Новости

В Воронеже и Москве запускают новую образовательную программу «Учитель для России». Как всё будет устроено

3445
Автор:
Дорогая редакция
21 мая 2015 17:26
18+
В Воронеже и Москве запускают новую образовательную программу «Учитель для России». Как всё будет устроено
Как работает программа и почему нужно стать её участником.

В этом году в Воронеже и Московской области впервые стартует программа «Учитель для России». Это — адаптированный под Россию известный во всем мире проект Teach For All, призванный изменить к лучшему систему школьного образования, поднять престиж профессии и повысить успеваемость в школах со сложным социальным контекстом. Руководитель программы Фёдор Шеберстов рассказал, как работает программа, кто может стать ее участником и чем ценен подобный опыт.

Фёдор Шеберстов

Является руководителем программы «Учитель для России». Кроме того, основал компанию Odgers Berndtson и считается одним из лучших хедхантеров в стране.

 

— Двадцать с лишним лет назад блестящая выпускница Принстона Венди Копп поняла: ей не нравится, что, в зависимости от случайных обстоятельств, таких как благосостояние семьи, будущее ребенка определено. «Проблема образовательного неравенства», как она ее назвала, захватила девушку. И из дипломного проекта выросла программа, на участие в которой подают заявки 15% выпускников лучших вузов США и тысячи талантливых людей по всему миру.

Программа «Учитель для России» создана, чтобы привлечь самых одаренных и успешных молодых специалистов в сферу образования, чтобы дать детям из сложных школ возможность учиться у блестящих преподавателей и, таким образом, строить лучшее будущее. Мы создаем условия, в которых неравнодушные выпускники, независимо от наличия у них педагогического образования, смогут и захотят пойти преподавать в школы. Мы собираем сообщество единомышленников, находим дружественных директоров, проводим интенсивную педагогическую подготовку, платим участникам программы стипендию, чтобы их доход был сравним с тем, который они могли бы получать, выбрав для работы сферу бизнеса, показываем им разные карьерные траектории в образовании, бизнесе и госструктурах, помогаем с ресурсами для реализации собственных идей.

О героях программы

Мы ищем «агентов перемен», будущих лидеров и реформаторов в сфере образования. Тех, кто хочет разобраться, как все устроено изнутри, чтобы потом, хорошо понимая, о чем идет речь, менять ситуацию к лучшему. Мы ищем ребят, у которых есть искреннее желание преподавать, развиваться, делиться своими знаниями и любовью к предметам.

На сегодня обязательными условиями для участия в программе являются наличие высшего образования и соответствие нескольким формальным критериям, таким как высокий средний бал и хорошее владение хотя бы одним иностранным языком. 

 

О престиже профессии

Одна из наших целей — разрушить стереотипы. Например, о том, что работать в школе — это скучно и непрестижно.  Поэтому, выбирая университеты для презентации проекта, мы руководствовались ТОП-30 российских вузов. Это, своего рода, сигнал обществу: раз выпускники из МГУ, МГИМО и МФТИ идут работать учителями, то, может быть, у этой профессии есть потенциал? То, может, и мне стоит попробовать?

 

Об испытаниях

Понять, получится ли у человека преподавать, нам позволяет очень тщательная процедура отбора. Сначала мы внимательно рассматриваем заявки: на этом этапе пытаемся оценить опыт человека и истинность его мотивации. Затем проводим интервью по скайпу и очный тур. 

Участники программы не должны готовить для нас никаких отчетов. Их единственный отчет — это результаты каждого из тридцати учеников в классе.

Очный тур — это, своего рода, тренинг, который помогает нам выявить сильные и слабые стороны претендентов. Чтобы помочь нам в выборе, на очный тур приходят директора, завучи и учителя лучших московских школ, психологи и HR-специалисты. После прохождения отбора ребята ездят в школы — в том числе, в школы со сложным социальным контекстом, и сидят на уроках, примеряя на себя роль учителя. Затем начинается интенсивная подготовка в летнем лагере. Все эти этапы не только позволяют нам понять, справится ли участник со своими задачами, но и помогают самим участникам ответить себе на вопросы, получится ли у них быть учителями и хочется ли им работать в школах. У нас уже было немало случаев, когда ребята, поучаствовав в упражнениях, потом подходили к нам и говорили: «Спасибо, мы все поняли, эта профессия не для нас». А есть те, кто уходят окрыленными, с пониманием того, что нашли своих людей и дело своей жизни.

 

О летнем лагере

Экспресс-подготовка в летнем лагере длится пять недель. За это время у участников есть возможность получить опыт преподавания, узнать об особенностях детской психики, попробовать разработать собственные учебные планы, потренироваться проводить уроки перед настоящими детьми, поработать с методистами по своим предметам. Здесь будущие учителя поймут, как уложить обширные знания в логический, понятный ряд, научатся диагностировать пробелы, которые есть у всех учеников, осознают и сформулируют свои цели. Важная задача программы — не только повысить академическую успеваемость учащихся, но сделать так, чтобы в школу пришли новые ролевые модели, чтобы дети смогли пользоваться своими знаниями во взрослой жизни. Мы хотим, чтобы ученики через два года обучения у наших ребят стали более самостоятельными, любознательными, осознанными, способными к пониманию других людей и к взаимодействию с ними. Кстати, это ровно те критерии, по которым мы оцениваем и наших учителей во время очного тура.

О поддержке

Программа сопровождает молодых учителей все два года. Каждого из участников в школе ждет наставник, который познакомит его с правилами школьной жизни и подскажет, как себя вести в непонятных ситуациях. Кроме того, у каждого учителя будет помощник от программы: он подскажет, как решить текущую проблему и оценить свои результаты. Мы уверены, что участники программы будут много взаимодействовать между собой: делиться успехами и обсуждать неудачи, поддерживать друг друга и вдохновлять.

В течение первого года мы планируем проводить регулярные мероприятия, направленные на профессиональный рост и развитие лидерских качеств. В течение второго года работы каждый из участников сможет разработать свой образовательный проект и получить поддержку от представителей организаций во внешнем мире. Это, например, такие организации, как Boston Consulting Group или Сбербанк, которые стали партнерами-сооснователями программы. Международный опыт показывает, что многие из ребят после программы остаются работать в школах, а очень многие, от 40 до 70 % в зависимости от страны, так или иначе в своей дальнейшей судьбе оказываются связаны с образованием: они запускают образовательные проекты, идут в образовательные ведомства и министерства, инвестируют в развитие образования, сделав успешную карьеру в бизнесе. Со временем многие открывают собственные школы.

 

О школах

Мы строго отбираем не только участников программы, но и школы, с которыми программа сотрудничает. В первую очередь мы ищем союзников в лице директоров. А чтобы участникам было комфортнее, мы направляем в одну школу не менее двух молодых учителей. Что касается преподавательского состава, то, несмотря на возможную ревность к детям и серьезный вопрос неравенства, например, в вопросе зарплаты, мы надеемся, что наши ребята будут с радостью приняты в команду преподавателей. Опыт других стран показывает, что жизнь всех участников школьного коллектива становится заметно интереснее с приходом в школу молодых, талантливых, верящих в себя специалистов.

Я не знаю альтернативного опыта, который был бы более полезным. Если у тебя получилось стать хорошим учителем, то я могу с уверенностью сказать, что и в других сферах у тебя все получится.

Когда мы делали презентации в Москве, к нам подходили директора самых сильных частных и государственных школ и спрашивали, нельзя ли как-то с нами посотрудничать, нельзя ли сделать так, чтобы участники программы пришли работать и в их школы. Все они получили ответ «Нет». Фокус программы достаточно четкий: мы работаем со школами, в которых показатели академической успеваемости ниже среднего, со школами со сложным социальным контекстом. Наш фокус будет расширяться, но в другом направлении: сейчас мы работаем в общеобразовательных школах с классами с пятого по девятый. В других странах уже давно занимаются и с начальной школой, и со специальными школами, в которых учатся дети трудные во всех отношениях. Я надеюсь, что мы этим тоже займемся.  

 

О личной ответственности

Участники программы не должны готовить для нас никаких отчетов. Их единственный отчет — это результаты каждого из тридцати учеников в классе. Контракт, который мы заключаем с участниками на два года, на самом деле никак их не обязывает: он скорее описывает элементы нашего взаимодействия. Естественно, что во время уроков учитель отвечает за здоровье и благополучие детей, что есть школьный регламент, который необходимо выполнять. Но никаких юридических или финансовых обязательств участники программы на себя не берут. Если человек отучился в летнем лагере, но принимает решение не идти в сентябре в школу, то, никаких денег за обучение он нам возвращать не должен. А если участник уйдет из школы через три месяца, то, понятно, что это будет ударом для всех нас. Но, если так случится, то мы не станем, да и не сможем никого вынуждать остаться. По опыту других стран, ушедших ребят немного, но такое бывает. И выбор этот сугубо добровольный. 

О прекрасном будущем

Мировой опыт показывает, что выпускники программы достигают больших успехов не только в роли учителей, но и в других ролях. Участие в программе — это очень серьезный тренинг развития личности. Например, в Штатах более восьмиста школ открыто участниками программы. Forbes делал обзор молодых деятелей в сфере образования. Так вот, из тридцати героев до тридцати лет восемь были участники этой программы.

 

Об альтернативах и высоком смысле профессии

Что касается выбора работы после окончания университета, то тут всегда речь идет об альтернативах. Например, закончив Воронежский государственный университет, можно пойти в бизнес — работать в российской или зарубежной компании, заниматься продажами или консалтингом, работать в сфере финансов, можно стать чиновником или госслужащим. Выбор большой. Но куда бы ни пришел молодой специалист, скорее всего, первое время он будет работать с узким кругом задач. 

Работать учителем, имея соответствующий склад характера, — это огромное удовольствие. Я не могу придумать более благодарного занятия, чем помогать молодым людям, детям находить свой путь в жизни.

У учителя же с первого дня работы абсолютно самостоятельная лидерская роль. Я не знаю альтернативного опыта, который был бы более полезным. Если у тебя получилось стать хорошим учителем, то я как опытный хедхантер могу с уверенностью сказать, что и в других сферах у тебя все получится. Если ты научился договариваться с учениками, родителями, педагогами, если ты сумел их вовлечь в то, что кажется тебе важным, то и в бизнесе ты добьешься успеха. Кроме того, образовательная сфера в России сейчас очень интеллектоемкая и энергоемкая. И в этом смысле невероятно перспективная. Работать учителем, имея соответствующий склад характера, — это огромное удовольствие. Я не могу придумать более благодарного занятия, чем помогать молодым людям, детям находить свой путь в жизни. Это область человеческой деятельности, которая оказывает огромное влияние на общество, на его оздоровление, на его дальнейшее развитие. Чем еще заниматься? Медициной, наукой… Быть учителем — это одно из самых лучших дел в мире!

 

Заявки на участие в программе «Учитель для России» принимаются до 25 мая. Чтобы отправить заявку, необходимо заполнить анкету.

Поделиться: