Гиды

Мечты и реальность городского транспорта в Воронеже

Мечты и реальность городского транспорта в Воронеже
Мысли о прошлом, настоящем и будущем городского транспорта Воронежа

Друзья мои, я живу в Воронеже, и, как вы возможно заметили, живо интересуюсь тем, что происходит в этом городе. Острейшая проблема Столицы Черноземья — городской общественный транспорт. Воронеж — уникальный российский город. Только у нас местные власти полностью уничтожили трамвай как вид городского транспорта. Территория и инфраструктура трёх крупных трамвайных депо проданы в частные руки и восстановлению не подлежат. Трамвайные рельсы сняты с городских улиц, вагоны безвозвратно разрезаны на металлолом. В 2009-м году трамвайное движение в Воронеже полностью прекращено. Навсегда.

Но руководство Воронежа не ограничилось только этим, оно уничтожило ВЕСЬ муниципальный городской транспорт. Воронежский троллейбус: сегодня осталось 5 с горем пополам действующих маршрутов от 17 работавших в советское время. Воронежский городской автобус: осталось 2 муниципальных маршрута от 70 действовавших в советский период. Уже это говорит о том, что ситуация с городским транспортом в Воронеже не просто плачевная, она критическая.

Город хаотично и бессистемно заполонили списанные в Германии и странах Скандинавии автобусы 1970-х годов выпуска. С непрозрачными, мутными стеклами, без какой-либо вентиляции, с ржавыми, проваливающимися полами, с отваливающимися прямо на ходу дверями (реальные факты, без шуток), с засаленными до блеска за долгие десятилетия эксплуатации сиденьями, чадящие черной гарью в нос прохожим и проезжающим рядом автомобилистам. Всё это зовется на местном воронежском диалекте даже не «автобус» — это называется «маршрутка» (какое отношение ОНО имеет к маршрутному такси — непонятно). Или же другим, более точным термином — «газенваген».

Итак — муниципальный транспорт сегодня занимает в доле городских пассажирских перевозок не более 5%. То есть фактически — городская власть ПОЛНОСТЬЮ устранилась от вопроса транспортного обслуживания воронежцев, пустив это дело на самотек. Авось как-нибудь будут по городу ездить. Город-то немаленький, не будут же пешком ходить… И, естественно, «как-то» люди ездят.

Большинство, кому позволяют финансы, покупают личные автомобили. Хоть старенькие «Жигули» — но уже лучше, чем «газенваген». По количеству приобретенных за прошлый, 2012-й год, новых автомобилей Воронеж на первом месте среди городов Черноземья. По количеству автомобилей на душу населения регион в лидерах Центрального федерального округа. Логично, что и по количеству и интенсивности пробок мы уверенно догоняем Москву.

Те, кто предпочитает свежий воздух и регулярные физические упражнения — обзаводятся велосипедами. Немудрено, что общественная деятельность воронежских велосипедистов также на высоком уровне — уже лоббируются вопросы строительства велосипедных дорожек (правда пока с переменным успехом), а на общественных началах, за счет спонсоров, построены первые велопарковки в центре города, что дает горожанам большой повод для гордости и сравнения себя с цивилизованными городами Европы (если, конечно, закрыть оба глаза и не замечать пропасть между городским транспортом Европы и Воронежа).

А вот оставшаяся часть горожан вынуждена пользоваться маршрутками-газенвагенами. Ибо альтернатив нет. Только пешком…

Но воронежское руководство видит и понимает беды горожан. Пускай и из окна служебного лимузина. Поэтому регулярно на обсуждение общественности и на радость местной желтой прессе подкидываются различные байки и прибаутки на тему городского транспорта. Самая волнительная и желанная тема — воронежское метро. В советские годы его проект всерьез обсуждали в верхах. Воронеж, крупный индустриальный центр европейской части страны, уверенно двигался к миллионому населению. Но наступили 90-е. От мощной воронежской промышленности не осталось и следа. Население начало стремительно вымирать. В стране разразилась волна экономических кризисов. О метро забыли. К 2012-му в городе, как и по всей стране, увеличились миграционные потоки. Чтобы обслужить бесчетное число «ашанов» и «океев», своих работников, из воронежских вымирающих сел, стало уже не хватать. Призвали на помощь соотечественников из солнечных Таджикистана и Узбекистана. А заодно, прикинув тенденцию, решили присоединить все пригородные поселки. И, вуаля, Воронеж впервые за свою историю стал городом-миллионником! Ну как на этой волне снова не возмечтать о подземном электротранспорте? Подсчитали — прослезились. Стоимость прокладки 1 километра линий метрополитена — порядка 6,5 миллиардов рублей. При том, что весь годовой бюджет Воронежа — 13 миллиардов. Ok. Забыли о метро. Своих денег не хватит, а больше им взяться неоткуда. Воронеж не Грозный — Аллах миллиарды нам не подкинет. Не заслужили…

Но можно же хотя бы существующий муниципальный транспорт в порядок привести? Логично? Логично. Итак — что для этого нужно? Может быть закупать регулярно новые автобусы и троллейбусы, как это делают в соседних небольших Белгороде и Курске? Нет, ребята, не угадали. Это же сложная проблема! Для начала надо разработать концепцию. Желательно посерьезнее и подороже. Что в Воронеже и сделали. Вернее, сделали не в Воронеже, а в Москве — в НИИ автомобильного транспорта. Итак — программа реформирования транспорта есть. Пора действовать? Менять старые развалюхи на новые, оптимизировать маршрутную сеть? Да нет, что вы… 2013-й год — уйдет на раскачку — ну там, заточить карандаши, наверное, купить бумагу для принтера — дело-то серьезное. С кондачка не решается. А вот в 14-м году… может быть, почти, возможно, до… где-то 50% автобусов, может быть обновится! Как обновится? Неизвестно. Желательно само. По щучьему велению. Но — это за год ответственные специалисты придумают. Нам в этот вопрос лезть негоже.

А что же наши мечты про трамвай и метро? Есть и на эту тему радостные вести! (Скоро выборы, друзья, конечно, позитивных новостей у нас есть много и чем дальше — тем будет ещё больше!) Итак — метро мы точно ЕЩЁ не построим (нет денег), трамвай мы точно УЖЕ не восстановим (ибо ничего не осталось и снова нет денег). НО… Можно же придумать некий третий вариант — например, скоростной трамвай. Что это такое и с чем его едят — в Воронеже пока что мало кто понимает. Ну как бы трамвай, но не просто трамвай, а скоростной. Тут же подсуетились и теоретические подрядчики — некие «МостГеоЦентр», которые с аналогичным предложением уже навещали наш родной город 4 года назад, но получили в ответ — ну да, круто вы все рассказываете, правда у нас нет таких денег, но мы подумаем. Заезжайте как мимо будете проезжать. Вдруг у нас случайно окажутся лишними 100–200 миллиардов…

2013-й год. Дубль два. «МостГеоЦентр» приехал снова. Да не с пустыми руками, с проектом. Самого настоящего скоростного трамвая. Ответили им, естественно, ровно то же самое, что 4 года назад. Но желтая пресса уже забилась в эйфории — в Воронеже появится скоростной трамвай! Ура! Мы спасены! Правда, желтая пресса очень не любит считать. Возможно, просто не умеет. А если бы она это сделала, то узнала, что самый недорогой вагон скоростного трамвая (он же и единственный в России), производства Усть-Катавского трамвайного завода, что в метеоритной Челябинской области, стоит 50 миллионов рублей. Расходы же, заложенные на 2013-й год в бюджет Воронежа на развитие городского пассажирского транспорта, составляют… как вы думаете сколько? 76,8 миллиона рублей! На весь городской транспорт, на весь город, на весь год. То есть, путем несложных арифметических вычислений получаем, что купить мы сможем максимум 1 скоростной трамвай. Только по чему он будет ездить — непонятно. Наверное, по асфальту. Так как проложить наземные (и тем более — запланированные в проекте «МостГеоЦентра» — подземные) трамвайные ветки на оставшиеся 26,8 миллионов будет весьма проблематично.

Собственно на этом сегодня все телодвижения по реформе городского транспорта в Воронеже и заканчиваются. Правда, я не упомянул нашумевшую историю с рисованием «бэтменов» в качестве «логотипов» на бортах воронежских троллейбусов. Хотя… это пример РЕАЛЬНЫХ дел! В отличие от заседаний и пространных рассуждений о судьбах воронежского метро. Но тем, кто видел это «чудо дизайнерской мысли», думаю понятно, что лучше бы такого «брендинга» не было вовсе.

Господа, эта статья — нечто подобное крику души. Кто-то скажет что я «капитан очевидность», кто-то скажет — «да ты нифига не понимаешь в транспорте, кто ты такой?», кто-то начнет обвинять в том, что меня наняли чьи-то пиарщики и политтехнологи. В реальности, конечно, всё гораздо проще. Я просто живу в Воронеже. И хочу, чтобы этот город стал лучше, приятнее и комфортнее для жизни. Очень надеюсь, что новые люди во власти Воронежа думают также. И что куча последних новостей в СМИ не станет обычным информационным вбросом, а превратится в реальные дела и достижения.

Peace.

Сергей Золотых
21 марта, 01:36

Поделиться: