Гиды

История открытия: Уютное городское кафе «У Бильбо» от первого лица

История открытия: Уютное городское кафе «У Бильбо» от первого лица
Бутафоры-декораторы, министр Властелина Колец и нора хоббита — Дмитрий Лукинов о том, как создать успешное тематическое кафе не в центре города.

Мы начинаем новую рубрику об истории и развитии интересных заведений Воронежа. На этот раз Downtown поговорил с Дмитрием Лукиновым, учредителем трёх заведений с абсолютно разной концепцией — итальянского ресторана Milano Ricci, уютного городского кафе «У Бильбо» и Irish Pub-Restaurant-Hotel O'HARA. Расположенные «не в центре», они приносят стабильную прибыль и имеют постоянную аудиторию. А началось всё с маленькой кофейни в непопулярном месте, но с идеей и желанием воссоздать любимую книгу.


  • Открылись в 2005 году
  • 60 посадочных мест
  • Средний чек — 600 руб.

 

Дмитрий Лукинов

учредитель заведения

Я всегда был поклонником Толкиена и допускал, что как только будет возможность открыть заведение, сделаю его на эту тему. Кафе было названо «У Бильбо», так как, во-первых, именно Бильбо родоначальник всей истории, а во-вторых, хоббиты считались известными любителями поесть, были добродушными, дружелюбными и гостеприимными. Это подходило под концепцию идеально, ведь эльфы, рыцарство с кольчугами и мечами и, тем более, орки как-то не располагают к уютной теплой обстановке.

Не центр города, тематика, несмотря на фильмы, — чужда России, стартовый капитал минимален.

Я подходил к созданию «У Бильбо» исключительно с точки зрения искусства, ведь с точки зрения бизнеса сама идея этого заведения утопична: не центр города, тематика, несмотря на фильмы, — чужда России, стартовый капитал минимален. Сейчас для меня очень важным показателем является то, что даже спустя 8 лет кафе приносит плюс, несмотря на не самую дешёвую кухню и расположение в спальном квартале. Ведь запустите кафе на Красной площади, и оно априори будет полным.

Сначала решено было открыть кофейню. Они тогда, в 2005 году, только начали появляться в России, а в Воронеже их не было вовсе. Затем все поняли, что такой формат у нас в стране не приживётся, и ввели полноценное меню и алкоголь. То же самое сделали и мы через год после открытия.

 

 

Половина стартового капитала ушла на вентиляцию. Я был очень ограничен в финансах, и, конечно, сначала не было возможности воплотить в жизнь всё, что хотелось. Сейчас я понимаю, что денег должно было быть раз в 5 больше, ведь если мало опыта — должно быть много денег, а опыта не было вообще. Через год нашёл двух девушек, которые раньше работали бутафорами-декораторами Театра оперы и балета. Кроме того, муж одной из них был страстным фанатом Толкиена, поэтому тоже взялся помогать. Мы пришлись друг другу очень кстати: им нужно было получить первый большой заказ, а мне — сделать дизайн помещения с минимальными затратами. Мы работали и днём, и ночью, я привлёк своего плотника, который до этого ничем таким не занимался. Например, чтобы сделать корни дерева, мы все вместе сначала устанавливали деревянный каркас, на него — пенопласт, затем обматывали марлей с каким-то раствором вроде гипса, а потом покрывали краской.

 

 

Если какая-то идея оказывалась невозможной с точки зрения техники или финансов, мы немедленно решали, как и что нужно переделать-заменить. Например, не было денег на полноценные деревянные столы. Я купил двери, из которых мы сделали и столы, и подоконники. Получилось отлично, уверен, никто не догадался, что сидит за бывшей дверью. В прошлом сентябре мы их заменили на мебель, привезённую из Ирландии. Интерьер меняется уже 8 лет, и планов еще множество. Я постоянно привожу какие-то мелочи из Ирландии или Англии, многое из того, что сегодня можно увидеть в заведении. Например, на стене висят зелёные деревяные башмачки — их я купил на Камден-маркете в Лондоне.

В книге домик Бильбо Беггинса, а точнее — нору, пронизывали огромные корни. Их, а также большой дуб, под которым Бильбо в свой День рождения надел кольцо и исчез, мы делали по скриншотам из фильма.

В интерьере прослеживается определённая концепция: здесь два зала, первый из которых — домик Бильбо, со светлым деревянным полом, потолком и полукруглыми окнами. Там же можно увидеть корни дерева, ведь в книге домик Бильбо Беггинса, а точнее — нору, пронизывали огромные корни. Их, а также большой дуб, под которым Бильбо в свой День рождения надел кольцо и исчез, мы делали по скриншотам из фильма. В проходе ещё есть синее дерево — оно символизирует эльфийский лес, который, к сожалению, полностью воссоздать не позволяет площадь.

В другом зале на стенах изображены фрески с выдержками из книг и фильмов. Есть ещё vip-зал, стиллизованный под библиотеку Гендальфа, где он читал рукописи о кольце. Меня очень радует, когда кто-то находит в интерьере какие-то несоответствия: приятно, что к нам ходят знающие люди. Хотя ошибки находят нечасто, в среднем — раз в год. Ещё у нас есть карта Средиземья, на которую ушло очень много времени: когда мы её создавали, полной версии не существовало ни в книгах, ни в Интернете. Также корпели над генеологическим деревом семьи Беггинсов, часами перелистывая книги. Ведь чтобы это все прорисовать, нужно очень много времени и желания. Стиллистика выдержана и в меню: названия многих блюд имеют привязку к сюжетам книг.

 

 

Логотип создал в 2007 году мой близкий друг, тоже Дмитрий. Он сделал сто тысяч вариантов, и я выбирал методом нравится-не нравится, тогда особо не было книг из серии «как подходить к логотипу и словообразованию». Через два года после открытия у нас сложился фирменный стиль, закреплённый в собственном бренд-буке. С течением времени логотип несколько трансформировался, но основные элементы сохранились: название кельтским шрифтом и дракон, который часто встречается в произведениях Толкиена и в кельтской мифологии. Об успехе логотипа может свидетельствовать тот факт, что однажды посетители, имеющие собственную мастерскую, подарили нам скульптуру дракона. Сейчас она украшает один из залов.

В Новой Зеландии есть Министр Властелина Колец, который отвечает за то, чтобы у Джексона не было проблем с фильмом. Ведь тот уровень, на который он поднял Новую Зеландию в плане налогов и туризма, нельзя недооценивать.

Я постоянно стараюсь узнавать что-то новое о Толкиене и обо всем, что с ним связано. Читаю его биографию и понимаю, что в книгах мифологическое добро и зло отождествляется с реальными странами и событиями. Недавно в Ирландии я купил книгу о съёмке «Властелина Колец», и она читается как полноценное художественное произведение. Например, вы знали, что для того, чтобы в течение 7 секунд снять огородик, Питер Джексон 2 года сам выращивал эти овощи? А в Новой Зеландии есть Министр Властелина Колец, который отвечает за то, чтобы у Джексона не было проблем с фильмом. Ведь тот уровень, на который он поднял Новую Зеландию в плане налогов и туризма, нельзя недооценивать.

Из планов на ближайшее будущее — сделать веранду, а также заказать у ребят-толкиенистов новую посуду, которую они вырезают вручную из дерева. Для этого понадобится очень много времени и денег, ведь это работа почти на год, но обычная посуда слишком диссонирует с интерьером. Мы постоянно что-то добавляем, меняем, но я надеюсь, что через 10 лет не уйдём от основного направления очень далеко.

Lidia Nikolskaya
6 мая, 14:00

Поделиться: