Город

Фотоистория: Железнодорожный вокзал «Воронеж1»

15731
Автор:
Маша Клюшкина
17 октября 2012 06:08
6+
Фотоистория: Железнодорожный вокзал «Воронеж1»
История крушения и постройки железнодорожного вокзала «Воронеж 1».

От воронежского вокзала 19 века сегодня не осталось ровным счётом ничего. Во время войны здание было разрушено полностью и восстановлению не подлежало. Дальше была длинная история с временным и новым зданием, перестройкой привокзальной площади, сносом одних монументов и возведением друхих.

В книге В.П. Загоровского «Воронеж — историческая хроника» написано, что 30 января 1868 года в Воронеже состоялось торжественное открытие железнодорожной станции, а через два дня, 1 февраля 1868 года, из Воронежа в Москву отправился первый пассажирский поезд.



1876 год.

 


Расписание движения поездов по местному и Петербургскому времени. 1905 год.

 


Вокзал в 20-е годы 20 столетия. На стоянке вместо автомобилей — лошади и телеги.

 


Снимок сделан со стороны железнодорожных путей.

 


Развалины вокзала, 1943 год.

 


Сороковые годы зданию вокзала не удалось пережить, оно было практически полностью разрушено. Старая конструкция была взорвана немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации Воронежа в 1942 — 1943 годах.

 

В 1945 году возвели временное здание вокзала. Практически 10 лет спустя, осенью 1954 года, закончилось строительство нового воронежского железнодорожного вокзала по проекту известного советского архитектора К.С. Алабяна, который параллельно занимался восстановлением Сталинграда.



Длина фасада составляла 100 м, а в стены было уложено почти 14 миллионов кирпичей. В новом вокзале внутри были матовые вишеневого цвета стены, пилястры были отделаны светлым мрамором, своды — лепниной, а также была остеклённая арка в сторону платформ и полуциркульный витраж на площадь. Историк Николай Троицкий говорил, что в те годы вокзал напоминал наземные вестибюли московского метрополитена. 

Крыша вокзала была украшена фигурами представителями рабочего класса — колхозницей, учителем, рабочим, лётчиком и другими. Изначально они были сделаны из мрамора, но, когда фигуры обветшали, их покрыли листовой медью.

Интересно, что в здании вокзала раньше располагались ещё две скульптуры — «Дзержинский с беспризорником» и «Ленин с солдатом», которых сейчас нет.

 


Рядом с вокзалом, на территории нынешней парковки, стоял памятник Ленину. В 80-х годах его убрали.

 


1973 год. На фотографии видно, что памятник Ленину на территории будущей парковки ещё стоит, а вместо площади Черняховского только дорожка и клумбы, памятника генералу ещё нет.

 


А здесь, спустя несколько лет, всё уже наоборот: памятник Ленину убрали, сделали парковку и поставили памятник Черняховскому.

 


Интересна история переименования привокзальной площади в течение века. До 1938 года площадь именовалась Вокзальной или Привокзальной. В 1938 ­она была переименована в площадь им. 20-летия ВЛКСМ, в 1940-е годы получила имя И.Д. Черняховского, в 1957 снова переименована в Привокзальную. В 1965 году Горисполком в очередной раз переименовал площадь, и она стала носить имя дважды героя Советского Союза генерала армии И.Д. Черняховского, руководившего боями за освобождение Воронежа.

 


Памятник Черняховскому ещё в Вильнюсе, здесь он находился под угрозой уничтожения. Скоро его транспортируют в Воронеж.

 


Только 9 мая 1993 года был открыт памятник Ивану Даниловичу, после долгих переговоров перевезённый из Вильнюса. На фотографии советские граждане пришли на митинг по случаю открытия.

 

 


Сегодняшний облик вокзала не менялся с 50-х годов.

 


Поговаривают о реконструкции здания: на фасаде «Воронежа-1» не первый год красуется баннер о скорой перестройке. Возможно здесь когда-нибудь появится 21-этажная гостиница и 9-этажный деловой центр.

Поделиться: