Гиды

Виртуальные общественные пространства в регионах

Виртуальные общественные пространства в регионах
Беседа о перспективах самостоятельных медиа-ресурсов, факторах влияющих на развитие общественных пространств и границах регионального брендинга.

Downtown.ru совместно с Институтом Медиа, Архитектуры и Дизайна «Стрелка» в рамках медиа-проекта, посвященного проектированию общественных пространств в современной России, начинает публикацию серии материалов, которые носят характер исследования. На нашем портале вы найдете новые Демотиваторы про котят, про девушек и забавные ситуации

Когда реальные общественные пространства в городе не действуют, их функции начинают выполнять пространства виртуальные. В зависимости от целей пользователей они могут становиться катализаторами взаимодействий и публичных высказываний, местами пересечений интересов и разрешения конфликтов.

Downtown.ru — это не просто городская газета или медиа-ресурс, но виртуальное общественное пространство. О потенциале развития этого проекта, о взаимодействиях с пользователями и о том, как контент, который производится в виртуальном общественном пространстве, может влиять на город, поговорили выпускница «Стрелки» Дарья Сюзёва и арт-директор компании «Мануфактура» и идеолог Downtown.ru Дмитрий Провоторов.

  

Дарья Сюзёва

Выпускница института «Стрелка»
Куратор кампании «Поступи на «Стрелку»

 

 

Дмитрий Провоторов

Один из основателей интерактивного агентства «Мануфактура»
Один из создателей и идеолог проекта Downtown.ru

 

 

 

О самобытности виртуальных общественных пространств в регионах

Сюзёва: Здравствуйте, Дмитрий. Когда мы, выпускники Института Медиа, Архитектуры и Дизайна «Стрелка», решили начать этот проект с Downtown.ru, подразумевалось, что это будет серия встреч исследователей и практиков, в которой также обязательно будут участвовать и комментаторы, чтобы мы все вместе смогли выслушать друг друга, обсудить поднимаемые темы и в итоге сделать самые верные выводы. Наш выбор пал на ваш ресурс отчасти и потому, что пользователи Downtown.ru активно обсуждают публикуемые материалы и легко делятся своими мыслями. Вообще мне очень интересно наблюдать за тем, что происходит в российских виртуальных общественных пространствах. Например, если рассматривать ВКонтакте, успех этого проекта, конечно же, зависит от той инфраструктуры, которую создаёт компания во главе с Павлом Дуровым, но, с другой стороны, пользователи, которые взаимодействуют друг с другом, пересекаются крайне любопытным и замысловатым образом, создают контент и распространяют его — это 90% успеха и 100% потенциала ресурса. И благодаря таким проектам появляется возможность увидеть, что мы живём в крайне приятном обществе с замечательной культурой, но увидеть это можно только в виртуальных общественных пространствах, потому что реальные не выполняют своих функций, в них разрушены все предпосылки для взаимодействий.

Расскажите, пожалуйста, почему вы делаете этот проект, каковы ваши цели и задачи?

Провоторов: Прежде всего, мы уделяем всё своё внимание выбору публикуемого материала. Одна из главных задач нашей редакции — быть актуальным и полезными для нашей аудитории, заинтересовать потребителей контента. Идеальный итог нашей работы заключается в обоюдном развитии с аудиторией. Глобальная задача Downtown.ru — показать Воронеж с лучших сторон, заново открыть город для его жителей и достойно представить регион его гостям. Мы хотим вдохновить людей, помочь им найти себя в этом городе и поверить в то, что в Воронеже можно успешно самореализоваться, построить карьеру. По отзывам пользователей ресурса, мы понимаем, что многие заново открыли для себя Воронеж. Значит, мы на правильном пути. Впервые о создании подобного проекта мы заговорили ещё пять лет назад. Сейчас на лицо заинтересованность города в нашем ресурсе.

Мы живем в эпоху размытых границ, где тебя в большей степени характеризует не географическая система координат, а уровень образования, культуры, стремления к развитию и реализации.

Сюзёва: Вы знали пять лет назад, как будет выглядеть ресурс?

Провоторов: В глобальном смысле — нет. Мы изначально планировали создать городской проект, проект гиперлокального уровня. Вдохновением нам служило огромное количество достойных ресурсов подобного рода в Москве. Те же Look At MeThe VillageAfishaБольшой город — у каждого из них своя ниша, но основная концепция завязана на городе. Именно городу посвящены все публикуемые материалы.

В регионах же подобных проектов хорошего качества совсем не было. Даже новостные сайты Воронежа не несут в себе просветительских функций и, что особенно неприятно, в большинстве своём наводнены обилием «жёлтой» информации.

Однако, при всех этих негативных моментах, Воронеж — быстро развивающийся город с большим количеством талантливых, молодых энтузиастов, готовых поднять его на новый уровень.

Мне самому, к примеру, не раз приходилось слышать от столичных коллег приятные отзывы о нашем городе, что, признаюсь, довольно лестно, учитывая тот факт, что жители мегаполисов редко находятся в радостном предвкушении, отправляясь в регионы.

 


Сюзёва: А вы чувствуете себя провинцией?

Провоторов: На самом деле, Downtown.ru не позиционирует себя в формате «провинция для провинции». Дело в том, что мы живем в эпоху размытых границ, где тебя в большей степени характеризует не географическая система координат, а уровень образования, культуры, стремления к развитию и реализации. Можно жить в провинциальном городе и иметь высокие показатели по всем вышеперечисленным пунктам. 

Успешным сейчас можно стать в любой точке мира.

Сюзёва: Дмитрий, а почему практически везде, начиная с вашего слогана «Люби Воронеж, Москва подождёт», идёт отсылка к Москве, а не к какому-нибудь другому городу, проекту, личности? Сейчас можно ориентироваться на столицу, а можно, например, на какой-нибудь китайский проект или на деятельность интересного профессионала, например, на то, что делает Дима Барбанель, на какой-то качественный современный журнал или на группу в ВКонтакте. Вдохновение можно получать из любого источника, главное — научиться видеть качество. И успешным сейчас можно стать в любой точке мира. Есть такой ресурс Archdaily. Их редакция публикует проекты архитекторов, которые им присылают со всего мира. Добавленная ценность их работы заключается в том, какой материал они выбирают, и несмотря на своё местоположение (а они находятся очень далеко от глобальных центров притяжения сил), они смогли стать фокусом для архитекторов со всего мира.

Провоторов: Я часто бываю в столице по работе. Большинство клиентов агентства «Мануфактура» как раз располагаются в Москве. Во многом наше сотрудничество явилось катализатором создания в Воронеже нового формата виртуального пространства. Но пример Москвы и её проектов для меня всё же вторичен. В первую очередь, мы отталкивались от локальных потребностей нашего города, мы видели нишу, пустую трибуну, никем не занятую. Конечно, мы знали о подобных проектах в Москве, но даже Москва отстаёт от Европы в своём развитии. И поэтому подтверждение наших идей и мыслей мы искали в Европе с её развитой гиперлокализацией, когда жители маленького городка или района мегаполиса объединяются в сети, чтобы улучшить какую-либо его часть. Например, парк, в котором любят гулять, или улицу, на которой проживают. И вот они создают план по улучшению окружающего пространства, вместе выбирают предметы малой архитектуры — фонари, урны, лавочки. И всё это — на базе виртуального общественного пространства. Это, конечно, глобальный пример самого формирования отношения к тому, что тебя окружает. Предпосылками к созданию Downtown.ru как раз была подобная практика за рубежом.

 

     

     

Сюзёва: А как вы оцениваете потенциал оригинального контента? Возможно, если вы откажетесь от гонки за трендами в пользу Воронежского контента — начиная с содержания и заканчивая дизайном — вы увеличите свою аудиторию?

Провоторов: Всем нравиться невозможно. Когда мы создавали проект, делали его для одной аудитории, но, вместе с тем, появился прецедент пересечения этих людей с теми, кого наш проект тоже заинтересовал, но на кого не был рассчитан. В результате мы имеем как позитивно настроенных пользователей, так и негативно. Мы не заинтересованы в том, чтобы менять основной вектор развития контента, переориентировывать его в надежде захватить больший процент посещений, потому что, пойдя этим путём, изменим идеологии проекта. Всё, что мы можем сделать — создать разнообразие тем и публикуемых материалов. Ведь, как известно, если ты захочешь делать то, что примут все, ты должен стать интересен каждому.

О важности влияния пользователей на виртуальное общественное пространство

Сюзёва: А как вы работаете над контентом на сайте?

Провоторов: Дело в том, что основной контент всё же составляет редакторская команда. Именно она решает, какие материалы выставить на главную страницу. Однако, мы всё же выступаем за плавный переход от монолога к диалогу. Downtown.ru является хорошей промо площадкой для пользователей, на которой они могут реализовывать себя в качестве авторов, освещать интересующие их темы. И через некоторое время у них появится больше инструментов привлекать внимания к себе, к своему мнению.

Сюзёва: Ваши пользователи имеют право опубликовывать свои материалы, но не очень активно пользуются им? Они не чувствуют свою возможность высказаться?

Провоторов: Возможно. У проекта есть пользователи, которые пишут, которых мы выводим на главную страницу. Но только после того, как редакция пообщается с ними лично, когда материал будет оформлен и приведён в порядок. Но, к сожалению, таких людей немного.

Кроме того, здесь стоит учитывать ещё один момент: как вы заметили в начале нашей беседы, на Downtown.ru очень много активных комментаторов. И вот, в определённый момент, мы столкнулись с тем, что большинство из них, проявляя активную позицию по отношению к проекту, не принимают его. То есть, если публикуемые материалы им не нравятся, они проявляют себя довольно активно: критикуют, минусуют публикации. Мы провели исследование, которое показало, что аудитория, которой нравится то, что мы делаем, крайне редко выражает свое мнение в комментариях — люди знакомятся с материалом, ставят лайк, но не участвуют в его обсуждении, не оставляют положительных отзывов, комментариев.

На старте проекта тех, кто активно выражал своё недовольство редакционной работой, темой того или иного материала, было очень много. Сейчас ситуация выровнялась. Но подобные явления совершенно нормальны, ведь мы столкнулись с тем, что у нас была аудитория, на которую мы ориентировались, и совершенно полярная аудитория, которую мы тоже привлекали проектом. И далеко не всегда эти люди приходят к консенсусу. Полярность подобного рода — это нормально, она является катализатором для дальнейшего развития ресурса.

О влиянии виртуального общественного пространства на реальные

Сюзёва: Давайте поговорим о той работе над брендом Воронежа, которая ведется в вашем городе, и о той роли, которую играет ваш ресурс в этом процессе.

Провоторов: Тема формирования бренда нашего города поднимается уже не в первый раз. На его разработку в разное время были брошены все ресурсы, начиная от административных, заканчивая личными инициативами отдельно взятых креативных людей и команд. Однако, Воронеж до сих пор испытывает проблемы с самоидентификацией. Город сам никак не может определить свою главную «фишку»: либо это колыбель российского флота, либо студенческий город, либо новая Мекка для формирования IT-компаний, а, может быть, это развивающийся сельскохозяйственный регион, каким его видит наш губернатор? Мы понимаем, что общую картину можно увидеть, лишь объединив все эти фрагменты воедино. Поэтому сегодня говорим о Воронеже как о городе, в котором интересно жить. Хотя, разумеется, мы видим проблему в отсутствии чётко сформированного образа. Но создать бренд города — это реально. В Тбилиси сделали же это.

Сюзёва: Я на брендинг территории смотрю по-другому, для меня эта тема связана прежде всего с городской культурой. Как мне кажется, тут нужно смотреть на людей, которые живут в городе или которые из него уехали, учитывать их интерес, всегда помнить, что если ты не можешь им «продать» свою идею, своё видение бренда города, и навязываешь какие-то продукты и идеи, то получается непонимание: новый навязанный слой информации не принимают.

Меня, например, как вашего потенциального инвестора, интересуют именно воронежские люди в целом, а не обобщенный образ, составленный каким-то определенным человеком. Предметы и процессы, которые формируют бренд, нужно анализировать и рассматривать немного под другим углом.

Провоторов: У меня несколько другая точка зрения на этот счет: в моем понимании, бренд города — это прежде всего спозиционированный привлекательный образ, совокупность всех лучших сфер его жизнедеятельности. Именно на это и нацелен наш проект. На своеобразное исследование того, что представляет из себя Воронеж. Узнаем ответ на этот вопрос, и сразу станет понятно, чем дышат его жители, какие у них потребности, желания и интересы.

Бренд города — это прежде всего спозиционированный привлекательный образ, совокупность всех лучших сфер его жизнедеятельности.

Сюзёва: А каким путем вы приходите к подведению подобных итогов?

Провоторов: Мы делаем вывод, основываясь на совокупности мнений и отзывов о нашем городе. Нам важны и коренные жители Воронежа, и его гости из других регионов, их ощущения и впечатления.

Итог

Провоторов: На сегодняшний день общественная виртуальная площадка косвенно выполняет роль Гайд Парка. Каждый человек имеет возможность высказаться, найти единомышленников, вступить в спор с оппонентами. По мере растущего интереса растут и требования интернет-пользователей. Мы понимаем, что не имеем права занижать планку ниже московского и европейского уровней, аргументируя это тем, что у нас тут, видите ли, провинциальный проект. Я думаю, что идеальное виртуальное общественное пространство для города — обзорная площадка, зайдя на которую можно получить полное представление о регионе и его жителях. Это портрет города, его паспорт. Современный, качественный ресурс будет совмещать в себе всё многообразие общественных функций: и уютное кафе, где можно встретиться с другом, и публичная трибуна для любителей заявить о себе, и витрина магазина, и книжная полка, и даже боксерский ринг. Идеальный контент должен, не теряя самобытности, соответствовать самым взыскательным вкусам его посетителей и уметь удивлять. Разумеется, в Воронеже пока мало ресурсов подобного уровня, но мы не прекращаем работу над ошибками и, надеюсь, уже взяли правильный курс.

 

Юля Яновская
19 марта, 12:29

Поделиться: