Город

Почему в Воронеже не будет коворкинг-пространств, но будут попытки их открыть

7985
Автор:
Полина Волкова
19 февраля 2014 12:50
6+
Почему в Воронеже не будет коворкинг-пространств, но будут попытки их открыть
Выясняем, что происходит в городе с рабочими пространствами для фрилансеров. Почему они закрываются, и откроются ли снова?

Не считая отдельных зон антикафе, в Воронеже была только одна попытка запустить коворкинг. Питерская франшиза Grand открылась в мае 2013 года, проработала несколько месяцев и потихоньку свернулась. До этого момента другие молодые предприниматели пытались открыть коворкинг вместе с хостелом, но в итоге открыли только хостел. Что случилось с воронежскими коворкингами первой волны? 

Попытки открыть коворкинг во многом были продиктованы не потребностями рынка, а желанием первыми оседлать тренд. Амбиции подогревали и открывавшиеся одно за другим антикафе. Они создавали иллюзию, что общение — это новый товар, который хорошо продаётся. Хотя на самом деле в антикафе хорошо продаётся только event-площадка, и основной доход приносят корпоративы. Плюс, в условиях коворкинга оказалось, что за общение и особую атмосферу в модном общем офисе, воронежские фрилансеры не готовы платить больше $100 в месяц. При такой арендной ставке за рабочее место и без дополнительных источников дохода коворкинги просто не рентабельны.

техническое обследование конструкции здания и сооружения

  

Евгений Братишка и Виктор Дубинин

Учредители коворкинга Grand

Мы ставили перед собой задачу вырастить предпринимателей нового формата. Идея была такая: стартовый капитал можно потратить на аренду офиса, покупку оргтехники и классного костюма, а можно обосноваться в коворкинге и сэкономленные деньги вложить, например, в рекламу. Но сейчас мы понимаем, что неправильно открылись. В Москве и Питере проблема рабочего места — это настоящая боль, в Воронеже эта боль неявная. К тому же, мы не донесли до нашей аудитории основную ценность: коворкинг — это не просто офис, это профессиональная тусовка и знание твоих «соработников». В итоге Grand просуществовал всего несколько месяцев.

Катя Кокорина

Совладелец хостела «Крыша»

Изначально мы загорелись идеей коворкинга. Но начались проблемы с собственником помещения, а потом и партнёр передумал. И мы открыли хостел. Но даже если бы всё удачно сложилось, мы бы быстро закрылись. В нашем проекте мы не видели прибыли от аренды: предварительный опрос показал, что большинство людей не готовы платить за месяц больше 3000 рублей. Значит нужно было обеспечить пространство частыми платными мероприятиями. Перед нами был опыт «Зоны действия». Даже в таком развитом городе, как Питер, ребятам приходилось очень нелегко.

Почему коворкинги закрываются?

Опыт Воронежа не уникальный. В Краснодаре, Перми, Красноярске, Казани коворкинги открываются и закрываются так же стремительно. Причины везде одинаковые:

  • Владельцы понимают, что это нерентабельно — ментальность русского фрилансера не позволяет ему платить больше $100 за рабочее место, когда «дома не хуже». Чтобы окупиться нужны либо непрофильные источники дохода, либо собственное помещение.

  • В попытке удержать аудиторию, коворкинг меняет формат: превращается в таймкафе, офис на 2-3 компании, образовательное пространство.

  • Малоформатные коворкинг-центры и площадки эконом-класса просто не комфортны для работы. Например, для продажника и дизайнера нужны разные помещения, а в небольших openspace это не учитывается.

Анастасия Калебина

Co-founder коворкинг-центра ComPot (Красноярск)

ComPot открылся в феврале 2013 года и был первым в Красноярске коворкингом. Через несколько месяцев мы закрылись из-за проблем с арендодателем. Одновременно пришло понимание, что такой проект в чистом виде не рентабелен. Шанс выжить есть только у синтетических моделей. Это может быть, например, коворкинг+хостел, коворкинг+кафе и так далее. Ещё один важный момент: люди приходят к людям. В первый месяц работы мы не раз слышали такие фразы: «А почему у вас людей нет? Если не появятся, мы тоже уйдем». Нужно всегда помнить, что добавочную стоимость коворкингу составляет его сообщество, коллаборация.

Глеб Гурлин

Учредитель коворкинга «Циолковский» (Калуга)

Наш коворкинг открылся только перед Новым годом, до этого мы работали в режиме event-площадки. Выводы пока делать рано, но уже есть стабильный поток, пусть пока и не коммерческий. Мы выбрали немного экстремальный путь: намеренно отказались от рекламы в пользу «сарафанного радио», но зато тем самым обеспечили качество аудитории. На площадке коворкинга мы сейчас разворачиваем очень насыщенную и многостороннюю образовательную программу. Моё мнение, что в малых городах для успешного существования коворкинга, он должен быть совмещён с другими функциями, к примеру, у нас он является частью таймкафе. Я знаю немало прецедентов, когда различные креативные агентства свободные площади своих офисов преобразовывали в коворкинг, открытый для людей из вне. В этом случае бремя аренды не так велико и риски снижаются.

Получается, что заработать на фрилансерах почти невозможно. Это или инструмент для бизнеса: когда дома работать не комфортно, а одному снимать офис дорого. Или один из элементов гибридных кросс-бизнесов: когда открываешь хостел+коворкинг, инкубатор+коворкинг или кафе+коворкинг.

 

Как выжить коворкингу?

Опыт успешно работающих коворкингов есть в Москве и Санкт-Петербурге. Во многом это связано с особенностями рынка недвижимости в столицах. При существующих арендных ставках, коворкинг — единственный способ получить рабочее место в центре города. Поэтому столичные проекты заполнены не только фрилансерами, но и небольшими компаниями. Например, в первом петербургском коворкинге «Зона действия», кроме одиночек, прописались студия интернет-маркетинга, служба перевозок и другие фирмы.

Павел Берман

Заместитель генерального директора
коворкинга «Зона действия» (Санкт-Петербург)

Нужно чётко видеть и знать свою аудиторию. У нашего коворкинга есть определенная специализация с прицелом на IT и стартапы. Но при этом мы не закрыты для остальных отраслей. Например, сейчас падает рубль, и бизнес, работающий на международных площадках, несёт убытки. Этим компаниям выгодно переводить своих сотрудников в коворкинги. Мы готовы разместить их, но для начала проводим собеседование, чтобы это соседство было комфортным всем. Потому что главное — сохранить рабочую атмосферу.

Коворкинг «Зона действия»

Предыдущее
Следующее
1 фото из 9

Если региональные коворкинг не может быть самодостаточным бизнесом, то в Москве наблюдается обратная ситуация. «Рабочая станция», расположенная в Парке Горького, за полтора года превратилась в прибыльный проект. Основатели оспаривают тезис регионов о том, что ставку нужно делать на особую атмосферу, а не на удобное пространство. В коворкинге человек должен быть защищен от проблем обычного офиса (закончилась бумага, негде провести переговоры, нельзя работать ночью). 10-15 миллионов рублей — столько нужно, чтобы создать по-настоящему комфортную среду, уверены учредители «Рабочей станции». И рабочих мест для рентабельности должно быть не менее 100-150.

Михаил Комаров

Основатель коворкинга «Рабочая станция» (Москва)

Главная ошибка стартаперов — очень маленький стартовый капитал. Денег не хватает на инфраструктуру и обустройство, и клиент чувствует обман в качестве комфорта и услуг. Я видел коворкинги, которые открывались чуть ли не в квартирах. Но покупают же глазами! Поэтому место должно быть удобным, красивым и в некоторой степени модным. У клиента должно быть ощущение: «Ребята, я работаю в самом модном месте города, а вы — нет!». Многие думают, что коворкинг — это аудитория, тусовка. Нет! Коворкинг — это, в первую очередь, удобное для работы пространство. И оно должно быть функциональнее, чем обычный офис: с отличной техникой, переговорными, душевыми. А тусовка сложится сама собой с течением времени.

Коворкинг «Рабочая станция»

Предыдущее
Следующее
1 фото из 6

Будет ли в Воронеже вторая коворкинг-волна?

Restart-коворкинги. Самые первые коворкинг-заводчики запускаются снова. Евгений Братишка и Виктор Дубинин, экс-учредители Grand, в марте планируют в центре города открыть новый коворкинг для молодых предпринимателей. Как уверяют основатели, на этот раз процесс будет обратным — сначала люди, потом место. Владельцы хостела «Крыша» тоже чуть было не открыли коворкинг во второй раз. В этот раз он должен был быть совмещен с кофейней. Но появилась информация, что в Воронеже открывается известный международный бренд кофеен. Проект свернулся. Но предприниматели уверены, что у них были бы свои клиенты.

Офисные симбиозы. В отдельных офисах появляются особые формы коворкинга — компании предоставляют бесплатные места фрилансерам и пользуются взамен их некоторыми услугами.

Дмитрий Провоторов

Сооснователь интерактивного агентства«Мануфактура»

В офисе «Мануфактуры» есть свободное рабочее пространство. И мы приглашаем в него людей, нам интересных и близких. Мы отдаём рабочее место бесплатно, но имеем некий профит от сотрудничества. Например, если это фотограф, то он помогает с видеозаписью планерок. Это в чистом виде поиск возможностей быть полезным друг другу. Именно на этой идеологии, как мне кажется, должен основываться коворкинг. В чем крутость таких пространств? Не только в том, что ты получаешь офис. Ты получаешь рядом людей, которые способны сделать тебя профессиональнее, дать новые связи, направить в нужное русло. Коворкинги должны создаваться с целью дать индустрии что-то, что позволит ей измениться. Но при этом они могут стать бизнесом и должны к этому стремиться.

Муниципальные коворкинги. Бесплатные или частично бесплатные общие офисы открываются в рамках программ поддержки малого бизнеса, и уже есть в Москве, Красноярске. В Воронеже небольшой бесплатный коворкинг-офис работает в Областном молодежном центре.

Новые коворкинги. Такая площадка должна открыться ориентировочно в апреле на территории жилого комплекса «Челюскинцев, 101». Коворкинг с общей площадью 400 квадратных метров рассчитан на 30 рабочих мест, оборудован переговорной и другими функциональными зонами. Стилистически он будет поддерживать историю «челюскинцев» и получит в честь них название.

Скорее всего, Воронеж ждёт вторая волна открытия коворкинг-пространств. Но будут ли они востребованы?

Фотографии: vk.com

Поделиться: