Жизнь

В Воронеж едет Summer of Haze. Чего ждать от witch house в баре

В Воронеж едет Summer of Haze. Чего ждать от witch house в баре
Замедленный бит и атмосфера абсолюта в witch house.

5 апреля в Воронеже выступит Summer of Haze — электронный музыкант из Тамбова. Вводные данные на него не слишком обширны. Он удивителен в первую очередь тем, что сумел собрать почти 9 тысяч поклонников witch house в России. При этом как-то каталогизировать его творчество и сформировать полноценное мнение не представляется возможным. Это цветущий психоделический поток треков, эксплуатирующих жанр в диапазоне от вполне убедительных ремиксов до начиток разного уровня пошлости текстов и исполнения песен на английском женским вокалом с русским акцентом. Это не всегда получается воспринимать всерьёз.

На самом деле, есть куча вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. Наверняка за всем этим стоит какая-то философия. Как-то само собой напрашивается, чтобы у артиста в нишевом музыкальном жанре, который взял псевдоним, вдохновившись именем порнозвезды-рестлера, она была. От интервью Summer of Haze отказался, сославшись на то, что у него недавно уже было. Поэтому предлагаю всем заинтересованным прийти на вечеринку в бар BKWSK и понять что к чему самостоятельно.

Вообще, в душах российских музыкантов вичхаус нашёл отдельный отклик. Видимо, серые пейзажи спальных районов невольно наводят на подобное творчество. Кто-то пробовал себя в нём ради шутки, кто-то воспринял это всерьёз. По законам жанра в сети появлялись десятки анонимных и полуанонимных записей, авторство которых приписывалось кому угодно. Массового слушателя эти записи не обрели, впрочем, они и не особо стремились к этому. Как следствие, вичхаус остался нишевым жанром для самых любопытных.

Факт: если замедлить трек «Владимирский централ» артиста Круга примерно в 8 раз, получится музыка для аэропортов и небесных сфер, которой позавидовал бы сам Брайан Ино. Когда жанр witch house только набирал обороты, было мнение, что делать его до безобразия просто: накрутил реверб, замедлил бит — и ты в дамках. Пять лет назад в период появления вичхауса по сети гуляли целые сборники с замедленными в разы треками, большая часть которых формально принадлежала к жанру drag. Для их изучения требовалась определенная доля мужества и музыкальной самоотверженности: не всегда удавалось воспринимать всё это всерьёз. Перевес в пользу полноправного существования в категории жанра произошёл примерно в тот момент, когда к этим сборникам стали прибавляться EP команды Salem, записи oOoOO (читается как Oh) и прочих музыкантов с символами юникода из крестов, кружочков и треугольников в названиях.

Название жанра выросло из удачной шутки электронного продюсера Pictureplane, которая попала на плодородную почву Pitchfork’а. В интервью он назвал жанр, в котором он и его друзья себя позиционировали, witch house. Это было что-то вроде внутренней шутки для них. После этого интернет, как водится, сделал своё дело. Название прочно закрепилось за сформировавшимся впоследствии жанром. Самое смешное здесь то, что формально творчество Pictureplane никогда не было похоже на то, что сейчас называют вичхаусом.

Оккультистская символика на обложках и непроизносимые названия команд из юникода, которые совершенно невозможно искать в поисковиках, придавали ореол загадочности и причастности к какому-то таинству.

Вичхаус возник примерно из всего того, что существовало тогда на горизонте флагманской электроники: глубокий гулкий бас, зачастую сбитые ритмы, мутные сэмплы голосов с измененными частотами… Лейбл Hyperdub уже катился тяжеловесным катком по ушам массового слушателя на всей планете, на волне интереса к дабстепу интерес к вичхаусу был колоссальный. На какое-то время казалось, что он стал всем тем, чем в своё время были дарк-фолк, индастриал и готические субкультуры в бесчисленных проявлениях. Оккультистская символика на обложках синглов и альбомов и непроизносимые названия команд из юникода, которые совершенно невозможно искать в поисковиках, придавали ореол загадочности и причастности к какому-то таинству. Плюс звучание жанра идеально подходило по атмосфере для афтепати глубокой ночью, когда сознание переходит пограничные состояния, и уже лучше бы давно вырубиться, но кажется, что ещё немного — и откроется истина. В моём плейлисте, например, вичхаус успешно конкурировал с абсолютным чемпионом в этой области — великой группой Coil.

В какой-то момент вичхаус вдруг так же внезапно пропал с радаров. Массовая волна интереса закончилась, музыканты с непроизносимыми названиями поняли, что в шоу-бизнесе всё равно придётся жить по его законам, и стали придумывать, как правильно называть весь этот юникод человеческим языком. Ещё один забавный момент в истории с жанром связан с тем, что, например, до этого был артист Prince, переименовавший себя в определенный символ без названия. И в прессе писали о нём: «артист, ранее известный как Prince». После вичхауса появилась целая армия тьмы артистов, которые сами не всегда знали, как они называются. Salem после полноценного альбома как-то залегли на дно, oOoOO записал прекрасный альбом в прошлом году, который уже и не то чтобы вичхаус, скорее, просто попадает под категорию «пост-дабстеповая эпоха». Вторым дабстепом вичхаус не стал, Бритни Спирс вичхаус в свои песни не вставляла.

10607

Поделиться: