Гиды

Свежий взгляд. Бразильские документалисты разрушают стереотипы

Свежий взгляд. Бразильские документалисты разрушают стереотипы
Книги, открытые люди и страхи советской эпохи.

Целую неделю группа бразильских документалистов провела в Воронеже. Каждый день они снимали семью Федоровских для фильма о странах-участниках группы BRICS, который затем покажут на международных фестивалях, в том числе и в России. Съёмочная группа рассказала Downtown, что такое «нижний средний класс», как на примере простой воронежской семьи узнать о стране в целом, о роли телевизора и пережитках советского прошлого.


Джулия Мартинс

Режиссёр фильма

 

 

Амилсон Лесса Виэйра

Ассистент


Альберто Кампос

Оператор


Герои проекта

Мы были наняты бразильской продакшн-компанией, которая хотела снять серьёзное документальное кино о странах BRICS. Джулия предложила сделать это на примере отдельно взятой семьи «нижнего среднего класса». Решили проводить неделю с каждой: снимать, как они просыпаются, что едят, о чём разговаривают, ездить с ними на работу.

Теперь мы точно можем сказать, что «нижний средний класс» — понятие растяжимое. В Африке, например, его представители живут без электричества и воды, но не задумываются об этом, ведь другого они просто не видели. В Бразилии и вовсе есть новый термин — «новый средний класс». Это люди, которые раньше были бедными, но благодаря собственному труду начали зарабатывать и стали полноправными членами потребительского рынка.

«Нижний средний класс» — понятие растяжимое. В Африке его представители живут без электричества и воды.

Героев искали разными путями. Легче всего было, конечно, в Бразилии: там кандидатов подбирало местное статистическое агентство Data Popular. С трудностями мы столкнулись в Китае и в России: в первом случае сыграла роль закрытость самого государства, у них даже facebook запрещён. Люди там постоянно куда-то спешат и очень боятся попасть в кадр. Никто не хотел участвовать в проекте, но в итоге нам повезло: мы встретили бразильского продюсера в Шанхае, который дружил с несколькими семьями, и, к счастью, они нам подошли.

 

Средний класс и предрассудки

В России было не легче. Мы быстро поняли, что Москва и Санкт-Петербург в качестве примеров российских реалий нам не подходят, но в столице встретились с Дарьей Гонзалес из «Российской Газеты». У неё были знакомые семьи из регионов, и мы начали с ними работать. Остановились на Воронеже — кандидаты здесь самые репрезентативные. Перед нашим приездом с ними работал продюсер Андрей, и ему тоже было тяжело. В его обязанности входило интервьюирование семей, съёмка героев и их домов. Многие отказывались, говорили, что он сам не знает, на что подписался, и что за съёмку в такого рода фильме их вышлют из страны. Видимо, это пережитки советской эпохи. Сама Дарья советовала очень интересную семью скульпторов, но они не подошли, так как являются высшим средним классом. В итоге мы остановились на Федоровских.

Мы быстро поняли, что Москва и Санкт-Петербург нам не подходят, и становились на Воронеже — кандидаты здесь самые репрезентативные.

Перед приездом в Россию мы прочли статью Натальи Тихоновой о том, что здесь  средний класс — это люди, которые после коллапса советской республики стали жить несколько хуже, но всё равно настроены оптимистично. Но экономика сейчас развивается, и появляются возможности для лучшей жизни. Мы включили в российский профайл вопросы о том, как изменилась жизнь семьи после распада СССР, после большой экономической реформы 1998 года и после вступления в альянс BRICS.

 

Русские и полиция

Вообще в вашей стране съёмки проходят на удивление просто и гладко. Русские — открытые, дружелюбные и гостеприимные. Особенно по сравнению с Китаем: там постоянно волнуются о времени. Здесь же мы чувствуем себя раслабленно и поэтому делаем свою работу лучше.

Единственная проблема, с которой столкнулись в Воронеже, — наш ассистент Миу потерял миграционную карту, и его не заселили в гостиницу. Теперь он живёт у продюсера Андрея и ходит по разным инстанциям, что очень сложно. Местные полицейские долго не могли понять, что у нас нет сокращённой подписи, и везде в документах мы ставим полные имя и фамилию. А ещё они кричали, что срочно нужно «родить» переводчика с бразильского, и это было смешно, ведь такого языка нет — у нас все разговаривают по-португальски.

Вообще в вашей стране съёмки проходят на удивление просто и гладко. Русские — открытые, дружелюбные и гостеприимные.

Ели говорить о бразильцах и русских в принципе, то они очень похожи, особенно в менталитете и особенностях языка: например, чётким звуком «р». Внешне же здесь светлее глаза, у девушек длинные волосы, и люди выше — у себя дома Джулия, например, чувствует себя гигантом. А так, горожане всё в тех же джинсах и кроссовках.

 

Культ внуков и телевизора

Главное отличие от семей из других стран, которое сразу бросилось в глаза, — у Федоровских есть книги. Их очень много, и все расставлены по жанрам. Нигде больше такого не видели. Члены семьи постоянно обнимают и целуют друг друга, это здорово, но тоже уникально для России. А ещё нас постоянно пытаются накормить. В Бразилии, например, есть лёгкий завтрак, основная нагрузка — на ланч, вечером — обед. А здесь плотно едят всегда, каждый раз ланч. Помимо этого, заметно различие между представителями старшего поколения: бразильская бабушка — очень энергичная и одухотворённая женщина, она по-прежнему в своих мечтах, занимается высшим образованием. Здесь же они полностью сконцентрированы на детях и внуках и думают только о них. Зато и сходства на лицо: в каждой стране телевизор играет значительную роль в жизни семьи, и везде люди сфокусированы на деньгах. Это неплохо, ведь они действительно нужны. И, кстати, все герои думают о единстве семьи, и это гораздо важнее.

Один день съёмок документального фильма Middle Earth в Воронеже

Предыдущее
Следующее
1 фото из 10

Фотографии: Анна Колесникова

3515
Lidia Nikolskaya
6 ноября, 07:07

Поделиться: