И если у вас есть команда, которая готова стать редакционной группой в вашем городе —
Пишите намФевраль — месяц важнейший для заокеанской (в основном) киноиндустрии, но событие масштаба мирового: вспышки фотокамер, прекрасные люди на красной ковровой дорожке, радость, волнение, слёзы и оправданная бессонная ночь. 28 числа миллионы глаз будут наблюдать за внутренним убранством театра «Долби», где традиционно пройдёт 88-я церемония вручения наград премии «Оскар». Пришло время разобрать потенциальных лауреатов на винтики и шестерёнки, чтобы собрать обратно, рассказав о предпочтениях, прогнозах и сделать, пожалуй, неутешительные выводы.
Прежде необходимо начать с фаворита, обласканного жюри «осанистой статуэтки» подавляющим количеством номинаций — двенадцатью. Речь о «Выжившем» мексиканца Иньярриту. Тут дело показательное. Грядущая церемония, услышав глас общественности, готовит нам «театр одного актёра» — Леонардо Ди Каприо. Надумано-наболевший вопрос об отсутствии статуэтки у, возможно, сильнейшего актёра современности будет решён. По крайней мере, на руках у истории судьбы божьего человека Гласса одни козыри. Здесь Лео ест сырую рыбу, в другой сцене артист плюёт мёрзлой канадской землёй после нападения медведицы. Для жюри подобное, словно ежегодное изменение веса актёра Бейла. В яблочко!
Грядущая церемония готовит нам «театр одного актёра» — Леонардо Ди Каприо. Надумано-наболевший вопрос об отсутствии статуэтки будет решён.
Сверставший же кино, прошлогодний триумфатор Иньяриту, тут как тут (очередная номинация по специальности): машет рукой вместе с Любецки за камерой (справедливый номинант). Dream team собран. И уже не важно, что Ди Каприо лучше не стал, автору-постановщику приходится безуспешно бороться со слабым сценарием, а придаёт ощущение двойного дна, страшно подумать, оператор (хоть и великий). Тайны здесь никакой нет, но подобный форматный подход видится почти во всём.
Начинаем идти по следу «красной нити». Визави Ди Каприо станет правдоподобный Хоккинг Рэдмейн, играющий первого, решившегося на трансгендерный переход. За нишу «женщины в теле мужчины» в прошлом году отвечал Бенедикт Кэмбербетч в сомнительной «Игре в имитацию». Тогда математика Тьюринга подвергли, простите, химической кастрации, а Рэдмейн всё-таки символ исполняет. Чем чёрт не шутит. За большого артиста Фассбендера огорчительно. Оказаться в числе номинантов лишь из-за подходящей роли одного «отцов основателей» нынешней массовой культуры.
Женщины же в этом году создали независимую ячейку, где награды хочется раздать всем без исключения. Тем интереснее. Дженифер Лоуренс, конечно, хороша, но госпожа Бланшетт хороша бесконечно (Кейт Бланшетт и Кейт Уинслет взаимозаменяемы). Ставки сделаны, ставок больше нет. Однако болеть следует за умницу и трудягу Бри Ларсон. Американка выдала сверхвыразительную роль похищенной женщины, занимавшейся воспитанием сына в крошечной комнатке долгие годы. Почтенной Шарлотте Рэмплинг желать победы можно даже за то, насколько британская подданная красиво стареет.
«Лучший фильм» возвращает 88-ю церемонию на круги своя, правда, с несколькими условностями. Жюри может предпочесть всё того же «Выжившего». Высоколобое определение «академия искусств и наук» гонит киноведов в тупик. Посоперничать с флагманом церемонии может попробовать прямолинейный журналистский детектив с ладным актёрским капустником на борту, но слабым намёком на подтекст «В центре внимания». Звёздное кино во всеуслышание говорит о проблемах увлечения католических батюшек несовершеннолетними детьми. Бинго! Однако не исключен подход и тоньше: «Игра на понижение» окажется маленькой и приятной сенсацией. Все же, «Оскар» — шоу отменное, удивить оно способно. Менее весомым видятся шансы у излишне академичного «Шпионского моста» Спилберга, драматичной инди-картины «Комната» и других. Каким образом в числе претендентов оказался «Марсианин», а «Кэрол» нет — ребус с ошибкой, решения не существует.
С режиссёрами на церемонии не все так однозначно выходит. Вытянувший на последнем издыхании материал одарённый Гонсалес Иньяритту остаётся одним из главных претендентов на своё имя в конверте. В тройке лучших значатся комедиограф, катапультировавшийся в высшую лигу, Адам Маккей («Игра на понижение») и пожилой телом, но не духом Джордж Миллер («Безумный Макс: Дорога ярости»). Этих творцов оставим на десерт. Леонард Абрахамс («Комната»), постановщик прошлогоднего блестящего «Фрэнка», — без всяких сомнений, режиссёр многообещающий, но своего лучшего фильма ещё не снял. О Томасе Маккарти («В центре внимания») вовсе промолчать хочется. Полку аппетитных, но немногочисленных интриг прибыло.
К всеобщему удивлению, жюри сумело срезаться даже в безобидной номинации «полнометражная анимационная картина». Наряду с характерными представителями класса номинирована и глубокомысленная лента Чарли Кауфмана об экзистенциальном одиночестве «Аномализа». Произошедшее унизительно так же, как если «Ветер Крепчает» Миядзаки мультиком назвать. При всём этом, наградят скорее умную и милейшую «Головоломку», которая «Аномализе» просто не чета. Свой среди чужих, чужой среди своих.
В остальном: радостно будет за Руни Мару («Кэрол»), кричу «Руффало, вперёд», а сам держу пальцы крестиком за Сталонне, хотя, конечно, статуэтка — слишком уж трогательный жест за выслугу лет престарелому герою боевиков. Отсутствие «Омерзительной восьмёрки» Тарантино в числе кандидатов на лучший сценарий совершенно не удивительно. Более того, тут решение вполне взвешенное. Квентин — гений, а напоминание о «Бешеных псах» в своей фильмографии — штука приятная, но совсем необязательная. Предпочтительно, если личные симпатии с мнением жюри сойдутся: лучший оригинальный сценарий останется за локальной фантастической драмой «Из машины». Отрадно и за отечественный короткометражный мультфильм «Мы не можем жить без космоса». Аве, Константин Бронзит!
Исходя из большинства основных номинаций, цепочка особого консерватизма Академии собралась крепкая. Точки над i расставлены, но, как известно, из любого правила существуют исключения, лишь подтверждающие само правило. Особенными оказались две картины: меткая во всём «Игра на понижение» Адама Маккея и искренний «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. Со всеми рамками «Оскар» может позволить посмеяться над собой, а в частности над капиталистическим строем.
Номинирована и глубокомысленная лента Чарли Кауфмана об экзистенциальном одиночестве «Аномализа». Произошедшее унизительно.
В 2015-м тренд поддержал маэстро Скорцезе фееричным «Волком с Уолл Стрит». Сегодня, под шумок, в числе номинантов оказалась «Игра на понижение». Кино, которое, в упаковке непрекращающегося праздника сатиры, Бэйла со стеклянным глазом и брюнетистого Гослинга в автозагаре преподносит умное и последовательное рассуждение о природе самого капитализма. Грандиозная работа. И тем не менее, самой честной картиной года видится кино сугубо развлекательное. Новый «Безумный Макс» аккумулирует в себе все задумки, чертежи, зарисовки, на секунду, семидесятилетнего Джорджа Миллера, да так, что дыхание перехватывает. «Дорога Ярости» видится картиной длиной в жизнь самого режиссёра. В этом смысле, подобный подход — вещь редкая, почти святая. Кристаллизованное чистосердечие. Свершение же вселенской справедливости видится туманным, но верить стоит. Хорошие люди всегда заслуживают чуда.
Разочаровываться в маститой премии не стоит, а то жути нагнано. По большому счёту, всё на своих местах: набившая оскомину политкорректность, избирательная слепота и прочие атрибуты. Задуматься стоит только о том, что за чередой скандалов и псевдоинтриг едва различимы сами номинанты. Прошлый год подтвердил: играть на поле Академии можно. Играть и выигрывать. Мощнейший «Бёрдмэн», небывалый кино-эксперимент «Отрочество», Уэс Андерсон, почти великий Беннетт Миллер со своей «Охотой на лис», и список этим не заканчивается. В 2016 мы видим то же ружье, только вот стрелять нечем — почти всё оно холостыми заряжено.
В вымышленной церемонии «Оскар» «Молодость» Паоло Соррентино на равных сражается с «Лобстером» Йоргоса Лантимоса. Ведёт представление безбожник Ноэ. Шутит, разговаривает о кино, пьёт, получает награду за лучший фильм на иностранном языке, Котияр без предупреждения запоёт, встретив продолжительные аплодисменты. Ну, а Ди Каприо самодостаточно не приезжает вовсе — сел в режиссёрское кресло. Просит простить — дела.
Фотографии: thr.ru, www.tvoybro.com, www.film.ru, kinotrek.org, www.capital.ua, rnews.ro