И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намКак-то раз авторы блога обнаружили себя на открытии выставки Дениса Булавинцева «Чернозём». Молодой воронежский художник окончил художественное училище и в прошлом году успешно поучаствовал в конкурсе «Культпоход», организованном арт-группой «Квадрат». Это же объединение спродюсировало и персональную выставку художника в Доме журналистов. Кстати, она ещё идёт: работает до 12 мая.
Художник обратился к винтажной технике изобразительного искусства — линогравюре.
Гравюра на линолеуме — явление сравнительно новое в искусстве. Впервые ввели линолеум в практику французы в начале нашего века. В России первым ознакомился с этим видом гравирования художник Н. В. Шевердяев. Многие думают, что линолеум — такой материал, на котором работать очень легко. Но это далеко не так. Линолеум, как и дерево, требует серьёзного изучения техники работы. /// «Юному художнику», изд. Академии Художеств СССР, М.: 1963
Множество гравюр разного размера обнаружили мы на выставке. Все они изображали виды нашего Воронежа. Вполне повседневные виды: новостройки, старые улицы, знаковые здания.
Автор работ сообщает, что хотел передать особый дух города — мрачный, тяжёлый, засасывающий, вместе с тем — плодотворный. Именно отсюда взялось слово «Чернозём». Успешность достижения поставленной цели ниже оценят наши эксперты.
Кое-что можно сказать и в отрыве от мотивов художника. Линогравюра — в наше время техника редкая. История её короткая — всего лишь XX век. Была очень популярна в советское время благодаря технической простоте и доступности. От классических гравюр по дереву или меди отличалась более свободной линией, меньшей строгостью проработки деталей.
Упомянутая свобода линий у Булавинцева достигает прямо-таки импрессионистких масштабов. Дома, деревья, человеческие фигуры вьются спиралью, как у Ван Гога. Экспрессия очень часто перерастает в манерность и линии, и композиции.
Не обошлось и без тлетворного влияния современности. Постановка вида, работа с планами, а особенно изображения автомобилей живо напоминают арт к компьютерным играм.
Результат: весьма специфичное медиа линогравюры плавится под натиском эстетических амбиций художника и искажений современного взгляда.
Отдельно стоит отметить производство выставки (пытаемся избегать слово «продакшн»). Для Воронежа оно удивительно качественное и профессиональное. Оформление работ, монтаж, сопроводительные тексты — всё проработано и продумано, никакой самодеятельности. Это радует!
Ленивцев, не желающих посетить выставку лично (в самом центре города-то!), отсылаем к профессиональному фоторепортажу.
Иван Горшков, воронежский художник, 26 лет.
Про медиа
— Для заявленного ужаса, черноты, месива неправильно выбрано медиа.
Про джентрификацию
— Пожалуйста, взяли всё и снесли.
Ещё раз про медиа
— Я думаю, субкультурные какие-то, может быть, предпочтения. Понятно, что у молодого художника есть желание попробовать разные медиа, жанры. Почему бы и зонтиков не напилить. Делаешь линогравюру — займись геометрией, о линии подумай, о пятне. Хочешь ужасное месиво сделать — надо что-то другое выбирать.
Линогравюра Булавинцева: 1500 руб.
— Нормальная цена. Большая картина не может стоить меньше чем полторы тысячи.
А офорт художника Ножкина — 10 000 руб.
— Я думаю, это недоразумение. Но если у тебя уже прошла персоналка в центре города с такой помпой, то полторы тысячи за работу большую — это нормально. За тиражную, конечно.
Медиа — система технических средств выразительности, способа их использования, правил восприятия и история употребления. Например: медиа «живопись» — это в целом холст и масло, линия и пятно, композиция и перспектива плюс шестивековая история. Термин детально разработан теоретиками медиа-системного анализа (Никлас Луман, Гарри Леман). Один из самых употребимых терминов в искусстве. Никто не знает, как его склонять по-русски.
Арсений Алексеев, воронежский строитель, 5 лет.
Понравилась ли вам выставка?
— Очень! Понравился сок и вино, которое мне подсунули.
А ещё?
— А ещё второй этаж.
Николай Алексеев:
— Как говорит моя бабушка, если задаться целью всё время сажать чечевицу, рано или поздно тебе это надоест.
Георг Геккеншмидт:
— Чтобы не возникало проблем с нервной системой и человек мог найти простой выход из любой жизненной ситуации, нужно вставать за час до того времени, когда надо идти на службу, принимать холодную ванну, а затем, не обтираясь полотенцем, заниматься с легкими гантелями до тех пор, пока не обсохнешь.