Гиды

Феномен самообразования

Феномен самообразования
Воронежский паркурщик Михаил Кустуров готов развенчать миф о необходимости посещения школы. Он уверен: грядет новая эра - эра самообразования.

Еще несколько лет назад педагогические системы вроде Вальдорфа или Монтессори считались оккультными, чем заслуживали недоверие церкви и общества. Но уже сегодня многие из нас с удивлением смотрят на молодых мам, которые отводят своих малышей в государственные детские сады. Развитие дауншифтинга привело к переосмыслению классической системы образования.  

Германия, Франция, Англия… Жители развитых стран практикуют метод альтернативного образования уже долгие годы. Пожалуй, самый противоречивый подход к обучению кроится в самообразовании: он прост и сложен в одно и то же время.

Николя Пен, популярный французский автор книг по бизнесу, в одной из своих статей называет самообразование не иначе как «искусством самостоятельного изучения». А журналист, музыкант, композитор и директор театра Андре Штерн, получивший опыт альтернативного образования, написал книгу «…etjesuisjamaisallé à lcole…» («…и я никогда не ходил в школу…»). Он объясняет: «У меня нет способностей к математике. И что же? Теперь мне придется учить ее целыми днями для того, чтобы приблизиться к среднему уровню? Какой в этом смысл?» В этом не видит смысла и студент Воронежского государственного института физической культуры Михаил Кустуров. Он представитель оригинального спортивного жанра – паркура. Проучившись до девятого класса в среднеобразовательной школе, Миша подал документы в вечернюю, да и то – «для бумажки». «Мои родители с самого детства работали со мной, частенько интересуясь, кем я хочу стать, - поясняет он. – Таким образом, я постоянно отвечал и им, и себе на этот вопрос, сужая направление своего жизненного пути до желаемого». Становилось понятно, что Миша займется спортивной деятельностью, как и его отец. Однако остановить свой выбор на паркуре было необычным решением. Необычном стал и тот факт, что родители поддержали молодого спортсмена в решении оставить школу. Его мама уже имела опыт работы без специального образования: с детства она любила шить, и в возрасте тринадцати лет это дело стало приносить ей доход. Мотивирует, не правда ли? На протяжении трех лет Миша проводил свое время на спортивном стадионе близ новой школы и самостоятельно готовил несколько предметов для сдачи ЕГЭ. «За неделю я усваивал тот материал, на который в школе тратят по полгода», - говорит он. К минусам государственного образования Миша добавляет еще нехватку внимания каждому из учеников и неприменимость большинства предметов в жизни.

"У детей есть врожденное понимание того, куда им двигаться. Но здесь встает вопрос воспитания. Те люди, родители которых поощряли природные склонности, способны к самореализации и самообразованию".

Человек привык двигаться вперед за счет сравнения себя с другими. По мнению Миши соперничество в саморазвитии необходимо. Однако конкуренция, которую мы наблюдаем в школах и вузах не имеет ничего общего с тем, о чем он говорит: «Развитие – это и есть конкуренция. Просто для некоторых людей – это конкуренция с кем-то другим, а я считаю, что наивысшая степень конкуренции – это с самим собой, т.е. стать лучше, чем я был день назад. На этом принципе построен и паркур».Что до мотивации к самостоятельной «школе», то здесь многое зависит от темперамента. По словам Миши существуют лидеры и ведомые. Однако если человека ведут за руку долгое время, то стоит задуматься, действительно ли ведомому нужно то, чем он занимается. Брось его на половине пути – и он не сможет делать самостоятельные шаги. Ведь самообразование неразрывно связано с энтузиазмом и искренним желанием. Но все же любой человек нуждается в наставнике и авторитете, который не станет крепко держать за руку, а будет лишь изредка и в случае настоящей необходимости поддерживать под локоток. Также Миша не исключает мысль о пользе школы, скажем, класса до пятого, когда человеку предлагают базу. К тому же уже в начальной школе учат систематизации знаний, которая потом пригодится для самостоятельного изучения. «У детей есть врожденное понимание того, куда им двигаться. Но здесь встает вопрос воспитания. Те люди, родители которых поощряли природные склонности, способны к самореализации и самообразованию», - поясняет Миша.

Уже ясно, что самообразование неразрывно связано с саморазвитием, ведь при этом тренировка мозга сравнима разве что с усиленной тренировкой мышц на стадионе. При самостоятельном изучении в работу включаются самые разные инструменты и внутренние ресурсы: умение систематизировать информацию (это то, чему обучают в университете) и отделять зерна от плевел, умение находить и пользоваться различными источниками, способность прислушиваться к интуиции и развитие самодисциплины. Выработанные в процессе самообучения качества формируют зрелую личность.

Сегодня Миша готовится к защите диплома и зарабатывает на жизнь таким специфическим видом спорта, как паркур в излюбленном воронежцами месте «Балаган-сити».

Кто-то скажет, что отказ от традиционной системы обучения может повлечь за собой угрозу, однако для некоторых это первый шаг к успеху.

Ксения Гезенцвей
31 июля, 07:54

Поделиться: