Гиды

Воронеж — из 1973 в 2012. Левый берег

Воронеж — из 1973 в 2012. Левый берег
Воронеж — как Париж. У нас тоже есть свой rive gauche [рив гош], что в переводе с французского как раз и означает «левый берег».

Парижане в понятие рив гош вкладывают не только географический смысл, но и называют так стиль жизни, манеру одеваться и привычки. Воронежцы, в принципе, недалеко ушли и так же понимают под левым берегом чуть больше, чем просто географию.

Я считаю это немного несправедливым, тут тоже есть прекрасные места, хотя, может быть, и чуть моложе правобережных. Давайте посмотрим, как выглядел Левый берег 40 лет назад.

Начнем путешествие на ту сторону моря с моста. У нас их три, но на фото фигурирует только один — Чернавский, хотя в то время уже существовал Вогрэсовский мост. Северный мост начнут строить несколько позже и откроют только в 1986 году.

Самая первая модификация Чернавского моста появилась в далеком 1768 году. Тогда мост через реку Воронеж был еще деревянным. В 1909 году он стал бетонным, в 1942 его, конечно же, взорвали. Тот мост, который изображен на фотографиях, пустили в эксплуатацию в 1959 году, и он «проработал» до 1990 года.

Глядя на фотографии, можно бесконечно долго удивляться цвету водохранилища, в котором так здорово купаются дети. Все дело в том, что в 1972 году оно только-только появилось. Однозначно сказать, зачем городу понадобилось «море», трудно. Официально оно образовано для городского водоснабжения. Я слышала много разных версий, самая правдоподобная из которых — забор технической воды для заводов.

Миновав Чернавский мост, мы попадаем на остановку Ильича. Отсюда можно уехать в любую точку левобережья. Прямо по курсу — Ленинский проспект. В дореволюционные времена тут были пустыри и слободки. Всем известная Придача, например, была как раз слободой. На месте Ленинского проспекта всегда была дорога, но официально, на городском уровне, она оформилась в проспект только в 30-х годах XX века, когда тут начала расти промышленная зона.

Сейчас Ленинский проспект — широкая красивая улица. Кстати, пробки на нем — большая редкость. Я помню, как мы ездили по нему на трамвае. Рельсы с него убрали только в 2003 году.

В сторону Северного моста, на остановке Минская, есть озеро. Оказывается, лебеди там жили почти всегда, и оно даже называется Лебединым. Интернет подсказывает, что когда-то озер было два, и на радость горожанам здесь устраивали соревнования по рыбной ловле. В прошлом году его полностью отреставрировали и снова поселили там лебедей.

У Ленинского проспекта есть «дублер» — улица Ленинградская. На ней стоят двухэтажные дома, которые, как говорят, строили после ВОВ немецкие военнопленные. А еще она довольно узкая и тенистая. Однажды я ехала по ней на двухэтажном автобусе, и оказалось, что самое интересное, что тут есть, прячется за бетонным забором, который тянется по левой стороне. Там взлетно-посадочная полоса ВАСО (Воронежского акционерного самолётостроительного общества).

Воронежский авиастроительный завод был основан в 1932 году. У него богатая история. Отсюда улетали военные и гражданские самолеты, но самый невероятный, на мой взгляд, борт, который когда-либо поднимался с взлетной полосы за забором, — это первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Конечно, очень обидно, что когда-то завод выпускал самолеты сотнями, а теперь лишь 1–2 в год.

Прямо по курсу, после ВАСО, еще один промышленный левобережный центр — завод «Синтезкаучук». Все жители района СК прекрасно знают, как приятно пахнет этот гигант химической промышленности. И так с 1932 года. Как говорят старожилы района, думать об экологии начали где-то в середине 60-х. Но, при всех минусах, завод сыграл значительную роль в становлении Левобережного района и города в целом.

Все-таки в 1973 году район только развивался, и фотографии на этом заканчиваются. Удивительно, что нет ни одного снимка ТЭЦ, считаю ее самым живописным промышленным объектом всех времен. Видимо, тут замешаны какие-то советские секреты.

8090
Юля Ватная
22 июня, 11:06

Поделиться: