Город

To brand or not to brand. Воронеж как торговая марка

4759
Автор:
Любовь Скрипченко
18 июня 2012 12:25
18+
To brand or not to brand. Воронеж как торговая марка
На этот раз про городской брендинг мы поговорили с Даниилом Сергеевым, одним из основателей агентства FIRMA и его креативным директором.

Про потенциальный бренд Воронежа на Downtown написано уже немало. Задача — охватить не охваченное была нелегкой. Поэтому вопросы для нового интервью рождались «не из одной головы», а в беседах с друзьями, нужен ли нашему городу бренд, и если да, то какой. Результат этих бесед мы попросили прокомментировать Даниила Сергеева, одного из основателей агентства FIRMA и по совместительству креативного директора.

Защитники городского бренда кивают на то, что цивилизованное пространство цивилизует людей, а противники — на, то что красивая упаковка не меняет содержания. Какое мнение вам ближе?

— Обе точки зрения мне кажутся однобокими, это бессодержательный спор. Конечно же, ребрендинг — это не смена вывесок, это прежде всего смена отношения: человека к городу и города к человеку. Нужно менять и форму, и содержание.

Из моих бесед о бренде города мне особенно запомнилась одна фраза: «Бренд приятного для жизни города делается не в дизайн-студиях, а в жэках, больницах, школах». Насколько правомерно мнение неспециалиста?

— Уровень жизни и внешний облик города — конечно, связанные вещи. Но это не означает, что нужно сидеть и ждать, когда откроются больницы, в которые не страшно ходить, а во всех дворах появятся детские площадки. Нужно с чего-то начинать. Например, заявление о том, что теперь все жители города участвуют в создании его нового облика — неплохой повод начать вылезать из кучи дерьма.

— Может ли бренд города сложиться без участия политиков, без привлечения большого капитала? Есть ли удачные примеры такого брендинга?

— Город — это организация, которая управляется людьми. Без участия и понимания этих людей ничего случиться не может. И качественные перемены в городе происходят всегда по инициативе талантливого управляющего — мэра, который понимает, каким должно быть правильное городское пространство.

— Воронежу пеняют тем, что бренд строить не на чем. Хотя у нас есть не мало интересных событий, уникальных для региона: «Платоновский фестиваль», фестиваль «Этноград», Sunday Up Market, фестиваль аниме. Можно ли сделать «событийный бренд» города и при каких условиях это возможно?

— Я не очень понимаю, что такое «событийный бренд», но я понимаю: чтобы стать местом притяжения, город должен вызывать интерес. Без разницы чем: странной телебашней, легендой о вампирах или самым большим в мире фестивалем тюльпанов, должен быть повод говорить об этом городе, поехать туда и, может, даже остаться.

— Я уже неделю нахожусь под впечатлением от речи липецкого губернатора, Олега Королева. У этого человека в каждой фразе по мему: «У меня был твиттер, но я его вылечил!», «Господь Бог — атеист» и т.д. Публика от него в восторге. Но с точки зрения брендолога, не опасна ли подобная эксцентричность для имиджа области?

— Губернатор может хоть в красном сюртуке ходить с тростью, если при этом его слова подкрепляются хорошими для города делами.

— В Воронежской области нарастает недовольство по поводу разработки никеля. Наш губернатор упорно отмалчивается по этому вопросу. Как сказывается на имидже области политика молчания в критической ситуации?

— Всегда и везде, политика отмалчивания — это самый худший выход. По сути, это и вовсе не выход из ситуации, а только ее усугубление.

Так где же ответ на заглавный вопрос: to brand or not to brand? Из всего прочитанного, обсужденного и осмысленного я как житель города могу сделать следующие выводы. Наш город постепенно становится чем-то больше, чем просто «маленьким городком у основания пирамиды Маслоу». Город растет культурно, событийно. Да, он еще не обрел яркую индивидуальность, на основании которой можно с чистой совестью сделать бренд. Но, мне кажется, мы по-тихоньку подбираемся к тому моменту, когда сможем сказать: «Мой город отличается от прочих городов тем-то и тем-то, в других вы ничего подобного не увидите». Подбираемся по-провинциальному медленно. Но неспешные хорошие перемены лучше, чем их полное отсутствие.

Если у Воронежа и появится бренд, то вряд ли ли стараниями «отцов города». Что-то мне подсказывает, что если администрация решится «отбрендовать» Воронеж, бездарная, но близкая к власти компания просто увековечит свое безвкусие на наши деньги, как это получилось с Памятников Славы. Я гораздо больше верю в энтузиастов, которые без больших капиталов, но с огнем в глазах стараются сделать жизнь в Воронеже ярче и интересней.

Поделиться: