Гиды

Как организовать фестиваль в Белом колодце

Как организовать фестиваль в Белом колодце
Что ждать от фестиваля в Белом колодце.

В прошлом году Платоновский фестиваль презентовал новую программу World Music, а в этом — превратит её в молодёжный open air в Белом колодце. 7 июня пять исполнителей — Ясмин Хамдан из Ливана, Эстер Рада из Израиля, Mgzavrebi из Грузии, The Bambir из Армении и Drum Ecstasy из Беларуси — представят на пляже мелового карьера все разнообразие современной фолк-сцены: инди-рок, электронику, фанк, нео-соул и r’n’b.

О том, как выбирали артистов для концерта в Белом колодце и чего ждать от этого события, мы поговорили с руководителем отдела фестивальных программ Платоновского фестиваля Дарьей Кобзаренко.

Дарья Кобзаренко

руководитель отдела фестивальных программ Платоновского фестиваля






 

— Самый очевидный способ сделать успешный концерт — привезти большую рок- или поп-звезду, на которую билеты раскупят в первые несколько дней. Почему фестиваль идёт по другому пути — ведь с направлением World Music воронежский слушатель почти не знаком?

Во-первых, одна из миссий международного культурного форума вообще и Платоновского фестиваля в частности — это просвещение. Мне кажется, в нашей стране наблюдается некоторая нетерпимость по отношению к неизведанному и чужому, поэтому мы всегда стремились открывать что-то новое для нашего зрителя, слушателя, подготавливать его к тому, чтобы он захотел увидеть что-то уникальное, отличное от его предыдущего опыта — это касается не только музыки, но и всех наших направлений.

Во-вторых, у команды фестиваля и у коммерческих промоутеров разные задачи: мы не имеем цели заработать денег или хотя бы «отбить» вложенные в мероприятие средства. Существует очень маленькая вероятность того, что независимые организаторы концертов будут идти на риск и предлагать зрителю что-то новое, вместо хорошо проверенного формата. Но фестивалю это по силам, потому что есть репутация, поддержка, есть всё для того, чтобы искать и находить действительно уникальных артистов.

И в-третьих, я не могу согласиться с тем, что воронежский слушатель совсем не знаком с World Music. В нашем городе не раз выступали Дживан Гаспарян — известный во всем мире мастер армянского дудука, мультинструменталист Сергей Старостин, исландская группа Árstíðir и другие исполнители этнической музыки. Но в основном это были проекты небольшого масштаба, для определённого круга слушателей, увлечённых такой музыкой. У фестиваля же есть все ресурсы, чтобы направление «Музыка Мира» вышло из заколдованного круга «музыки для своих» и стало доступно большему количеству слушателей.

Что касается «звёздности» артистов — конечно, это не тот уровень, который привозит Event Hall. Тем не менее зритель не может не знать, к примеру, грузинскую группу Mgzavrebi, о которой пишет самый популярный в стране музыкальный ресурс «Афиша-Волна», не мог пропустить последний фильм Джима Джармуша — «Выживут только любовники», — в финале которого появляется Ясмин Хамдан. Может быть, мы немного преуменьшаем осведомлённость нашей публики о том, что происходит в мире?

Мы всегда стремились открывать что-то новое для нашего зрителя, слушателя, подготавливать его к тому, чтобы он захотел увидеть что-то уникальное, отличное от его предыдущего опыта.

— В прошлом году Платоновский фестиваль представил самые истоки Музыки Мира: мы услышали мугам, цыганскую и индийскую скрипку, тувинское горловое пение и многое другое. В этом году программа совсем другая — более «лёгкая» и молодёжная. Как и почему изменился подход к составлению программы?

В прошлом году у нас действительно были представлены по большей части чистые, глубокие жанры. Но духовная музыка, будучи специфичной и непростой для восприятия, к сожалению, не всегда по зубам публике. Да и техническая база нашего города ещё не на том уровне, чтобы полноценно представить потрясающее творчество таких великих музыкантов, как Субраманиам или Гасымов.

В этом году мы старались обращать больше внимания на молодых, актуальных исполнителей, которых слушают в мире и в том числе в нашей стране. К примеру, группа Mgzavrebi — стоял только вопрос времени: кто первый их привезет. Они были уже во многих городах России, но в Воронеже — ни разу. Платоновский фестиваль оказался первым, кто представит воронежскому слушателю эту замечательную инди-фолк группу.

Команды, заявленные в лайн-апе концерта в Белом колодце, подписывают контракты с известными рекорд-лейблами, участвуют в крупнейших европейских, американских и российских фестивалях, совмещают наработки современной музыки с традиционными элементами. Наш подход к составлению программы в этом году основан на слиянии жанров, культур, смеси живой и электронной музыки. И, конечно, на наш выбор повлиял тот факт, что Воронеж получил статус культурной столицы СНГ в 2015 году — мы сочли интересным включить в программу концерта представителей музыкальной сцены стран Содружества.

— Белый колодец известен в первую очередь гонками, там собирается определённая публика. Удастся ли переформатировать эту площадку под цели фестиваля искусств?

Когда говорят: «Это место ассоциируется с таким-то форматом, а вы тут хотите делать искусство», — это странно. История современной музыки знает массу примеров, взять хотя бы стадион Уэмбли. Он известен в первую очередь своими спортивными мероприятиями, но это не мешало устраивать там концерты Queen, Oasis, U2 и других звёзд. Музыканты выступают на заводах, в полях, в торговых центрах, на крышах — где угодно. Это нормальная практика в мире — не зацикливаться на каком-то одном формате классической закрытой площадки.

Концерт в Белом колодце — очень интересный для нас эксперимент. Красивый карьер, там есть озёра, скалы, песок — сам природный контекст очень привлекателен. Мы будем пробовать и надеемся, что это место станет одной из главных площадок open air концертов в Воронеже.

Концерт в Белом колодце — очень интересный для нас эксперимент. Красивый карьер, там есть озёра, скалы, песок — сам природный контекст очень привлекателен.

— Как вы составляли программу концерта?

Мы следим за тем, что происходит в мире: читаем зарубежные и российские музыкальные ресурсы, смотрим, какие фестивали проходят, кто туда приезжает, советуемся с профессионалами — важна любая информация, нельзя выделить какой-то один основополагающий критерий. Просто нужно любить современную музыкальную культуру — я не говорю про все жанры, их слишком много и уследить за всем невозможно, — но какие-то основные вещи нам, как организаторам фестиваля, обязательно нужно знать.

 

— Кто из исполнителей — самая большая удача программы «Музыка Мира» в этом году?

Я хочу обратить внимание на Ясмин Хамдан — она, на мой взгляд, одна из удач этого концерта. Это будет её первое выступление в России и, кстати говоря, она летит к нам из города Порту, где с 4 по 6 июня проходит португальская версия известного европейского фестиваля Primavera Sound. За день до Платоновского фестиваля она будет выступать на одной сцене с такими исполнителями, как Interpol, Death Cab for Cutie, Дэмиэн Райс, Ариэль Пинк, Патти Смит, и дебютантами прошлого года — FKA twigs и Jungle. Мне бы хотелось, чтобы наш слушатель оценил масштаб Ясмин Хамдан, понял, что это действительно интересная певица, сочетающая традиционную арабскую музыку с электроникой.

Ещё одна российская премьера и, конечно, удача этого проекта — израильтянка Эстер Рада. Меньше чем за год из популярной у себя на родине актрисы она превратилась в востребованную певицу, которая сама пишет песни и колесит по всем миру — так, в 2013 она засветилась на фестивале Glastonbury. Уверена, она подарит воронежцам много зажигательных песен и позитивного настроения.

— Кстати говоря, я знаю, что есть люди — и их немало, — которые ради выступления Ясмин покупают билеты и приезжают в Воронеж из других городов. То есть можно сказать, что воронежцам повезло, что у них будет такой уникальный однодневный фестиваль Музыки Мира. Много ли вообще в России крупных фестивалей Музыки Мира?

Была одна попытка сделать WOMAD — крупнейший фестиваль World Music, придуманный в 1980 Питером Гэбриэлом — в России — в 2013 русская версия состоялась в Пятигорске. Из крупнейших российских фестивалей могу назвать «Дикую мяту». Наверное, существует много форумов не самого значимого федерального масштаба, при этом, когда мы говорим о фестивалях, посвященных культуре народов мира, музыка может быть одним из составных кирпичиков общей программы, наряду с мифологией и литературой, духовными и телесными практиками, этно-артом, ярмарками хендмейда и другими видами творчества.

Да, этот концерт уникальный. У меня тоже есть знакомые, которые приедут на наш фестиваль из других городов. Мне бы хотелось, чтобы на концерте в Белом колодце побывали люди, которые следят за современной музыкой, а также те, которые до этого ничего подобного не слышали, но смогут открыть для себя что-то новое. Наверняка будут и такие, кому просто захочется где-то развлечься в воскресный вечер, — но я надеюсь, что таких зрителей будет меньшинство, и каждый сделает осознанный выбор.

Фотографии: дирекция Платоновского фестиваля, beinisrael.com, schedule.sxsw.com

3917
Дорогая редакция
7 апреля, 18:40

Поделиться: