И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намВ рамках недели музыки на Downtown рассказываем, как научиться снимать видео — клипы для своей группы, мокьюментари, профайлы и всё остальное. За полезными советами мы обратились к креативному директору студии Vimotion Максиму Ищенко. Читайте далее, почему для хорошего видео необязательно иметь дорогую камеру и зачем нужны строительные галогенные фонари, если хотите научиться снимать хорошо.
Креативный директор Vimotion
Неважно, на что ты снимаешь. Раньше я думал, что, чем лучше камера, тем лучше результат. Я снимал на китовый объектив 18-135 — это просто мусор. Но я снимал на него долго и упорно (в любом случае, картинка с dslr камеры вместе с этим объективом лучше большинства камкодеров). И как-то мне в руки попал объектив 50mm 1.8. Что в целом для «профессионалов» тоже мусор, но для меня это был прорыв в картинке. Суть в том, что всё относительно. И всегда будет что-то совершеннее и лучше.
В 80-90х часто использовали наезды зумом. Если мы будем использовать этот прием сейчас, картинка автоматически будет смотреться как из того времени.
Не нужно заниматься техноонанизмом и пытаться обвеситься по полной. Я видел примеры работ, снятых на супер любительские камеры, но при этом результат выше многих «профи». Короче, если решились купить первую камеру, пусть это будет любая б/у dslr с функцией записи видео. Начиная от Canon 550D и объектива 50mm 1.8. Камера стоит на вторичном рынке около 12000 рублей плюс объектив 2000. Кстати, можно использовать старую советскую оптику, например Гелиос или Юпитер. Их полно на Avito, и стоят они до 1000 рублей. Через специальные переходники можно установить на любую современную камеру, и результат будет совсем не хуже, а в чём-то даже интереснее.
Если в объективе или в камере нет стабилизации, то всегда используйте штатив. Любой китайский за 500 рублей — вам больше ничего не нужно. Вообще, даже если есть стабилизация, используйте штатив. Конечно, если нет цели создать «эффект присутствия», а он должен быть оправдан.
Свет сильно влияет на картинку. Причем можно использовать всё, что есть под рукой: iPhone с включенным фонарём или настольные лампы. Ещё есть дешёвый вариант — это строительные галогенные фонари. Их можно использовать для общего освещения пространства.
Если свет направить на объект, будут жёсткие тени, что тоже может быть полезно. Или можно перед объектом ставить рассеиватели из ткани: подойдет любая синтетическая белого цвета, невысокой плотности. Кстати, осторожно: фонари очень сильно накаляются, ничего на них не вешайте.
Нет избитых приёмов или ракурсов — есть уместные или неуместные. Я думаю, будут случаи, когда «подержать на ладошке» человека тоже пригодится. Любой приём съёмки характерен для определенного времени или ситуации, в которой его наиболее часто использовали или даже придумали. Соответственно, эти приёмы будут автоматически отсылать зрителя к какому-то времени или ситуации. В 80-90х часто использовали наезды зумом, которые подчеркивали внимание к какой-то детали. Сейчас, если мы будем использовать этот прием, картинка автоматически будет смотреться как из того времени. Так лучше не делать, если, например, снимаете официальный репортаж для ТВ. Будет неуместно и комично.
Если мы хотим показать диалог двух друзей в баре, мы сначала показываем на несколько секунд общий план снаружи бара, чтобы зритель понял, где это. А потом уже переходим к диалогу. Если люди сидят друг напротив друга, мы сначала показываем лицо одного говорящего, потом другого. Камера в обоих случаях должна стоять строго напротив, а не по диагонали.
Если в камере нет стабилизации, то всегда используйте штатив. Любой китайский за 500 рублей — вам больше ничего не нужно.
Детали характеризуют ситуацию «детально». Например, мы покажем несколько идущих один за одним кадров: дартс, бильярдный стол, автомат с музыкой, а далее уже диалог двух друзей. Мы понимаем, что бар определённой стилистики, и если один из друзей одет во фрак с бабочкой, значит, это неслучайно, и он в этом баре лишний, оказался там не мимо проходя.
Есть разная крупность планов: супер крупный, средний, супер общий. При монтаже лучше чередовать их через один. Менять планы один за другим или же, наоборот, быстро — от супер крупного до очень общего, стоит, если на это есть задумка.
Вот несколько программ, в которых можно работать с видео. Они делают всё одинаково, просто инструменты в разных местах. Одна из самых дешёвых программ для монтажа — это Sony Vegas. Самая распространенная — Adobe Premiere, но самый простой и понятный интерфейс, наверное, у Final Cut.
![]() |
![]() |
![]() |
Adobe Premiere |
Sony Vegas |
Final Cut |
Титульная фотография: Максим Ищенко