И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намВ прошедшие выходные, 21 и 22 июня, Воронеж впервые принимал международный проект Calvert Forum, который собрал в одном зале английских и российских экспертов, представителей креативных индустрий и городских активистов. Событие проходило в кинотеатре «Спартак», где открытую панельную дискуссию посетило около 250 человек. Это были местные художники, дизайнеры, музыканты, бизнесмены, представители власти, городские активисты и студенты, которым было интересно узнать об опыте Манчестера — города, активно развивающегося, в том числе и экономически, за счёт креативных индустрий.
Calvert Forum открыл врио губернатора Алексей Гордеев. Он говорил о том, что главный потенциал Воронежа — молодёжь. Налаживая связи и получая новые знания, в том числе благодаря таким проектам, как Calvert Forum, воронежцы могут реализовать себя, не уезжая в Москву или за границу. Затем было вступительное слово от создателя фонда Calvert 22 Нонны Матерковой и видеобращение Алексея Кудрина, создателя Комитета гражданских инициатив и декана факультета свободных искусств и наук СПбГУ. После чего Джонатан Маклори, руководитель проекта Calvert Forum, представил экспертов, и они рассказали о проектах, которыми занимаются.
Основатель театрального фестиваля 24/7 Дэвид Слэк говорил об истории Манчестера, который был маленьким торговым городом, но потом начал активно меняться: был построен канал, стала развиваться промышленность и появился первый в мире индустриальный парк. Даже великая депрессия и война не остановили стремительный рост города. Далее был футбол, музыка, спортивные и театральные фестивали — креативные идустрии вышли на первый план и стали одним из основных инструментов экономического развития Манчестера.
Рассказ о творческих индустриях продолжила Линн Маккадден — основатель и директор компании Morra Ltd. Её выступление было больше похоже на интерактивный тур по креативному Манчестеру: плавно двигаясь от одной локации к другой, она ставила акценты на важности малого бизнеса в городах, на конкуренции и коллаборациях, на навыках и умениях, которые должны постоянно развиваться. Линн подчеркнула, что все положительные изменения в городе происходят по инициативе горожан и посоветовала воронежцам начать действовать.
Сара Элдеркин, руководитель департамента по культурной экономике в городском совете Манчестера, говорила от лица городской власти. Речь шла о том, что необходимо поддерживать инициативы в области креативных индустрий, арт-проекты и культурные события, много внимания уделять образовательным площадкам для молодёжи и приветствовать новые идеи. Всё это и сформирует будущее города.
О коллаборациях и больших совместных проектах рассказывала Саманта Макшейн, программный директор оркестра Manchester Camerata. Помимо этого, у тех, кто работает в креативных индустриях, всегда должен быть вызов самим себе: нужно стремиться к тому, чего сложно достичь. Процесс и результат этого вызова положительно влияют не только на отдельных людей, но и на динамику городского развития.
После иностранных экспертов выступили ректор Воронежской академии искусств Эдуард Бояков и глава Департамента культуры Елена Ищенко. Они говорили о том, что импульс появляется не там, где много денег, и хорошие идеи реализуются не за счёт вливания финансов. В первую очередь, нужно наладить взаимоотношения между креативными индустриями, бизнесом, властью и обществом. И это будет главной рабочей платформой, которая сможет решать конкретные проблемы и создавать новые продукты творчества, привлекая профессионалов и инвестиции.
После пленарной сессии прошли три панельные дискуссии — «Общество», «Культура» и «Образование». На первой секции обсуждали городские сообщества и творческие индустрии — зачем и для кого они существуют? Модератором выступил создатель UrbanUrban Егор Коробейников, а в дискуссии приняли участие главный редактор Downtown Алексей Болох, Линн Маккадден, Елена Серебренникова из Ассоциации развития города Ижевска и Свят Мурунов, основатель «КБР. Креативная экономика».
Культура — это нефть 21 века, а творческие индустрии — это люди, которые придумывают новое общество.
Эксперты говорили о том, что креативные индустрии формируют имидж города, поэтому они должны быть доступны, интересны и близки каждому горожанину. Благодаря творческим процессам люди начинают видеть больше, начинают развиваться и менять в лучшую сторону то, что их окружает. Городу нужен качественный человеческий капитал и культурные агенты, потому что «культура — это нефть 21 века, а творческие индустрии — инструмент перехода из индустриального общества в постиндустриальное, это люди, которые придумывают новое общество», как сказал Свят Мурунов.
О культурной составляющей говорили на второй сессии Calvert Forum. Модератором секции стала Екатерина Гиршина из института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», а спикерами — Николай Алексеев из ВЦСИ, член Экспертного совета Министерства культуры РФ Григорий Заславский, Дэвид Слэк и креативный директор фонда Calvert 22 Эко Эшун. Григорий Заславский говорил, что в городе должна быть подготовлена почва, чтобы там появилась новая культурная сцена и актуальные практики: «Всходы появятся только на подготовленной земле».
Нужно действовать, и не идти на компромисс с самим собой. Если ты хочешь — этого достаточно. Всё случится.
Николай Алексеев рассказал о боксёре Коляне, который является руководителем независимого арт-кластера в Краснодаре, где работает известная российская арт-группировка ЗИП. Художники сами решают, что и как делать, и это помогает им развиваться. Дэвид Слэк стал актёром в 40 лет, поэтому призывал слушателей, в первую очередь, ничего не бояться, а действовать, и не идти на компромисс с самим собой: «Если ты хочешь — этого достаточно. Всё случится». И если вы идёте за поддержкой к властям, вы должны иметь конкретный проект и чётко сформулированные цели, чтобы вас могли поддержать. Логичным завершением сессии стали слова Эко Эшуна: «Нужно постоянно двигаться и задавать вопросы. И это не конец света, если люди не соглашаются: именно из споров и дискуссий рождается прекрасное — что-то необычное и неожиданное».
На третьей секции в качестве экспертов выступили Эдуард Бояков, Сара Элдеркин, сооснователь воронежской Инвестиционной палаты Анатолий Шмыгалёв и руководитель управления экспертной и контрольной работы Воронежской области Андрей Марков. Несмотря на то, что это была последняя дискуссия, зал вёл себя достаточно активно и задавал спикерам вопросы. Видимо, это была одна из самых актуальных для Воронежа тем. Эдуард Бояков много говорил о потенциале города и о том, что пирамида власть-бизнес-творчество должна создавать условия для самореализации людей, чтобы они не уезжали из Воронежа, а объединялись здесь и создавали удобный для жизни город.
Нужно учиться транслировать язык креативных индустрий правительству, чтобы стало понятно, как творческие проекты могут повлиять на экономику региона.
Это и есть та точка соприкосновения между креативными индустриями и властями, над которой нужно работать. Нужно учиться транслировать язык креативных индустрий правительству, чтобы чиновникам стало понятно, насколько сильно творческие проекты могут повлиять на экономику региона. В завершении Calvert Forum прошла пленарная сессия, где участники подвели итоги всего сказанного, а гости из Великобритании сказали, что Воронеж обладает невероятным потенциалом и внутренней энергетикой, и что Манчестеру есть чему поучиться у воронежцев.
22 июня в книжном клубе «Петровский» прошёл закрытый воркшоп для представителей креативных индустрий Воронежа. На встрече были представители Downtown, интерактивного агентства «Мануфактура», студии Vimotion, арт-группы «Квадрат», творческой группы BROSCO, музея Крамского, местные бизнесмены, журналисты и английские эксперты Calvert Forum Voronezh. Вместе участники сформулировали и обсудили восемь болевых точек, которые мешают развитию творческих сообществ в Воронеже.
Большинство присутствовавших назвали проблему нехватки профессионалов основной в Воронеже. В городе недостаточное количество образовательных программ в вузах, нет актуальных и интересных для молодёжи специальностей, уверенно смотрящих в будущее.
Многие считают, что в Воронеже совместная работа властей и креативных индустрий плохо налажена. Попросту, иногда непонятно, к кому обращаться и что делать, если у тебя есть какая-то культурная инициатива.
Это проблема самосознания горожан, которые бояться быть непонятыми и отвергнутыми. Из-за неуверенности в себе, в своих силах и из-за страха перед мнением остальных, многие отказываются от реализации смелых идей и новаторских практик.
В Воронеже отсутствует системный подход к сектору творческой экономики, из-за чего мы не используем свой потенциал во всей его полноте. К каждому событию нужно продумывать стратегию и выжимать из этого максимум, привлекая, например, городских активистов, художников, представителей малого бизнеса, рестораторов и других.
Нужно поднимать общий уровень культуры в городе и в людях, развивать чувство прекрасного, знакомить с новыми тенденциями и удачным опытом других городов и стран, чтобы не было страха перед чем-то новым или экспериментальным, чтобы люди могли доверять профессионалам, которые качественно выполняют свою работу.
Воронежу нужны хорошие дороги, транспорт, архитектурная составляющая и другие части инфраструктуры, потому что всё это помогает создать удобную среду и приятное место для жизни, где можно творить и создавать новые смыслы.
Чтобы любая система развивалась, она должна оставаться открытой. Но в Воронеже в сфере креативных индустрий слабо развиты внешние связи, хотя положительные тенденции уже есть, в том чисте Calvert Forum Voronezh.
Ещё одна болевая точка, над которой предстоит работать самим горожанам. Все городские сообщества разобщены и закрыты, мало контактирует между собой и почти не поддерживают друг друга. Хотя нетворкинг и коллаборации являются одними из самых важных составляющих в индустрии.
За два дня Calvert Forum Voronezh показал, что в Воронеже есть огромный потенциал для развития креативных индустрий, которые могут стать одними из ключевых и в финансовом развитии региона. Пока в городе нет департамента по культурной экономике, как в Манчестере. Но если представители творческих индустрий найдут общий язык, начнут действовать сообща и выстроят чёткую стратегию развития, такой орган может появиться. Результатом совместной упорной работы креативных институций, бизнесов и городских властей может стать переход в постиндустриальное общество и создание того самого светлого будущего, о котором так много говорят и только.
Итоговый доклад Calvert Forum Voronezh будет опубликован на сайте проекта через несколько недель. Также появится видеозапись с события. Следите за новостями на Downtown.
Фотографии: Алексей Ликутов