Город

Путь длиною в 340 лет: Развитие Воронежа на примере улицы Кольцовской

Путь длиною в 340 лет: Развитие Воронежа на примере улицы Кольцовской
Служившая когда-то окраиной, ул. Кольцовская постоянно развивалась, пока наконец не стала визитной карточкой центра города, но лишь одно за её 340-летнюю историю оставалось неизменным — её неоспоримое значение для Воронежа.

В последнее время я частенько слышу критические отзывы об архитектуре и инженерном благоустройстве нашего города.

Да, действительно, на сегодняшний день существует ряд основополагающих проблем, в число которых входит и утрата аутентичности (исторической ценности) застройки, и расформирование ансамблевости, которая, несомненно, придавала «единый строй» улицам, гармонизировала архитектуру с окружающей её средой, и частично устаревшее и требующее модернизации инженерное оснащение главных улиц города.

Именно так студенты архитектурного факультета ответили бы на экзаменационный вопрос: «Градостроительные проблемы г. Воронежа». Впрочем, этот же ответ подходит для характеристики практически всех наших городов, да и 50% западных.

Мне бы всё-таки не хотелось становиться в один ряд с нигилистами и отрицать положительные тенденции в градостроительной эволюции Воронежа.

Чтобы проследить извилистый путь нашего города «из грязи практически в князи», достаточно рассмотреть историю улицы Кольцовской, значение которой всегда было неоспоримым.

Этап «монархический»: 1774—1917 г.

Сегодня с трудом можно представить, что в далёком 1774 г. (в прошлом посте я писала, что это сакраментальный год зарождения регулярной планировки города) улица практически являлась окружной магистралью правобережья, опоясывая его вдоль северо-запада. Сразу же за Кольцовской следовал городской земляной вал, служивший в качестве укрепления. Этот же вал вплоть до начала XIX мешал дальнейшему развитию улицы (до 1830—1840-х была застроена только теперешняя нечётная сторона).

Ул. Кольцовская. Генеральный план 1774 г.

Прорыв же случился в 1820-х, когда «сильные умы мира сего» признали старый вал непригодным, а строительство нового — нецелесообразным из-за ненадобности подобной защиты. Так и появилось первое здание на чётной стороне улицы — чугунолитейный и колокольный завод. А уже в 1830—1840-х здесь же начали застраиваться целые кварталы.

Значительное событие в истории улицы и города в целом — устройство в 1859 г. первого прообраза городской канализации. Попытаюсь описать, что из себя представляла данная система. Фактически это был «Венецианский канал» (в него и сбрасывались все отходы), меньшей глубины, но с многочисленными мостиками, как и в городе-вдохновителе.

В застройке улицы особняком стояли два крупных культовых сооружения. В начале 1890-х г. завершилось сооружение католического костела, а в 1910 г. возвели и православный храм, его посвятили памяти святого князя Владимира. К сожалению, оба здания были снесены в годы советской власти.

Ул. Кольцовская. Храм Св. Владимира

В основном в период «монархического» этапа Кольцовская была застроена производственными зданиями. И ничего удивительного в этом нет, так как она служила и окружной, и выездом из города, и, фактически, его окраиной, а именно в таких местах и формируются промышленные комплексы. Различных по своему профилю  (металлургический завод, паровая мельница, винное производство, многочисленные склады и др.), их объединяло пагубное влияние на санитарное состояние улицы.

В принципе, конец первого этапа можно охарактеризовать всецелым поглощением улицы производственными зданиями. Всё больше предпринимателей пытались обосноваться на этом участке города. Расположение семейных предприятий на Кольцовской даже стало некой визитной карточкой авторитетности.

Этап «коммунистически-социалистический»: 1917—1991 г.

Новая власть сразу же взялась устранять противоречия между важным статусом улицы и её неблагоустроенностью. Конечно, главной предпосылкой к таким действиям послужил не великий порыв меценатства, а желание национализировать все предприятия, находящиеся на улице. Но, тем не менее, взяв все бразды правления в свои руки, государство теперь несло ответственность за санитарное состояние каждого завода по отдельности и улицы в целом. Так, например, устаревший «канал» в 1931 г. заменили на подземную канализацию, которая уже отвечала требованиям и жилых, и производственных зданий. 

В 1931 г. на всей улице оборудовали и открыли трамвайную линию, замкнув тем самым первое городское кольцо трамвая.

Ул. Кольцовская. 1930-е

В те же 1930-е была проведена полная перепланировка улицы «по типу бульвара» и замощена проезжая часть от Плехановской до Девицкого выезда. А в 1940-х вся Кольцовская была заасфальтирована. Так всего за несколько лет улица сделала быстрый скачок из прошлого сразу в будущее. 

Ул. Кольцовская. Бульвар. 1950-е

Период с 1950 по 1990 годы можно охарактеризовать сносом заводских зданий и — намного реже — их адаптацией к общественным функциям (модернизацией, реконструкцией и перепланировкой). На месте разрушенных промышленных комплексов в большинстве случаев возводились многоэтажные жилые дома.

Этап «наше время»: 1991—... г.

Промежуток времени с 1991 по 2000 г. можно смело вычеркнуть из истории улицы за неимением каких-либо значимых событий. Зато с 2000 г. их произошло сразу несколько. Здесь важно упомянуть и начало строительства церкви Рождества Христова в Комсомольском сквере (и вправду мы живём во времена контрастов: в сквере с абсолютно коммунистическим названием строится православная святыня), и возведение высотного здания около «Галереи Чижова», которое теперь является доминантой фактически всего центра, и саму «Галерею Чижова», которая дополнила общественно-досуговую функцию улицы. Ну а дальнейшее развитие Кольцовской зависит от нас, ведь в лучшее верится.

Ул. Кольцовская. Церковь Рождества Христова

Ул. Кольцовская. ТРЦ «Галерея Чижова»

Подводя итог моему небольшому эссе, можно провести сколько угодно аналогий в истории улицы Кольцовской и города в целом. Примером могут служить хотя бы следующие факты: когда-то были перенесены предприятия с Кольцовской, сейчас они постепенно исчезают с лица города и переносятся за его черту; когда-то была благоустроена и расширена проезжая часть на этой улице, теперь она будет расширена и благоустроена по всему городу; будут сформированы и многофункциональные центры на главных улицах, как это уже сделано на Кольцовской. Однако невозможно сопоставить решение инженерного благоустройства и, как следствие, санитарного состояния во времена царской России и России сегодняшней (хотя в этом вопросе следует отдать дань общему развитию технологий).

Прочитав биографическую статью об известном зодчем Людвиге Мисван дер Роэ, я отчётливо запомнила его высказывание об архитектуре: «Бог в мелочах, надо только суметь разглядеть», так и я тщательно осмотрелась по сторонам и для себя осознала, что Воронеж совсем неплох.

Фото public domain.

Алина
25 января, 11:49

Поделиться: