И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите нам«Ручьи» в очередной раз провели последнюю вечеринку. Сегодня рассказываем, кем и как создавался паб «Сто ручьёв», и что произошло с помещением за время его существования. Чтобы собрать в целое эту историю, мы встретились с сегодняшним руководством паба, поговорили с бывшим персоналом от официантов до гардеробщиц, а также с первыми диджеями и первыми посетителями.
В начале двухтысячных о том, как устроена клубная жизнь, воронежцам приходилось только догадываться — отрываться было фактически негде. На тот момент работали только клуб «Фламинго», где играли попсу, и «Золотое дерево», где можно было просто посидеть. В это время и появился паб «Сто ручьёв». Открытие этого места можно официально считать началом клубной культуры города.
В конце 90-ых пять друзей-бизнесменов, чьи имена сегодняшнее руководство попросило не афишировать, решили создать свой клуб. Они много путешествовали и смотрели, что и как устроено за границей. «Воронежу не хватает праздника» — главный лозунг, и его следствие — цель: привезти как можно больше новых идей из-за границы. В Испании впервые узнали, что такое фейс-контроль: одного из них не пустили в клуб, несмотря на дорогой костюм, так как вечеринка была только для молодёжи. В Барселоне побывали в кафе, где в обед работал лишь один официант: он принимал, готовил и разносил заказы. В Вене увидели архитектуру Хундертвассера, это и послужило отправной точкой того, что нечто похожее должно появиться в Воронеже.
Знакомый одного из сооучредителей вызвался заняться этим вопросом. Это был парень-аутист, который не имел никакого отношения к строительству. Именно он бил плитку и выкладывал холл.
«Сто ручьёв» начали делать на бывшей ткацкой фабрике на улице Кирова. Планировка помещения идеально подходила под клуб, но по нормам нужно было много чего привести в порядок. Для того, чтобы начать строительство, с фабрики пришлось вывезти около 100 машин с мусором.
Дизайн клуба — это большая собирательная репродукция работ Хундертвассера — все прообразы и идеи были взяты из книг австрийского архитектора. В переводе на русский Хундертвассер — «сто рек». Отсюда и взялось название «Сто ручьёв». А логотип заведения — эпизод из трудов архитектора.
Сейчас весь холл выложен плиткой, которую заказывали из-за границы, потому что в городе ничего стоящего не было. А во время строительства три бригады отказались работать – у мастеров рука не поднималась разбить итальянскую плитку, которая сильно отличалась от российской ценой. Наступил ступор, непонятно было, кто возьмётся за это. Знакомый одного из сооучредителей вызвался заняться этим вопросом. Это был парень-аутист, который не имел никакого отношения к строительству. Именно он бил плитку и выкладывал холл. И по его задумке фасад сделали чёрно-белым.
В зале ресторана на первом этаже решили повесить телевизоры для трансляции футбола и стилизовать место под старый английский паб. Задача найти старую мебель была почти невыполнимой. Именно поэтому там разрешали танцевать везде: на барных стойках, диванах и столах. Так мебель быстро получила свой отпечаток исторической потёртости.
Строительство клуба шло на протяжении его существования, вплоть до 2007 года. 7 ноября 2001 прошла первая вечеринка — открылся первый этаж. Позже открыли чиллаут на втором этаже и танцпол на третьем, в 2002 году достроили мансарду, а в 2005 появился караоке. Эти пять залов существуют и сегодня, и масштабной перепланировке они не подвергались, кроме третьего этажа, где в 2007 построили сцену на танцполе.
В самом начале вечеринки проходили каждый день на втором этаже, первый открывался только по выходным, танцпол работал лишь во время концертов. В начале нулевых в Воронеже мало кто был знаком с клубной культурой и следил за модой, поэтому в клубе танцевали люди в обвисших свитерах, спортивных штанах и кроссовках. Быдло и битьё стаканов считалось нормальным.
Первые диджейские сеты здесь начали ставить Михаил Гребенщиков, который позже уехал на «Фабрику звезд», и Патрик, который переехал в Сочи. В клубе крутили русский рок, старое диско и «Ленинград». В 2003 году началась новая эпоха: на вечеринках появилась электронная музыка. Как следствие — поколение кислотников. Новой публикой стали люди в флуоресцентной одежде, с кислотными косичками и ирокезами. Параллельно в клубе появляются первые шоу-программы. Это были девушки гоу-гоу: люди специально приходили посмотреть на эффектные костюмы и бодиарт.
Приветствовалось, если ты странно одет, а очень красивые могли даже пройти бесплатно.
Новая волна и новые люди заставили владельцев вместо суровых охранников поставить фейс-контроль. Первым был Влад Силютка, в это время здесь впервые появляются браслеты, по которым можно пройти в заведение. Цвет браслетов сначала не меняли, вечеринки были почти каждый день, ходить в клуб можно было целую неделю, пока браслет не размокнет и не порвется. Работа фейс-контроля заключалась в двух вещах: не пускали людей в спортивных костюмах и не пускать слишком пьяных людей. Приветствовалось, если ты странно одет, а очень красивые могли даже пройти бесплатно. Ручьи стали настолько популярными, что людям не хватало места, и многим приходилось отказывать. На одной вечеринке на втором этаже забыли закрыть окно, и парень с улицы залез в него через крышу. После этого пришлось поставить решётки.
Долгое время «Ручьи» славились самой большой концертной площадкой в городе: здесь выступали Нино Катамадзе, Линда, Мумий Тролль, Дельфин и другие музыканты. «Сто ручьёв» первыми начали транслировать футбол и танцевать под «Ленинград». Тематические вечеринки с масштабными декорациями и костюмами проходили только здесь, а на Хеллоуин всегда стояли самые длинные очереди.
Это место, которое долгое время было символом большой культурной эпохи. И говорят, люди этой эпохи никуда не денутся, вот только собрать их в одном месте уже не получится. В очередной раз, но теперь по-настоящему, «Ручьи» закрылись.
Фотографии: Лиля Свиридова