Гиды

Как уличное искусство меняет город. С чего начинался фестиваль «Здесь» и что будет дальше

Как уличное искусство меняет город. С чего начинался фестиваль «Здесь» и что будет дальше
Об ответственности за место, в котором мы живём, и новом отношении к стрит-арту.

Сегодня, 26 июня, в 19:00 организаторы воронежского проекта стрит-арта «Здесь» проведут в книжном клубе «Петровский» открытую встречу. На ней будут обсуждать, зачем городу и горожанам нужны фестивали уличного искусства и как они влияют на нашу жизнь. Событие пройдёт в рамках «Города Прав», который стартовал в Воронеже на этой неделе.

Перед началом открытого обсуждения, мы поговорили с соорганизатором фестиваля стрит-арта «Здесь» Ириной Аксёновой. В сегодняшнем материале читайте о том, с чего начинался фестиваль, что о нём говорят горожане и как уличное искусство делает нас ответственными.


Ирина Аксёнова

Соорганизатор проекта стрит-арта «Здесь»


— Как появился проект «Здесь»?

Можно сказать, из тарелки с супом, так как впервые идея была озвучена за обедом двух не очень знакомых друг с другом девушек в одном из кафе Воронежа. От разговора из серии «было бы круто» мы довольно быстро перешли к делу, так как опыт организации фестивалей был и у меня, и у теперь уже со-куратора «Здесь» Ольги Кузьминой. Уже через полгода, в мае 2013, к нам приехали Threehouse и Graffitiarchiv из Германии, Никита Nomerz из Нижнего Новгорода и Petro из Жуковского. Было страшно весело — очень страшно и очень весело. На этой энергии мы сделали второй этап в сентябре и получили колоссальное количество позитивных отзывов и нужный объём критики.

— Как развивалось уличное искусство в городе до события и что изменилось после?

Мы точно не стояли у его истоков, скорее, поймали нужный момент, когда все было готово к фестивалю такого масштаба. Были небольшие события и бэттлы, были свои сообщества и тусовки. Воронежские райтеры выросли до приличного уровня без нас. Мы просто это всё актуализировали и вывели в  публичный дискурс.

Нам удалось отчасти демаргинализировать уличное искусство в глазах обывателя. Журналисты начали писать положительные статьи о стрит-арте и райтерах.

Сейчас, как минимум, есть 14 больших муралов и более 18 других объектов, которые за год не были закрашены. Я постоянно вижу, как кто-то постит фотографии с нашими стенами в соцсетях. Стало понятнее, как можно работать с уличным искусством в городе, что ещё хочется сделать лично нам. Очень приятно, что журналисты стали писать больше положительных статей о стрит-арте и местных райтерах. Кажется, нам удалось отчасти демаргинализировать уличное искусство в глазах обывателя.

Самое крутое, что набирает силу параллельный проект «Стрит-арт и граффити в городе Воронеж». Сложно сказать, какую роль в его возникновении сыграл наш фестиваль, но думаю, динамики процессу мы точно добавили.

— А что о «Здесь» говорят люди в городе?

На программу 2013 года реакция была в основном от позитивной до восторженной. А вот с Кириллом Кто, который приезжал в Воронеж в этом году, всё сложнее. Но зато все начали обсуждать, что же такое уличное искусство, что вообще творит Кирилл. Я слышала, как наш с ним проект обсуждали люди, мягко говоря, далёкие от стрит-арта и современного искусства. Получился процесс чисто в духе современного искусства, которое само себя постоянно ставит под сомнение.

— Сталкивались с какими-то трудностями во время фестиваля?

Самым неприятным эпизодом была попытка получить в ГИБДД разрешение на парковку вышек на проезжей части — называется, почувствуй себя «маленьким человеком». Ещё драматические истории были связаны с пребыванием Кирилла Кто. Наверное, когда работаешь с людьми такого уровня чувствительности к миру, постоянно задаёшь себе вопросом: «Вот это сейчас что-то гениальное или полная шиза?». У Кирилла фантастическая способность находить общий язык с людьми из самых разных социальных сред. Например, когда мы исследовали ВАИ, к нам пристала группа довольно агрессивных подростков. Кирилл за пару минут подружился с вожаком и вскоре они уже вместе рассматривали фотографии, которые Кто делал в городе. Тот же Кирилл мог зайти в дорогой бутик и со знанием дела обсуждать с консультантом достоинства той или иной марки запонок.

— Вы привозили райтеров из других городов и стран с самого начала. Как вы их находили?

Первых райтеров мы приглашали по рекомендациям людей знающих. Нам повезло поработать с Полиной Борисовой, из последних проектов которой была выставка Паши 183 «Наше дело подвиг» в Московском музее современного искусства. Сейчас мы слушаем советы наших бывших участников, подсматриваем возможных гостей у других фестивалей и просто знакомимся с райтерами на разных событиях.

В России происходят крутейшие проекты уличного искусства, и было бы глупо, не поучиться у них, не вдохновиться чужим опытом.

Наша задача — развиртуализировать всё, что есть в мире уличного искусства, передавать знания и опыт российского и зарубежного стрит-арта через живых носителей. Нам важно, чтобы не только рос уровень местных художников, но и в целом менялось отношение в обществе к уличному искусству, чтобы его ключевые факторы были узнаваемы и считываемы.

— Каким вы видите фестиваль дальше?

Сейчас мы даже слишком бурлим идеями и концепциями — есть понимание, что делать вплоть до 2016 года. Организационно нам необходимо срочно расширять команду, искать место постоянной дислокации и заручаться поддержкой самых разных партнёров. Содержательно, мы пытаемся уйти от простой работы по оформлению города в сторону осознанных интеракций с ним, к интервенциям и высказываниям. Это не значит, что мы не будем больше делать масштабных муралов, но хочется, чтобы они все были в едином концепте кураторского или авторского высказывания. Нам также кажется, сейчас самое время уходить от очевидных вещей к экспериментальным, но баланс всё равно будет соблюдаться. Мы пробуем сделать наш проект более интерактивным, собственно поэтому и затеяли открытую дискуссию про фестивали стрит-арта и их возможную роль в городе. В России происходят крутейшие проекты уличного искусства, и было бы глупо, не поучиться у них, не вдохновиться чужим опытом.

С помощью уличного искусства можно поработать с городским пространством, почувствовать его многомерность, признать свою ответственность за него.

Программа на август уже частично сформирована. У нас будет спец-десант из Перми и много совместного творчества с горожанами. Другое дело, что надо разрабатывать повестку для городских властей разного уровня по поводу поддержки уличного искусства, чтобы лоббировать её в течение всего года.

Мы не пытаемся сказать своим проектом ничего сверхоригинального: с помощью уличного искусства можно здорово поработать с городским пространством, почувствовать его многомерность, признать свою ответственность за него, сделать среду более человечной и неповторимой. Мы рады, если кто-то будет делать это вместе с нами.

Титульная фотография: «Время культуры»
Фотографии из сообщества проекта уличного искусства «Здесь»

3419
Nowhere
26 июня, 07:10

Поделиться: