Город

Причалы, смотровые площадки и велотропы. Как благоустроить набережную Воронежа

2780
Автор:
Люба Иванова
07 сентября 2015 16:32
6+
Причалы, смотровые площадки и велотропы. Как благоустроить набережную Воронежа
Как улучшить набережную Воронежа.

В Воронеже 15 августа состоялась первая конференция по развитию пешеходных и парковых зон. К этому мероприятию Алина Ливенцева и Ольга Лисова подготовили эскизный проект по благоустройству набережной Левобережного района — там должны появиться причалы, смотровые площадки, временные павильоны и велотропы. Специально для Downtown.ru авторы проекта рассказали о своих планах и о том, как это может повлиять на город.

 

Алина Ливенцева

преподаватель кафедры основ проектирования и архитектурной графики Воронежского ГАСУ

Ольга Лисова

к.г.н., старший преподаватель кафедры экологии ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова

 

Город это сложная, динамичная (развивающаяся во времени), состоящая из многочисленных компонентов система. К данному умозаключению пришло большинство отечественных теоретиков градостроительства еще в 80-х годах ХХ-го века. Любой системе необходим аппарат контроля при проявлении стохастического поведения в аспекте ее функционирования. А это уже выдержка из научных трудов классиков теории систем и теории контроля.

Звучит достаточно замысловато для восприятия читателя. В действительности же, если под системой понимается город, то под его стохастическим поведением — любые «спонтанные» изменения городской среды, её инфраструктуры, ну а аппарат контроля. В данном случае — это власть (администрация города, департамент архитектуры и т.д.) во взаимодействии с нами — горожанами.

Написав столь тяжеловесное, пропитанное канонами научной публицистики вступление, хотелось бы перейти непосредственно к освещению проблемы реновации рекреационных объектов города, а именно: лесхозов, парковых территорий, приакваториального пространства водохранилища, пешеходных зон и других составляющих природно-экологического компонента городской среды.

Сама идея — создать единую систему «зеленых массивов» Воронежа — появилась в рамках выполнения научного Гранта по формированию эко-среды города. Проведенные нами исследования в данной области позволили сделать достаточно претенциозное заявление о реалистичности проекта объединения в единую структуру рекреационных узлов (функциональных фокусов городской среды — планировочных «сгустков» объектов рекреационной инфраструктуры) и природных массивов (лесов, парков, скверов и т.д.) за счёт связывающих их «зеленых» и рекреационных коридоров (бульваров, аллей, велотроп и пешеходных зон). Воплощение в жизнь подобного подхода на деле является разработкой, так называемого, рекреационного каркаса городской среды или, иными словами, развитие градостроительной среды нашего города по пути улучшения природно-экологической составляющей.

Конечно же, не хочется вступать на путь бумажного проектирования, так свойственного градостроителям-романтикам эпохи революционных перемен начала ХХ-го века. Поэтому в разработанной концепции учтены реальные сроки реализации поставленных задач — 15-25 лет, что соответствует условной актуальности каждого принятого и одобренного генерального плана города.

«Что же дальше?» и «В чем смысл всех этих концептуальных разработок?» В том, что любое проектное предложение по реконструкции даже самого маленького сквера или организации нового должно быть подчинено какому-либо общему «генеральному» замыслу реновации городской среды.

К прошедшей 15 августа первой городской конференции по развитию пешеходных и парковых зон нами был подготовлен эскизный проект благоустройства набережной Левобережного района. Основными задачами обозначены: устройство причалов и смотровых площадок вдоль береговой линии; насыщение эколого-рекреационной среды многофункциональными объектами инфраструктуры — временными павильонами из легкодемонтируемых конструкций, а также объектами малых архитектурных форм (скамейками, клумбами, скульптурными группами, ротондами и т.д.); проложение пешеходных троп и веломаршрутов с размещением пунктов проката велотранспорта и прилегающих к ним зон парковки автотранспорта.

Проектное предложение по реконструкции даже самого маленького сквера или организации нового должно быть подчинено какому-либо общему «генеральному» замыслу реновации городской среды

А главное — более детальная разработка рекреационного узла на пересечении Ленинского проспекта и съезда с Вогресовского моста, за счет устройства причалов, смотровых площадок с посадочными местами, размещения малых архитектурных форм декоративного назначения; дополнения существующей системы зеленых насаждений зонами с мелкогабаритными растениями декоративного назначения; дополнения существующих объектов культурно-просветительской  (ДК им. С.М. Кирова) и торгово-бытовой (торговый центр) направленности многофункциональными павильонами из легкодемонтируемых конструкций вдоль береговой линии; устройства парковочных мест с прикрепленным к ним пунктом велопроката; прокладки и уточнения пешеходных и велотроп; уточнения границ используемых территорий и сохранение их изначального функционального назначения.

Таким образом составленный проект реновации природно-рекреационного компонента узла направлен на сохранение существующей функционально-пространственной организации территории и реновации её за счёт благоустройства незадействованных на данный момент земель.

Для осуществления пошагового инвестирования реновации приакваториального пространства выделены три этапа реализуемых работ: к первому относится устройство пеших и велотроп; ко второму — размещение объектов малых архитектурных форм с сопутствующей организацией под них площадок; к третьему — размещение временных объектов инфраструктуры (с сопутствующей организацией под них площадок), устройство причалов, что в совокупности завершает формирование береговой линии.

Безусловно, подобные проекты могут казаться весьма утопичными. Но, город — это сложная, претерпевающая изменения во времени система. А будут изменения носить эволюционный, стагнирующий или деградирующий характер — определять жителям. Мы, авторы статьи, и вправду со всем девичьим запалом полагаем, что коллективное сознательное пробудится и будет услышано.

Поделиться: