Город

Портфолио: Владимир Годник о стоковой фотографии и собственных табу

Портфолио: Владимир Годник о стоковой фотографии и собственных табу
Фотограф Владимир Годник рассказал о том, как важно быть проще.

В рубрике «Портфолио» Downtown.ru рассказывает о фотографах, чьи работы никак нельзя оставить без внимания. Сегодня поговорили с Владимиром Годником, чьи фотоиллюстрации публикуют ведущие мировые издания.

.

Владимир Годник

Профессионально фотографирует больше 20 лет

— Что вы больше всего фотографируете?

Сегодня больше всего фотографирую в своей студии, потому что это сейчас наиболее важный для меня проект. Там, как правило, занимаюсь портретной съёмкой. Кроме студийной фотографии, я продолжаю активно снимать для стока.  

— Что это значит?

В огромном проценте случаев пользователи изображений (пресса, реклама, дизайнеры, интернет-издания и так далее) не заказывают фотографии, а покупают лицензии на использование готовых изображений у фотобиблиотек. В этих библиотеках находятся сотни миллионов изображений, при этом постоянно требуются новые. Над созданием изображений работают фотографы со всего мира, большинство фотобиблиотек  так называемые микростоки. Я работаю в сегменте макростока, здесь потребителям предлагаются более эксклюзивные и в какой-то мере стилистически более утончённые по сравнению с микростоком подходы. Так вот, в этом разделе стоковой фотографии я работаю около десяти лет, моё портфолио есть на сайтах Getty и Corbis  многие тысячи работ. Стоковая фотография хороша тем, что даёт возможность фотографу планировать свою профессиональную жизнь и не зависеть от клиентов. Мне трудно понять, чем руководствуются те, кто отвергает для себя эту область фотографии.

— А вам нравится снимать людей?

Мне, безусловно, нравится снимать людей, с этого началось моё увлечение фотосъёмкой. Очень часто снимаешь людей, для которых профессиональная съёмка  первый подобный опыт. Многие не уверены в себе. Например, почти каждая женщина начинает с фразы «я не фотогенична». И когда через некоторое время она убеждается в обратном, это — мой приз.

— Что бы вы никогда не стали фотографировать?

Не снимаю того, что считаю спекуляцией, то есть использование тем, волнующих большое количество людей, но права на использование которых у меня по сути нет. Это две темы.  Первая — съёмка обнажённого тела, рассчитанная на непритязательного зрителя. То есть на то, что проще говоря, зритель не поймёт, у кого ты спёр идею. Или идея как таковая отсутствует, но есть расчёт на то, что само тело привлечёт внимание.  И вторая — личные трагедии. В этих случаях люди иногда бывают очень выразительны, но снимать это вне задания, служащего какой-то конкретной цели помощи этим людям, считаю для себя недопустимым.

— Вам приходилось сталкиваться с такой работой?

У меня был период, когда приходилось снимать в ситуации трагедий. Целью было помочь в сборе средств на помощь попавшим в беду людям: тем, кто пострадал или чьи близкие пострадали в терактах, авиакатастрофах, авариях, нуждались в средствах на дорогостоящее лечение. И это было для меня единственным внутренним оправданием такой работы. Такая съёмка требовала больших усилий, потому что, с одной стороны, нельзя было не вникнуть в жизненную ситуацию, потому что иначе не понять, как снимать, да и люди к себе не подпустят, не станут позировать просто постороннему человеку. С другой стороны, инстинктивно отстраняешься, иначе эмоционально слишком тяжело. Я сделал в этой тематике множество фотографий, но никогда не оставлял за собой права использовать их для собственных выставок или публикаций.

— Вы снимали за границей, чем отличается съемка в России и за рубежом?

В некоторой степени стилистикой, зачастую более простой. И в большой степени — организацией. Дисциплиной. Когда в съёмке участвует много специалистов, обычно всё подготовлено, каждый знает свои обязанности, и мало кто выпендривается.

— А какой совет можете дать начинающим фотографам?

Так вот, «не выпендриваться» — первый совет, будьте проще. Если вам кажется, что вы — звезда, сходите к доктору. Относитесь проще к себе и своим фотографиям, уважайте клиентов.  И главное — вкалывайте. Тщательно готовьтесь к съёмкам. Не ждите вдохновения, каждый день работайте: смотрите, что происходит в профессии, ищите новые идеи, пробуйте всё, что только можно в съёмке. Очень важно понимать структуру фотографического рынка. Например, живя в Воронеже, можно быть успешным стоковым фотографом. А вот стать большой величиной в спортивной фотографии — немыслимо. Мировые спортивные события, как правило, происходят в других местах. Перманентно учитесь, как только вы поняли, что всё умеете в фотографии, вы на обочине.

Больше фотографий Владимира Годника на его сайте

Настя Алесковская
25 февраля, 14:30

Поделиться: