Гиды

Чего не хватает в Воронеже? Часть вторая. Туристическая привлекательность региона

Чего не хватает в Воронеже? Часть вторая. Туристическая привлекательность региона
Как оказалось, Воронеж полон страждущих, готовых всеми силами и (а больше всего — словами) помочь родному краю. Понимание проблемы — это лишь первый шаг на пути её решения. В планах редакции — создание коллаборационных проектов крупных организаций и независимых специалистов для нахождения ответов на поставленные актуальные вопросы.

Городскую оценку в целом в немалой степени определяет то, насколько привлекателен регион с точки зрения туризма. Мы попросили прокомментировать общую ситуацию города как туристического центра людей, благодаря которым эта привлекательность и формируется.

Анна Азизова

Архитектор, аспирант Воронежского ГАСУ (тема исследования: «Системные основы градостроительного развития сети туризма и отдыха»), автор и соавтор работ по градостроительному развитию туристской инфраструктуры в Центральном Черноземье.

— Город Воронеж обладает всем набором элементов для развития туризма. Познавательный туризм, основанный на полноценном использовании историко-культурной среды, является наиболее приоритетным. Развитие туризма в целом тормозит ряд факторов: неудовлетворительное состояние якорных объектов туристической привлекательности, включая памятники архитектуры и градостроительства; значительный моральный и физический износ имеющейся материальной базы (по экспертной оценке, более 60% объектов культурного наследия пребывают в аварийном или предаварийном состоянии и требуют немедленной консервации, реставрации или реконструкции); несоблюдение стандартов качества предоставляемых туристических услуг; отсутствие достаточного количества профессиональных кадров в сфере туризма. Также одним из негативных факторов является отсутствие в градостроительной структуре Воронежа центральной пешеходной зоны, для формирования такой зоны на сегодняшний день рассматривается территория исторической улицы Севастьяновский съезд.

Милана Фурман

Руководитель клуба межкультурного взаимодействия «ИнтерАкция».

Принимая у себя иностранных волонтёров и организуя для них экскурсии, мы не понаслышке знаем, какие сложности испытывают не только организаторы экскурсий, но и те, чей «продукт» составляет туристическую привлекательность области. Даже если кто-то на пути из Москвы в Сочи сочтёт нужным заглянуть к нам, то после прочтения первых трёх статей в англоязычном Интернете, скорее всего, предпочтёт обогнуть Воронеж стороной. Всё ещё тянется след негативных отзывов о событиях не такой уж далёкой давности: об агрессии по отношению к иностранцам. Кроме того, Воронеж успел как-то уж очень негативно засветиться во всемирно известном гиде Lonely Planet, который является практическим путеводителем для большинства иностранцев. Для улучшения имиджа области нужно основательно поработать в сети, как в русской, так и в англоязычной. Ещё один способ повысить туристическую привлекательность Воронежской области — это предлагать оригинальную форму туристического продукта. Сегодня современному человеку нужны и современные же виды проведения свободного времени: познавательное и развивающее вполне может быть совмещено с развлекательным.

Пожелал остаться неизвестным

Юрист, путешественник-одиночка (посетил более 15 стран мира).

Чтобы изменить существующую ситуацию, по моему мнению, в первую очередь надо очистить водохранилище, чтобы вода и пляжи работали, а не убивали. Стоит проводить больше масштабных культурных событий, одного Платоновского фестиваля явно недостаточно. Ещё одна негативная тенденция, надо от неё уходить: у нас вся индустрия развлечений плавно переезжает в магазины, в торговые центры. Это называется «уход от проблем за счёт потребления». Это действительно плохо. Но об этом никто не думает.

Возрождение легенды

Чтобы не ограничиваться общими понятиями, а действовать целенаправленно, в качестве примера рассмотрим перспективы реконструкции уникальной усадьбы Анатолия Леонидовича Дурова, являющейся объектом культурного наследия федерального значения. Сейчас в ней расположен отдел Воронежского областного краеведческого музея.

Анатолий Леонидович Дуров провёл в Воронеже последние 15 лет своей жизни, здесь он собирал вокруг себя всех, кого любил, здесь гостили его друзья — Куприн, Гиляровский, Заикин, Шалапин. В начале XX века усадьба была настоящим культурным и развлекательным центром! Её оригинальные постройки размещались на трёх террасах, спускавшихся к реке и связанных белокаменной лестницей. На верхней террасе, помимо жилого дома, стояли беседка-бельведери, манеж для дрессировки животных со входом в виде маски, а на средней террасе — полуразрушенный средневековый замок, к которому вёл подземный ход. В замке расставлялись картины-диорамы, написанные самим А. Л. Дуровым, а внизу находились музейные павильоны, где размещались коллекции картин, скульптуры, антикварные вещи, археологические и этнографические экспонаты. Территорию украшали цветники, беседки, фонтаны, античные статуи, грот с аквариумом, у реки была пристань. Общедоступные развивающие активности вызывали большой интерес у представителей различных слоёв русского общества. 

 

На сегодняшний день, к сожалению, крайне мало сохранилось от былого облика усадьбы: павильоны были разобраны, большая часть экспонатов погибла, а то, что удалось собрать и отреставрировать, взял под крыло Воронежский областной краеведческий музей. По мнению его специалистов, при должном внимании со стороны инвесторов и муниципалитета этот культурный объект мог бы получить второе рождение. 

Макет реконструкции усадьбы Дурова

Предыдущее
Следующее
1 фото из 7

Уже разработан проект, который подарил бы усадьбе новую жизнь. На основании архивных данных задумано восстановление целого мира усадебной культуры. На данный момент уже реализуются возможности увеличения посещаемости без привлечения финансовых затрат: запланировано больше выездных уроков в школах и детских садах, а также включение посещения отдела в программу работы городских экскурсионных бюро. Игровые действия должны привнести в мемориальное пространство музея эмоциональность. Так давайте же объединим общие усилия, помножим трудозатраты всех небезразличных и сделаем что-то стоящее на благо будущего и настоящего города, в котором мы живём. Критикуют многие, а делают единицы.

«Давайте объединим общие усилия, помножим трудозатраты всех небезразличных и сделаем что-то стоящее на благо будущего и настоящего города, в котором мы живём. Критикуют многие, а делают единицы».

А у вас есть конкретные предложения, которые помогут возродить усадьбу А. Л. Дурова или другие культурно-исторические объекты, сделать их интересными и конкурентоспособными туристическими достопримечательностями Воронежа? Напоминаем, что в апреле есть уникальная возможность на самом деле реализовать ваши идеи: сейчас как раз проходит конкурс, посвящённый повышению туристической привлекательности Воронежа. Придумайте, сформулируйте, оставьте заявку!

Людмила Короткова
12 апреля, 08:00

Поделиться: