И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намПроспект Революции начинается с той стороны, с какой гуляют только те, кто там живёт. Мы пойдём по-привычному, с площади Ленина. Но начнём немного с другой стороны, с улицы Пушкинская.
Иллюстрации кликабельны
Исторически проспекту больше 200 лет, его начали застраивать в 1774 году в соответствии с регулярным планом капитальной застройки города. Его длина немногим больше двух километров.
Люди незнающие пытаются найти внешнее сходство «Утюжка» с утюгом и, как ни странно, — находят. Собственно, «Утюжком» сначала называлось не строение, а клин земли, зажатый между проспектом Революции и улицей Пушкинской. Естественно, поскольку речь идёт о центре города, он был застроен всяческими лавочками и прочими миниатюрными коммерческими предприятиями. После революции их снесли и решили выстроить на этом месте здание в стиле конструктивизма. Так и появился дом коммунальных и торговых учреждений «Утюжок». Кстати, именно рядом с «Утюжком» поставили первый в городе светофор, только он не сохранился, его давно выкинули.
Никитинская площадь. Её назвали Никитинской после установки тут памятника Никитину в 1911 году. Я готова спорить на три щелбана, что 70% жителей Воронежа не знают, что этот пятак так называется. Царская история этого места очень готичная. Здесь, помимо булочной и часовой мастерской, располагались бюро похоронных процессий и кинотеатр «Увечный воин», названный так из сочувствия к инвалидам Первой мировой войны.
Кинотеатр «Пролетарий» построен тоже в стиле конструктивизма в дополнение к «Утюжку». На самом деле витрину из стекла и металла пристроили только в шестидесятых годах. Моя личная историческая догадка — «Пролётка» и есть тот самый «Увечный воин».
Напротив «Пролетария» находится особняк купца Михайлова. Самое чудесное, чем он известен, — то, что в нём живут обычные люди, а не офисы.
По этой же стороне, рядом с особняком, находится гостиница «Бристоль», построенная в 1910 году. От морского и портового у неё не только название, перед нами как бы корма корабля. Это первое здание в городе, где заработал лифт. Как и положено, лифт давно выкинули. Материально ничего первого мы потрогать не можем, такое у нас музейное дело. А ещё это первое здание с железобетонными конструкциями.
Про «Бристоль» есть революционная байка. Шла революция, свергали царя, выкуривали белых офицеров и прочих буржуев из страны. И вот дело дошло до Воронежа. В здании гостиницы, в бальной зале, заседал батька Шкуро. И тут откуда ни возьмись к нему прямо на белом коне в эту самую залу въезжает Олеко Дундич (урождённый Милутин Чолич, хорват по национальности, участник Гражданской войны. С 1919 года сражался за красных в Первой Конной армии Будённого) и вручает ему депешу, в которой в дерзкой форме написано: пошёл вон из страны, подлый белый батька! Вручил и выпрыгнул в окно, прямо на коне, и был таков. В Воронеже есть улица его имени.
На другой стороне есть ещё одна гостиница. Называлась она «Центральная», иногда «Централь» (в зависимости от степени буржуазности дореволюционного издания, где она упоминалась). В ней останавливались Алексей Суворин, Глеб Успенский, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам.
Дальше, если немного пройти, можно лицезреть здание центрального телеграфа. В царские времена тут был пустырь, а прямо на месте телеграфа находилась пожарная каланча и полицейское управление.
Ещё подальше находится здание ЦНТИ. В период буржуйного правления это был дом Тулиновых. Очень старая постройка 1813 года — помнит, как француза Бонапарта гнали. Дом известен тем, что, пока в городе не было приличных гостиниц, тут останавливались цари. Александр I, Николай I, Александр II, а также поэт Жуковский. Во флигеле была открыта первая публичная библиотека в 1864 году.
Перед поворотом на Чернавский мост прогулочная часть проспекта кончается. Тут мы можем видеть здание ЮВЖД (Юго-Восточная железная дорога). Его построили в 1928–1932 годах по проекту архитектора Троицкого (лучше этого архитектора Воронежу больше никогда уже не доставалось, очень жаль) в хорошо нам уже знакомом стиле конструктивизма. Во время ВОВ здание было полностью разрушено. В 1952 году было перестроено автором в стиле классицизма с включением соседнего здания.
Напоследок — артефакт. Такого кинотеатра в Воронеже больше нет. Он располагался на территории Первомайского сквера, где сейчас находится православный храм. Лично для меня этот храм примечателен тем, что на нём можно лицезреть водосточные трубы. Я думала, что на церквях не бывает водосточных труб.
В следующий раз будем знакомиться с культурной жизнью столицы Черноземья в 1973 году.