Гиды

Ниндзя среди нас

Ниндзя среди нас
Мы знаем времена, когда слово «ниндзя» внушало страх в самых отважных из мира давнего востока. Непобедимые командиры и самураи теряли самообладание, потому что в холодном поту осознавали, что значит незаметная атака из темноты. В переводе с японского «ниндзя» означает «разведчик». В средневековой Японии «ниндзя» именовали узкий круг представителей воинского сословия, чьим ремеслом был шпионаж в пользу феодала. Ниндзя – не просто ловкий и сильный человек, но прежде всего умный и хитрый. Остались ли ниндзя в наше время – кто знает? Как таковых, смертельных и настоящих, наверное, нет, а вот похожие на них есть – в моём родном Омске.

 

Ниндзя среди нас

 

Мы знаем времена, когда слово «ниндзя» внушало страх в самых отважных из мира давнего востока. Непобедимые командиры и самураи теряли самообладание, потому что в холодном поту осознавали, что значит незаметная атака из темноты. В переводе с японского «ниндзя» означает «разведчик». В средневековой Японии «ниндзя» именовали узкий круг представителей воинского сословия, чьим ремеслом был шпионаж в пользу феодала. Ниндзя – не просто ловкий и сильный человек, но прежде всего умный и хитрый. Остались ли ниндзя в наше время – кто знает? Как таковых, смертельных и настоящих, наверное, нет, а вот похожие на них есть – в моём родном Омске.

Алексей Регент, тридцатидвухлетний парень из семьи рабочих, считает себя ниндзя. Он много тренируется и мало ест, много читает и мало тратит время впустую. Да, чуть не забыл – занимается этот парень набивкой татуировок в модном салоне. Окончив омскую транспортную академию, стал татуировщиком!

– Знаешь, сколько времени человек проводит впустую и съедает зря? – рассказывает Лёша спокойно, изучая тебя взглядом. – Ничего не должно пропадать. «Если берёшься, то знай зачем» – старая японская пословица, Витя.

Надо сказать, что с Лёшей я познакомился в спортивном зале «FlexGym» в центре Омска. С виду невысокий худой и смуглый парень, с толстыми синеватыми губами. На голове – ёжик из чёрных волос. Начинаешь общаться, понимаешь, что он – очередной замученный работой молодой человек и вряд ли выудишь из него полезную информацию. Ну полный «шлак» – для любопытного журналиста, как смело называет скучных и не выделяющихся людей знакомая корреспондентка из коммунистической газеты «Красный путь».

– Губастый, жать лёжа будешь? – спросил тогда я, почему-то рассердившись.

– Не смотри, что худой и молчу, – начал Лёша, улыбаясь с иронией. – Не надо говорить много, лучше – делать!

Какой-то хитро-дерзкий парень, отметил я, вероятно, не видел, сколько я выжимаю штангу и приседаю. Да я его в бараний рог скручу, «губастика-африканца» загорелого! Только я решился сделать замечания по поводу его дерзости-странности, он качает головой и отвлечённо говорит:

– Зря сэнсэй Янукович с Европой играл, теперь видишь, какие беспорядки. Я бы сказал, украинцы темпераментнее русских, но и терпения у них достаточно. Был бы он крепок духом, не вёл политику «своим и чужим». За двумя зайцами погнался. Баррикады они серьёзные затеяли, остановят их с трудом. Ещё власти США вмешиваются, пытаются контролировать процесс. Играют на мировую публику, светятся в СМИ.

Я слушаю Алексея с неприкрытым восторгом, даже не знаю, к чему придраться. А тот продолжает:

– Ты ведь журналист, с тобой нужно разговаривать интересно!

 

Оказывается, Лёша часто заходит в группу спортивного зала «FlexGym» «Вконтакте», проходит по моим ссылкам и читает про атлетов-посетителей. Побывал парень на ресурсе «Великоросс», на сайте общероссийского журнала «Наша молодёжь». Особенно понравились ему материалы, в которых я упоминаю Японию и самураев. В этих трудах, по мнению Лёши, кипит иная жизнь, чувствуется неистовый интерес к темам востока.

С темой средневековой Японии у меня и Лёши связано довольно много. Мы оба читали Харуки Мураками, Эйдзи Ёсикаву и Кобо Абэ. Оба не отказываемся от просмотра анимэ и занимаемся спортом. Есть разница: Лёша – татуировщик и фанат ниндзюцу, а я – учитель в школе и немного пишу. Сказать по правде, про жизнь ниндзя я знаю из фильмов и художественной литературы, поэтому слушать рассказы Регента – одно удовольствие.

К сожалению, Алексей Регент не помнит, как родился на свет (конечно, а кто помнит?), в том смысле, что родители у него приёмные. Приёмная мама – родом из Николаева, а папа – японец, мастер ниндзюцу. Ребёнок появляется у них мгновенно, стоило перебраться в Японию. На полу крыльца собственного дома Хитоши и Алёна его и обнаружили.

Но отец умирает рано, когда мальчику только девять лет. После смерти супруга женщина с ребёнком возвращается на Украину, затем в Омск ближе к переехавшим родным. Мама рассказывает о нём мало, в основном показывает фото. Вот Хитоши в додзё с учениками, а здесь он кушает суп-мисо со старшим товарищем. Фотографии Лёша показал мне позже, когда узнал, что хочу написать о нём. Говорит, что я журналист не простой, с душой, открытый. Говорит, когда я хочу показаться тем, кем не являюсь по натуре, получается у меня глупо. Не обязательно «подкалывать», если привлекаешь к себе внимания. Чтобы наладить плодотворное общение достаточно человека похвалить, мол, обалдеть, какой здоровенный у него вес на штанге, и если оценит этот «шаг», то расскажет немало интересного.

Могу представить, что маленького Лёшу подкинули странной парочке: украинке и японцу специально, чтобы вырастить из него сильного духом и телом.

В додзё парень начинает заниматься рано. Говорит, что люльку папа раскачивал таким способом, чтобы она ударялась о стену. Сначала младенец пугался и плакал, но затем, привыкнув, пытался отталкиваться ножками от стены. В раннем возрасте его учили плавать и нырять, делали специальный массаж, включающий удары, щипки и «накаты» на тело, руки и ноги специальной бамбуковой палкой. Лёшу учили лазать по деревьям, передвигаться по канату, прыгать с высоты на землю, карабкаться по отвесной стене, долго висеть на руках, перепрыгивать с лошади на лошадь на полном скаку и ходить нагишом в любую погоду. Болезненным процедурам мальчика не подвергали, мама воспротивилась его дальнейшей подготовки. Преждевременная подвижность суставов и другое было лишним, вряд ли парня будут связанного топить в озере.

Слушая молодого человека, невольно озадачиваешься, а не выдумывает ли он? Как в том анимэ «боец Баки», когда каждый участник международного турнира красочно представляет свою историю. На одного бойца из мультфильма Лёша всё-таки похож, но только толщиной и цветом губ.

– Отработкой ударов я занимаюсь каждый день по часу, иногда больше, – признаётся парень дома в посёлке «Кордном». – Маме не мешаю.

Я вижу у парня тонкий татами, белую палку для кендо, нун-чаки на стене, катана. Ремонт он сделал в своей комнате необычный – на манер помещения в додзё. Стены у него в лакированную бамбуковую стволику, на окнах – внутренние ставни, дверь в другую комнату – разноцветная фусума. Шведская стенка, груша, брусья. Спортивный зал он основал в собственной комнате. Небольшой, но есть необходимое.

– Врёшь, чайник африканский! – попивая сладкий травяной чай, кидаю я. – Ты не похож на бойца. Ниндзя – крутые ребята, которые выполняют задания, обладают гипнозом, актёрским мастерством, подражают звукам животных, копируют голоса других людей. Показывай кувырки, удары классные. Представление разыграй!

– Не наглей, не дзёнин*, – качает он головой. – Не веришь на слово, не верь. Показывают в цирке, не так ли?

Ниндзя способны преодолеть высокие крепостные стены и глубокие рвы, скрываться под водой, сражаться против численно превосходящего противника и молчать под жесточайшими пытками. А что может Лёша? Ходить в модный спортивный зал «FlexGym» в центре Омска и рассуждать на тему «ниндзя».

С падением режима Токугава и упразднением самурайского сословия в 1868 году традиции ниндзя сходят на нет. Часть разработанных ими приемов находят своё применение в полиции и японской армии. Сам же комплекс подготовки ниндзя с годами утрачивается. Ниндзюцу (в переводе с японского "искусство скрытности") – японское боевое искусство, использовавшееся для подготовки шпионов и наёмных убийц. На убийцу и шпиона Лёха Регент не похож.

– Бытие ниндзя романтизировано, Витя, – объясняет Алексей вкрадчиво. – Бойцы были из крестьян, ничем не выделялись, чтобы не привлекать внимания. Но стоило дзёнину подать знак, так обычный человек становился великолепным воином тени.Из 70 кланов ниндзя самыми влиятельными считались «Кога», а также «Ига». Они одерживали победы во всех соревнованиях, проводимых тайно в горах и при храмах ямабуси.

Лёша производит кувырок вперёд, потом назад, с поверхности татами. Берёт снаряд кендо и обращается им довольно стильно, я бы сказал, прямо как в фильмах «Ниндзя I и II». Я нападаю на него по-разному, а тот показывает способы ухода. Уходит, не контактируя, а затем наоборот – прихватывает то за руку или за ногу, стараясь провести бросок. Швыряет меня на татами не так уж и мягко, ё-моё. У этого парня ни крупицы лишнего веса. Он будто бы извёл себя тренировками, выкачав из тела воду. Разогретая кровь в жилах придаёт его мышцам багровый оттёнок, и таким образом Лёха делается малиново-тёмным.

– Ты много кушаешь, Витас, – замечает он шутливо, пританцовывая на месте. – Во время тренировки много разговариваешь, поэтому не можешь сосредоточиться.

– Есть надо вкусное и сколько хочешь, – хмыкаю я.

– Человек употребляет пищу от безделья и скуки, – добавляет парень. – Нужно насыщать организм по потребности, а не просто так. Долой вредные продукты. Почему, думаешь, японцы дольше живут?

Выясняется, что ближе к вечеру парень не кушает жирное. Лучше выпить больше воды, чем съесть перед сном, скажем, кусок окорока. Если не набираешь массу специально, то незачем заполнять желудок. Организм тратит немалое количество энергии   на переработку лишнего продукта, а это «минус» из завтрашнего самочувствия. Ниндзя питаются по часам, исходя из пищевой ценности предмета. Двести лет назад к 15-ти годам юноши осваивали не только все доступные виды оружия, но и регулировали потребности своего организма. Для выполнения возложенной миссии они пользовались необходимым, а так же ели и пили немного. Лишние запахи могли выдать подобно болтливому языку, поэтому воины тени придерживались строгой диеты.

– Перенасыщение едой вредит ясности ума, – подмечает Лёша. – Зажиревший мозг соображает лениво. Как думаешь, может ли толстый и ленивый человек быстро и верно сориентироваться? Ниндзюцу – не просто особая тренировка, это образ жизни, стиль существования.  

Из сведений письменного источника искусство ниндзюцу держалось в большой тайне, передавалось внутри одного клана. Сторонний человек не имел возможности постичь. Но нельзя думать, что ниндзя проводили жизнь в постоянном выполнении шпионских поручений и осуществлении заказных убийств. Многие члены клана ниндзя практиковали ниндзюцу втайне от непосвящённых, жили при этом обычной жизнью крестьян или торговцев.

Изначально школы ниндзя формировались из самураев, со временем ниндзя и самураи стали олицетворять противоположные полюсы японского боевого искусства. Самураи – профессиональные воины; они были людьми чести, безукоризненно придерживающимися морального кодекса бусидо, готовыми пожертвовать жизнью за своего господина, либо совершить ритуальное самоубийство сеппуку (харакири), чтобы смыть позор. Для ниндзя не существовало моральных принципов, кроме верности своему клану и обязанности выполнить порученную работу – для достижения цели годились любые средства. При этом самоотверженностью ниндзя ничем не уступали самураям. Известно множество легенд, иллюстрирующих уникальные качества ниндзя — по одной из них, шпион, скрываясь от погони, угодил в медвежий капкан, и чтобы убежать отрезал себе ногу, но почувствовав, что силы его на исходе – обезобразил своё лицо (чтобы не быть узнанным) и совершил самоубийство.

У женщин-ниндзя, проникавших в свиту влиятельных князей, было свое оригинальное оружие. Высокие прически этих дам украшали изящные булавки, используемые как ножи и метательное оружие.

Про ниндзя Лёша готов говорить часами, этого его любимая тема.

– Какой ты шпион из тени, если всё рассказываешь мне? – уточняю я.

– Вношу неверные сведения, чтобы дезинформировать противника. Побеждают иногда не силой, а хитростью.

Ага, не придерёшься.

– Костюм у тебя есть? – спрашиваю. Всегда хотел поглазеть на необычную униформу ниндзя.

– Есть, – и Лёша вытаскивает «доспех». – Пошили на заказ, здесь же – на «Кордном».

Наряжается. Но лицо не прячет. Предупреждает, что любой знак, в том числе и сокрытие дыхания – означает подготовку к убийству. А сегодня лишать жизни Лёша никого не собирается.

Экипировка ниндзя продумана до мелочей — костюмы, позволяющие им скрываться в темноте, множество разнообразных видов оружия — от мечей до метательных звёздочек, приспособления для преодоления препятствий. Разные предметы помещаются во внутренних карманах костюма. Если по расчётам их оказывалось недостаточно, то ниндзя надевал и пояс.

Лёша участвует в соревнованиях. В основном предпочитает выездные, поскольку местные не проводятся вообще. Нет в Омске ассоциации ниндзюцу. Если в Новосибирске и в Москве с выступлениями гораздо проще, то в родном сибирском городе всё запущено. Настраиваясь на выступление, выбираешь его вид. Либо ты участвуешь в состязаниях между каратистами, ушуистами и знатоками, скажем, кунг-фу или таэквондо, либо демонстрируешь мастерство на отдельных шоу. Можно «прогуляться» по «живым ступеням» – обращение к этому снаряду тренирует в ниндзя устойчивость. Не умеющий человек свалится с первых двух ступеней, потому что не удержит равновесие. Затем зрителям следует показать приёмы с катаной или копьём – яри, не оставит равнодушным показ кувырков и приёмы в партере. В общем: человек, занимающийся ниндзюцу серьёзно, найдёт себе применение.

– Главное! – настаивает Лёша. – ни в коем случае не перейти на тёмную сторону и не  использовать мастерство во зло. Многие талантливые ученики попросту становились наёмными убийцами и заканчивали карьеру так же… Хорошего мастера будут помнить долго, а «хорошего» убийцу – постараются забыть. Это «закон памяти» – одно из наставлений Будды.

Ага, воспитали джедая добрым, а тот возьми и рассердись… бабах – на экраны вышли «Ситхи» и «Дарт Вейдер»… Здорово! Романтично!

Что касается клубов ниндзюцу, где можно потренироваться с ребятами, то в Омске их – нема. Есть два неофициальных – во дворце «Молодёжный» на левом берегу Иртыша,  и в помещении клуба при антикафе – «Старый самурай», на остановке «Турист».

– Не действуют, Витя, серьёзные боевые клубы, об этом бы написал… – сетует Лёша. – «Ролевики-шоумены» неуёмно машут мечами для народа, обмазанные растительным маслом «пауки»-бодибилдеры позируют на сцене, силовые атлеты, толстяки-хвастуны, тягают штангу, а мы – тоже, ха-ха, получается – норовим развлечь публику. Я хорошие видео находил в Интернете, познавательные. Про единоборства, про ниндзя.  Собственно все виды боевых искусств отличны, важно овладеть одним из них и тогда можно посоревноваться. Но нельзя увлекаться – иначе противник может оказаться искусней…

Мода на ниндзя не угасает. Растёт число участников виртуальных групп «Вконтакте». Ещё в XX веке это явление приобретает масштабы крупной мании, которая захлёстывает не только Японию, но и Европу, а главным образом — США. Образ людей, непобедимых шпионов со способностями, волнует воображение, создаёт постоянно растущий спрос на художественные произведения (кино, книги) с участием героев-ниндзя. Между тем известно, что традиционное ниндзюцу прекратило существование уже в XIX веке. Есть некоторые сведения о применении системы ниндзюцу для подготовки солдат спецподразделений Японии во Второй мировой войне, и ёще более скудная информация о тайном сохранении традиций ниндзя несколькими кланами и их сотрудничестве с японской мафией Якудза. Один знакомый уверяет, что современные упоминания о ниндзя – вымысел и что знаменитый супрематист Казимир Малевич изобразил именно ниндзя в своём «чёрном шедевре».

Возможно, ниндзюцу является самым противоречивым из восточных боевых искусств — в его истории причудливо перемешались: таинственность древних кланов, хранящих секретные знания, и раскрученный образ поп-культуры; сверхчеловеческие возможности, которые навряд ли можно воспроизвести, и полное отсутствие общепризнанной морали; духовное совершенствование на основе буддизма и существование за счёт профессионального убийства и шпионажа. Скорее всего, нынешние мастера ниндзюцу – обыкновенные тренера рукопашного боя, решившие разнообразить свой досуг ещё и театральными представлениями.

***

Лёшу я не подкалываю. Уважаю друга. Недавно посетили суши бар и наперегонки кушали японские блюда, запивая сакэ. Ниндзя для меня – ребята необыкновенные, с ними можно весело провести время.

– Посмотри «Честь дракона» – новый фильмец с Тони Джаа, – советует Лёха. – Тайские бои и крутые ребята в стиле восьмидесятых. А вообще – больше читай. Есть хорошая литература, посвящённая востоку и единоборствам. Аниме сильно не увлекайся, не будет времени для работы. Какой женщине понравится мужчина-фанатик мультиков? Если только не анимешнице!..

Лёша обещает взять меня на простое ниндзя-задание, познакомить с местным дзёниным. Сначала буду обслуживать экипировку и готовить еду для штаба, а затем, когда сброшу лишний жирок, меня возьмут на серьёзное дело.

Всё, долой чрезмерное потребление пищи, займусь ниндзюцу, ребята!

 

 

 



* Глава клана ниндзя, которому подчиняются участники среднего звена — Тюнины.

2121
Виктор Власов
10 марта, 10:01

Поделиться: