Гиды

О переосмыслении пустующего пространства Лейпцига и потенциале Воронежа

О переосмыслении пустующего пространства Лейпцига и потенциале Воронежа
Как спасать старые дома, не дожидаясь дотаций из бюджета, зачем смотреть кино под землёй и что из этого можно воплотить в нашем городе, рассказывает Кристина Семёнова — выпускница ВГУ, почти покорившая культурную Германию.

В городе Лейпциге, который расположен в двухстах километрах южнее Берлина, на данный момент насчитывается до 30000 пустующих квартир и, таким образом, около 3000 заброшенных жилых домов. После падения Берлинской стены многочисленные индустриальные предприятия ГДР были закрыты сразу либо чуть позже — из-за недостатка конкурентоспособности и нерентабельности. Многие жители, соответственно, покинули Лейпциг и переехали в Западную Германию. Прогуливаясь по улицам Лейпцига сегодня, невозможно не заметить этого пустующего пространства. Но оно не столько шокирует, сколько завораживает.

Старые пыльные фасады домов, полуразрушенные крыши и протяжные фабрики из красного кирпича — свидетели индустриального прошлого города. Жить по соседству с домом-призраком — дело обыденное для каждого жителя Лейпцига. Осознание же того, что через несколько десятилетий этих домов, пахнущих историей, может не стать, подталкивает жителей к размышлению о судьбе архитектуры эпохи грюндерства. В то же время именно то, что другие назвали бы разрухой и свидетельством бедности, превратило Лейпциг в город-магнит, притягивающий к себе творческих людей со всего мира, которые готовы вдохнуть в забытые стены новую жизнь. О некоторых проектах, покоривших жителей города Лейпцига, я бы и хотела рассказать. Возможно, и в Воронеже найдутся энтузиасты, которым понравится одна из этих идей. Думаю, что пространства в нашем городе пока ещё хватает.

«Кресла с людьми взлетают вверх, кровать передвигается по затаённым углам фабрики, одежда на вешалках курсирует по потолку»

Artist-in-residence, или резиденции художников в бывших фабриках

Можно ли представить себе десять гектаров бывшей хлопчатобумажной фабрики «Шпиннерай», которые превратились в уникальный мир искусства с галереями, креативными проектами, театром, кино и художественными мастерскими? Всё это делает атмосферу фабрики неповторимой. Пожалуй, high light этой культурной фабрики — это проект английского художника Джима Вайтинга «Bimbotown»: незабываемое действо, цирк роботов (robotic art environment), шоу и одновременно инсталляция-вечеринка, где всё движется. Кресла с людьми взлетают вверх, кровать передвигается по затаённым углам фабрики, одежда на вешалках курсирует по потолку. Кроме того, на фабрике расположено более ста мастерских художников, среди которых знаменитые живописцы «Новой Лейпцигской школы» Нео Раух, Тило Баумгертел, Михаэль Вайхерт. Эти имена и уникальная арт-сцена привлекают к себе поток молодых художников со всего мира, которые могут жить как artist-in-residence в интернациональных резиденциях, находящихся в зданиях фабрики. В одной из таких резиденций художников я и работаю. LIA — Leipzig International Art Programme — это пять студий площадью в 85 кв. метров, насыщенная культурная программа, выставки в рамках Spinnerei Gallery Tour, организованные Ореn Studios, и многое другое. И пока ещё все старые здания в Воронеже не превратились в «солнечные раи», нужно хотя бы одно отдать во власть художников для создания репрезентативной и, что самое главное, независимой платформы для арт-сцены Воронежа.

Кино в Подземелье (Fernsehen unter Tage)

Ещё один проект, который не поддерживается городом, но живёт и обретает популярность среди Лейпцигской молодежи, — это Кино в Подземелье. Всё действо проходит в секретности. По электронной почте высылается адрес места встречи, и затем организаторы тайно ведут участников в одно из заброшенных зданий города. Освещая фонарями или свечами проходы и лестницы, они идут туда, где их ждёт показ фильма. Инициаторы проекта расскажут историю этого места, покажут старые фотографии на проекторе. Именно тут, в здании с мистической атмосферой, где, может быть, нет крыши, где всё пусто и тихо, ты увидишь замечательный фильм, который, может быть, повлияет на твоё мироощущение. Да, фасады заброшенных домов через этот проект не становятся лучше, но сами эти забытые дома приобретают с его помощью голос, становятся центром внимания и продолжают жить свою историю.

Городской Караван (Stadtkarawane)

Городской Караван — это инициатива группы студентов, которые устраивают в Лейпциге альтернативные туры с целью узнать город через его жителей. Вот как проходит обычно караван: группа из пяти заинтересованных человек получает от организаторов три адреса «гостепринимающей стороны» и отправляется к ним. Участники не знают, у кого дома они очутятся и что их там ожидает. А ожидают их, как правило, интересные люди, которые хотят рассказать немного из своей жизни, научить чему-то или просто пообщаться. К примеру, если участники попали к польскому художнику Бартеку, у которого в саду стоят скульптуры из отходных материалов, он поведает им об искусстве, трудностях художников и своём мировоззрении. А если они попали к слепой женщине Кристиане, она расскажет, как с закрытыми глазами отличать краски или варить кофе. Будь то мастерская-бар для починки велосипедов, мигрант из Пекина, театр импровизации или сам Джим Вайтинг из Bimbotown, у всех есть возможность чему-то научиться друг от друга и тем самым узнать Лейпциг как город разнообразных людей и идей. Думаю, в Воронеже тоже бы нашлись интересные люди, которые были бы готовы открыть свои двери и рассказать о себе.

Дома-Сторожевые (Wächterhäuser) и art/culture projects

Wächterhäuser, что в свободном переводе с немецкого означает «дома-сторожевые» (Guardian Buildings), — это дома, чьи фасады исторически важны для лица города, но находятся под угрозой разрушения. Чтобы их спасти, был придуман простой концепт. Ты можешь жить в этих домах бесплатно или за очень низкую плату и делать социальный, культурный или арт-проект. Ну, и немного отремонтировать дом своими силами. Именно эти дома являются на данный момент одним из основных моторов прогрессирующей креативной сцены Лейпцига. Что может быть лучше: делай свой проект и живи бесплатно в красивейших домах города. Также старые дома можно покупать, чтобы делать там Hausprojekte — «домашние проекты». Об одном из таких будущих проектов я бы хотела рассказать в заключение.


СAMP: Центр искусства и культуры Восточной Европы

Идея покупки дома и основания в нём Центра Искусства и Культуры Восточной Европы возникла у группы энтузиастов и специалистов в разных областях по Восточной и Южной Европе, регионов Кавказа и Центральной Азии. Мы хотим создать центр, который бы смог, с одной стороны, предоставить творческим людям из России и стран СНГ платформу для презентации своего творчества за рубежом, с другой стороны — отразить актуальные тенденциии искусства, кино, музыки и науки данных регионов в Западной Европе. Старт центра запланирован на октябрь 2013 года. Мы рады любому сотрудничеству, предложениям, помощи и совместным проектам! Пишите: kristinasemenova1986@googlemail.com

P.S. Даже правительство Воронежа догадалось, что у Воронежа и Лейпцига есть много общего, и подало заявку на породнение городов. И если всё получится, то я лично надеюсь, что воронежское правительство оценит не только преимущества обмена сельскохозяйственными технологиями между этими городами, но и сосредоточится на обмене в культурном секторе.

«Что может быть лучше: делай свой проект и живи бесплатно в красивейших домах города»

Немного о себе: После окончания немецкого отделения факультета РГФ ВГУ я поступила на учебу в магистратуру Мюнхенского Государственного Университета по специальности «Восточная Европа» (East European Studies) на факультет культурологии и исторических наук. После окончания университета работала на кинофестивале Восточно-Европейского Кино в Коттбусе (Festival of East European Cinema). На данный момент я руковожу международной резиденцией художников ЛИА (Leipzig International Art Programme) и занимаюсь основанием Центра Искусства и Культуры Восточной Европы в городе Лейпциг. В рамках этого центра я занимаюсь развитием резиденции художников и созданием Off-Space для презентации искусства из Восточной Европы (Camp: International Center for Culture and Debate).

6346
Кристина Семенова
21 сентября, 11:50

Поделиться: