я как штык в 15:20 сидела возле телевизора в ожидании очередной серии мультфильма по первому каналу. И даже стоически терпела предшествовавший выпуск новостей.

5 октября 2011 года арт-группа «Квадрат» на базе муниципального «Центра развития творчества детей и юношества» при поддержке фонда Михаила Прохорова создала в Воронеже первую студию детского экранного творчества. На данный момент это единственное место, где детей обучают искусству анимации на регулярной основе.  

Инициатива принадлежит одному из преподавателей Елене Волковой, хотя сама Елена скромно говорит, что идея создания такой специализированной студии давно витала в воздухе. Помимо создания мультфильмов, детей учат снимать и монтировать настоящее видео.

Елена Волкова, преподаватель студии:
— Сейчас у нас занимается порядка 50 человек, постоянно приходят новые заинтересованные лица. Скоро уже будем перекраивать расписание, так как порой не можем рассадить всех в одно время. К нам ходят дети от 8 до 18 лет. Ребята младше не всегда воспринимают занятия, как серьёзный процесс, для них это больше игра, а так как мы работаем в рамках «Центра развития творчества детей и юношества», нам установлена верхняя планка в 18 лет.

Процесс создания мультфильма очень кропотливый. Поэтому пока в студии дети делают анимацию длиной не более минуты. Но даже для такого маленького отрезка времени необходимо проделать огромную работу. Самое важное — придумать историю. Можно придумать свою или сделать экранизацию. Ребята работают каждый над своим мультфильмом, но в истории студии есть и групповые проекты.

Далее делается раскадровка: на бумаге прорисовывается каждый кадр, каждая деталь и каждое движение. Затем подробно описывается, что будет происходить в каждой сцене. Это и есть план, по которому будет строиться вся дальнейшая работа. Когда перед глазами разложен весь мультик, очень легко определить, какие предметы необходимо вылепить из пластилина или сделать из бумаги. Если используется крупный план и средний, то делается большая отдельная голова персонажа, потому что если увеличивать голову маленького героя, получится грубо. Следующий этап — это, собственно, лепка из пластилина, если это пластилиновый мультфильм, или изготовление бумажных деталей, если мультик из бумаги. Это самый длительный процесс. Студия работает в технике плоской анимации, и детям это не всегда легко даётся, так как ну очень хочется слепить большого динозавра в 3D-объёме, а тут приходится делать урезанный плоский вариант. Кстати, у ребят даже есть специальный уголок с поделками во всей красе, чтобы, как говорится, душу отвести. 

Следующие этапы работы проходят за специализированным столом. Устанавливается свет, настраивается фотоаппарат, на столе, следуя раскадровке, располагаются герои и место действия. Фотоаппарат подключен к ноутбуку. Как правило, делается 12 кадров в секунду, но маленьким детям пока сложно делать такую большую раскадровку, поэтому они ограничиваются 8 кадрами. Даже при длительности анимации в 30 секунд детям необходимо сделать 240 кадров. Это большая работа. После того, как все моменты запечатлены на камеру, в специальной программе все кадры склеиваются. Дети постарше делают это самостоятельно, младшим группам помогают преподаватели. И завершающий этап  — озвучка. Звуки берутся из специальной библиотеки или записываются специально для данной анимации. Мультфильм готов!

— У нас одна девочка любит птиц, — рассказывает Елена, — и хоть ей всего 9 лет, но у неё уже есть свой стиль, она делает им очень красивые характерные глаза, и все её истории — про любовь и дружбу. Есть мальчик, который лепит монстров из своих любимых сериалов. Если вы думаете, что темы для анимации придумывают преподаватели, то вы ошибаетесь. Мы лишь иногда подбрасываем детям идею. Например, придумать историю, где местом действия будет окно. Мультики у нас короткие, так что с масштабом происходящего особо не развернёшься, но при этом с героем должно хоть что-то произойти возле этого самого окна. С этой идеей наши ребята справились на ура, хоть и главными героями у всех были коты или кошки. 

Помимо анимации, в студии ведутся уроки по видеодокументалистике, которые преподаёт режиссёр воронежского телевидения Юрий Гавердовский.

Сейчас в студии активно разрабатывают образовательную программу. Это не так просто. Литературы по детской анимации практически нет. В 80-е годы книги ещё выходили, а потом образовался пробел. Технологии поменялись, а как ими пользоваться, никто не знает. Поэтому сейчас преподаватели по крупицам собирают всю доступную информацию, систематизируют знания, чтобы ребёнок, проучившись здесь какое-то время, вышел отсюда на творческом подъёме и с определёнными навыками.

«Человек, окончивший художественную школу, даже если не станет художником, всё равно по-другому будет смотреть на мир, на искусство, он будет его лучше понимать»

Действительно, недостаточно просто записаться в студию, чтобы создавать мультфильмы на раз-два-три. Чтобы приступить к съёмке, нужно уже до этого знать много важной информации: как сделать придуманную историю увлекательной, а движения героя — естественными, живыми, как грамотно разложить мультфильм по кадрам и многое другое. Также необходимо владеть всеми техническими аспектами съёмки. Это очень большая работа и то, что её проделывают дети, действительно впечатляет.

— Это не преподаётся в школах, нет никакой предвузовской подготовки, — заметила Елена, — хотя я уверена, что в нашем большом городе найдутся люди, которым захочется поступать в Институт кино и телевидения, во ВГИК. А в таких студиях, как наша, они могли бы получить базовые знания об этом. Сейчас нужно быть в этом элементарно грамотным. Понимать, почему один фильм хороший, а другой нет, видеть это глазами, уметь грамотно объяснить. Человек, окончивший художественную школу, даже если не станет художником, всё равно по-другому будет смотреть на мир, на искусство, он будет его лучше понимать. Точно также нам бы хотелось, чтобы человек, проучившийся у нас, стал отлично разбираться в кино, анимации, а если он останется творцом в этом области, будет вообще здорово!

Выйдя с занятия, я немного опечалилась, что в свои 24 года меня вряд ли возьмут полепить «Звездные войны». Но я уверена, что «Телескоп» придумает что-то для молодёжи постарше. А вы бы хотели слепить свой собственный мультфильм?

Фото © Екатерина Токарева.

5494
Екатерина Токарева
9 апреля, 17:00

Поделиться: