И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намDowntown продолжает рассказывать о полезных идеях по благоустройству города. Сегодня речь пойдёт о тенденции создания культурных центров на месте старых промышленных зон. При невозможности возродить производство городские активисты по всему миру стали организовывать здесь творческие кластеры, и бывшие фабрики превратились в арт-зоны. Пример такой модификации — пекинская 798 Art Zone — полузаброшенный завод, который превратили в центр современного искусства.
Предприятие по производству электронного оборудования построили в 50-х годах прошлого века. В 80-е он лишился господдержки, производство стало убыточным, из-за чего было свёрнуто, а помещения стали сдавать в аренду. В 1995 году Пекинская Академия Изящных Искусств разместила здесь часть своих мастерских, а в 2000-ом декан местного факультета арендовал место под свою студию. Спустя год на территории бывшего завода появился книжный магазин и офис, всё больше художников стали переносить сюда свои мастерские. Они обновили помещения, но оставили индустриальную атмосферу.
В Москве «Винзавод», дизайн-завод «Флакон», Artplay и другие подобные пространства уже давно превратились в успешные артзоны.
Сейчас здесь можно посмотреть как молодых малоизвестных авторов, так и признанных классиков вроде Энди Уорхолла. Помимо галерей и студий в культурном центре есть жилые здания, артшопы с книгами, картинами и сувенирами, антикварные лавки, кафе и рестораны. Кроме того, местами здесь всё ещё можно найти индустриальное производство, и на фоне уличных скульптур и граффити можно заметить дым из труб и работу промышленной техники.
В России также стали обращать внимание на старые промзоны. В Москве «Винзавод», дизайн-завод «Флакон», Artplay и другие подобные пространства уже давно превратились в успешные артзоны.
В Воронеже есть огромное количество заинтересованной молодёжи, и современное искусство активно развивается, но такой площадки здесь всё ещё нет. И это несмотря на то, что почти в каждом районе города можно найти завод или фабрику, которые либо функционируют частично, либо и вовсе пустуют. Но молодые специалисты всё больше обращают внимание на вопрос превращения промзон в культурные центры. По просьбе Downtown архитекторы Диана Ларина и Анастасия Кулябина рассказали о своих идеях.
Дизайнер-архитектор
Общими силами городских активистов, предпринимателей и местного арт-сообщества в культурный центр можно преобразовать, например, территорию Экскаваторного завода на Московском проспекте, 44 гектара которой, после банкротства предприятия в 2006 году, практически не используется. Некоторые помещения здесь сдаются в аренду, но большинство цехов заброшено. Строить культурный центр с нуля очень дорого, а потому тенденция оживлять промзоны выгодна и городу, и людям.
Схема расположения строений завода позволяет использовать двор для выставок уличного искусства, а также организации кинопоказов, ярмарок, концертов и других мероприятий. Эта территория позволит городу устраивать масштабные фестивали, увеличивая тем самым поток туристов и повышая имидж города в целом.
Цеха с большими окнами подойдут для организации учебных курсов и программ с лекциями и мастер-классами, а также для занятий музыкой или хореографией. Здесь также обязательно должны появиться разноформатные кафе и рестораны, книжные магазины и артшопы. Некоторые помещения можно сдавать в аренду фотографам, художникам, дизайнерам и другим творческим людям, которые приведут с собой соответствующую аудиторию. В итоге получится не только культурный центр, но коммерчески выгодный проект.
Архитектор
Моя идея связана с корпусом завода «Электроприбор» на улице 20-летия Октября, в котором сейчас нет производственных цехов. Потенциальные арендаторы в таком арт-кластере — креативный класс, как правило, связанный с искусством, медиа, архитектурой, дизайном, IT и молодым бизнесом.
Индустриальная эстетика — высокие потолки, огромные окна, грубые кирпичные стены, отсутствие декора — сегодня явно в моде. Поэтому в помещении можно сделать школу визуального искусства, различные салоны и шоурумы, коворкинг, офисы openspace, медиатеку, кафе, фотостудию и библиотеку, в том числе с читальным залом на открытом воздухе.
Кроме того, во внешнем пространстве можно организовать парковку, которой сейчас нет, обустроить внутренний двор, а ещё сделать стрит-арт- и граффити-площадки и оставить место для уличных инсталляций. Экстерьер здания нужно отреставрировать, используя эргономичные материалы — например, помимо стандартных кирпича и стёкол, обшить стены и декоративные элементы прилегающей территории деревом.
Всё это поможет собрать творческие ресурсы города в одном месте, стимулировать стартаперов, а также решить проблему занятости и вовлечённости молодёжи. Более того, культурный центр скажется на облике города куда лучше огромного заброшенного пространства завода.