И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намВ этом году в Воронеже и Московской области впервые стартует программа «Учитель для России». Это — адаптированный под Россию известный во всем мире проект Teach For All, призванный изменить к лучшему систему школьного образования, поднять престиж профессии и повысить успеваемость в школах со сложным социальным контекстом. Руководитель программы Фёдор Шеберстов рассказал, как работает программа, кто может стать ее участником и чем ценен подобный опыт.
![]() |
Фёдор ШеберстовЯвляется руководителем программы «Учитель для России». Кроме того, основал компанию Odgers Berndtson и считается одним из лучших хедхантеров в стране. |
— Двадцать с лишним лет назад блестящая выпускница Принстона Венди Копп поняла: ей не нравится, что, в зависимости от случайных обстоятельств, таких как благосостояние семьи, будущее ребенка определено. «Проблема образовательного неравенства», как она ее назвала, захватила девушку. И из дипломного проекта выросла программа, на участие в которой подают заявки 15% выпускников лучших вузов США и тысячи талантливых людей по всему миру.
Программа «Учитель для России» создана, чтобы привлечь самых одаренных и успешных молодых специалистов в сферу образования, чтобы дать детям из сложных школ возможность учиться у блестящих преподавателей и, таким образом, строить лучшее будущее. Мы создаем условия, в которых неравнодушные выпускники, независимо от наличия у них педагогического образования, смогут и захотят пойти преподавать в школы. Мы собираем сообщество единомышленников, находим дружественных директоров, проводим интенсивную педагогическую подготовку, платим участникам программы стипендию, чтобы их доход был сравним с тем, который они могли бы получать, выбрав для работы сферу бизнеса, показываем им разные карьерные траектории в образовании, бизнесе и госструктурах, помогаем с ресурсами для реализации собственных идей.
Мы ищем «агентов перемен», будущих лидеров и реформаторов в сфере образования. Тех, кто хочет разобраться, как все устроено изнутри, чтобы потом, хорошо понимая, о чем идет речь, менять ситуацию к лучшему. Мы ищем ребят, у которых есть искреннее желание преподавать, развиваться, делиться своими знаниями и любовью к предметам.
На сегодня обязательными условиями для участия в программе являются наличие высшего образования и соответствие нескольким формальным критериям, таким как высокий средний бал и хорошее владение хотя бы одним иностранным языком.
Одна из наших целей — разрушить стереотипы. Например, о том, что работать в школе — это скучно и непрестижно. Поэтому, выбирая университеты для презентации проекта, мы руководствовались ТОП-30 российских вузов. Это, своего рода, сигнал обществу: раз выпускники из МГУ, МГИМО и МФТИ идут работать учителями, то, может быть, у этой профессии есть потенциал? То, может, и мне стоит попробовать?
Понять, получится ли у человека преподавать, нам позволяет очень тщательная процедура отбора. Сначала мы внимательно рассматриваем заявки: на этом этапе пытаемся оценить опыт человека и истинность его мотивации. Затем проводим интервью по скайпу и очный тур.
Участники программы не должны готовить для нас никаких отчетов. Их единственный отчет — это результаты каждого из тридцати учеников в классе.
Очный тур — это, своего рода, тренинг, который помогает нам выявить сильные и слабые стороны претендентов. Чтобы помочь нам в выборе, на очный тур приходят директора, завучи и учителя лучших московских школ, психологи и HR-специалисты. После прохождения отбора ребята ездят в школы — в том числе, в школы со сложным социальным контекстом, и сидят на уроках, примеряя на себя роль учителя. Затем начинается интенсивная подготовка в летнем лагере. Все эти этапы не только позволяют нам понять, справится ли участник со своими задачами, но и помогают самим участникам ответить себе на вопросы, получится ли у них быть учителями и хочется ли им работать в школах. У нас уже было немало случаев, когда ребята, поучаствовав в упражнениях, потом подходили к нам и говорили: «Спасибо, мы все поняли, эта профессия не для нас». А есть те, кто уходят окрыленными, с пониманием того, что нашли своих людей и дело своей жизни.
Экспресс-подготовка в летнем лагере длится пять недель. За это время у участников есть возможность получить опыт преподавания, узнать об особенностях детской психики, попробовать разработать собственные учебные планы, потренироваться проводить уроки перед настоящими детьми, поработать с методистами по своим предметам. Здесь будущие учителя поймут, как уложить обширные знания в логический, понятный ряд, научатся диагностировать пробелы, которые есть у всех учеников, осознают и сформулируют свои цели. Важная задача программы — не только повысить академическую успеваемость учащихся, но сделать так, чтобы в школу пришли новые ролевые модели, чтобы дети смогли пользоваться своими знаниями во взрослой жизни. Мы хотим, чтобы ученики через два года обучения у наших ребят стали более самостоятельными, любознательными, осознанными, способными к пониманию других людей и к взаимодействию с ними. Кстати, это ровно те критерии, по которым мы оцениваем и наших учителей во время очного тура.
Программа сопровождает молодых учителей все два года. Каждого из участников в школе ждет наставник, который познакомит его с правилами школьной жизни и подскажет, как себя вести в непонятных ситуациях. Кроме того, у каждого учителя будет помощник от программы: он подскажет, как решить текущую проблему и оценить свои результаты. Мы уверены, что участники программы будут много взаимодействовать между собой: делиться успехами и обсуждать неудачи, поддерживать друг друга и вдохновлять.
В течение первого года мы планируем проводить регулярные мероприятия, направленные на профессиональный рост и развитие лидерских качеств. В течение второго года работы каждый из участников сможет разработать свой образовательный проект и получить поддержку от представителей организаций во внешнем мире. Это, например, такие организации, как Boston Consulting Group или Сбербанк, которые стали партнерами-сооснователями программы. Международный опыт показывает, что многие из ребят после программы остаются работать в школах, а очень многие, от 40 до 70 % в зависимости от страны, так или иначе в своей дальнейшей судьбе оказываются связаны с образованием: они запускают образовательные проекты, идут в образовательные ведомства и министерства, инвестируют в развитие образования, сделав успешную карьеру в бизнесе. Со временем многие открывают собственные школы.
Мы строго отбираем не только участников программы, но и школы, с которыми программа сотрудничает. В первую очередь мы ищем союзников в лице директоров. А чтобы участникам было комфортнее, мы направляем в одну школу не менее двух молодых учителей. Что касается преподавательского состава, то, несмотря на возможную ревность к детям и серьезный вопрос неравенства, например, в вопросе зарплаты, мы надеемся, что наши ребята будут с радостью приняты в команду преподавателей. Опыт других стран показывает, что жизнь всех участников школьного коллектива становится заметно интереснее с приходом в школу молодых, талантливых, верящих в себя специалистов.
Я не знаю альтернативного опыта, который был бы более полезным. Если у тебя получилось стать хорошим учителем, то я могу с уверенностью сказать, что и в других сферах у тебя все получится.
Когда мы делали презентации в Москве, к нам подходили директора самых сильных частных и государственных школ и спрашивали, нельзя ли как-то с нами посотрудничать, нельзя ли сделать так, чтобы участники программы пришли работать и в их школы. Все они получили ответ «Нет». Фокус программы достаточно четкий: мы работаем со школами, в которых показатели академической успеваемости ниже среднего, со школами со сложным социальным контекстом. Наш фокус будет расширяться, но в другом направлении: сейчас мы работаем в общеобразовательных школах с классами с пятого по девятый. В других странах уже давно занимаются и с начальной школой, и со специальными школами, в которых учатся дети трудные во всех отношениях. Я надеюсь, что мы этим тоже займемся.
Участники программы не должны готовить для нас никаких отчетов. Их единственный отчет — это результаты каждого из тридцати учеников в классе. Контракт, который мы заключаем с участниками на два года, на самом деле никак их не обязывает: он скорее описывает элементы нашего взаимодействия. Естественно, что во время уроков учитель отвечает за здоровье и благополучие детей, что есть школьный регламент, который необходимо выполнять. Но никаких юридических или финансовых обязательств участники программы на себя не берут. Если человек отучился в летнем лагере, но принимает решение не идти в сентябре в школу, то, никаких денег за обучение он нам возвращать не должен. А если участник уйдет из школы через три месяца, то, понятно, что это будет ударом для всех нас. Но, если так случится, то мы не станем, да и не сможем никого вынуждать остаться. По опыту других стран, ушедших ребят немного, но такое бывает. И выбор этот сугубо добровольный.
Мировой опыт показывает, что выпускники программы достигают больших успехов не только в роли учителей, но и в других ролях. Участие в программе — это очень серьезный тренинг развития личности. Например, в Штатах более восьмиста школ открыто участниками программы. Forbes делал обзор молодых деятелей в сфере образования. Так вот, из тридцати героев до тридцати лет восемь были участники этой программы.
Что касается выбора работы после окончания университета, то тут всегда речь идет об альтернативах. Например, закончив Воронежский государственный университет, можно пойти в бизнес — работать в российской или зарубежной компании, заниматься продажами или консалтингом, работать в сфере финансов, можно стать чиновником или госслужащим. Выбор большой. Но куда бы ни пришел молодой специалист, скорее всего, первое время он будет работать с узким кругом задач.
Работать учителем, имея соответствующий склад характера, — это огромное удовольствие. Я не могу придумать более благодарного занятия, чем помогать молодым людям, детям находить свой путь в жизни.
У учителя же с первого дня работы абсолютно самостоятельная лидерская роль. Я не знаю альтернативного опыта, который был бы более полезным. Если у тебя получилось стать хорошим учителем, то я как опытный хедхантер могу с уверенностью сказать, что и в других сферах у тебя все получится. Если ты научился договариваться с учениками, родителями, педагогами, если ты сумел их вовлечь в то, что кажется тебе важным, то и в бизнесе ты добьешься успеха. Кроме того, образовательная сфера в России сейчас очень интеллектоемкая и энергоемкая. И в этом смысле невероятно перспективная. Работать учителем, имея соответствующий склад характера, — это огромное удовольствие. Я не могу придумать более благодарного занятия, чем помогать молодым людям, детям находить свой путь в жизни. Это область человеческой деятельности, которая оказывает огромное влияние на общество, на его оздоровление, на его дальнейшее развитие. Чем еще заниматься? Медициной, наукой… Быть учителем — это одно из самых лучших дел в мире!
Заявки на участие в программе «Учитель для России» принимаются до 25 мая. Чтобы отправить заявку, необходимо заполнить анкету.